Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Уроки Февраля

20.03.2007

Событием месяца надо, наверное, признать событие, приключившееся 90 лет назад. Никак нам этого "не обминуть", по слову А.И. Солженицына, чьи "Размышлений над Февральской революцией" были опубликованы "Российской газетой" к 90-летию Февраля 17-го. Сами "Размышления" - текст, написанный еще в начале 80-х, обзорные главы, не включенные автором в 10-томное "Красное колесо", "повествование в отмеренных сроках" о Русской Катастрофе. Текст этот публиковался в России в 90-е годы в сборниках публицистики Солженицына, но не вызывал такого резонанса, как сейчас. Ну, не собирала администрация президента в 97 "круглые столы", чтобы объяснить начинающим молодым политикам, что не следует надеяться осчастливить свою страну с помощью иностранных правительств. А теперь вот собирает.

"Не надо желать поражения или ослабления своей стране, если вам что-то не нравится", "Революция - это, прежде всего, разорение, истребление. Мы плачем о демографии, а сами тоскуем по потрясениям. Нужно навсегда изъять революцию из нашей политической практики", "Нужно также помнить, что в результате революционных действий этих романтиков к власти приходят обычно маньяки и террористы" - это все цитаты из выступления заместителя руководителя администрации президента РФ Владислава Суркова на "круглом столе" в Российском государственном гуманитарном университете. В 90-е годы российская власть так не изъяснялась, да и Февраль 17-го был, ну, если не "священной коровой", то чем-то вроде того. А уж столыпинское le mot про "великие потрясения" и "великую Россию" если и цитировалось, то сквозь зубы, и в ироническом смысле - мол, какая ж может быть "великая Россия"? Разве что "великие потрясения"...

Сегодня феврализма явно поубавилось, но уж не настолько, чтобы можно было согласиться с М.Ю. Соколовым, заявившим в "глобалрусовской" заметке, что "твердых аннибалов либерализма, для которых весна 1917 г. есть, быть может, единственный луч света в тысячелетнем темном царстве русской истории, обнаруживается немного". И насчитавшим таковых "аннибалов" - всего двух. Не знаем, не знаем... А как же старая гвардия - Афанасьев, Сванидзе и пр.? Старая гвардия, конечно же, не смолчала: "Авторская пренебрежительная трактовка Февральской революции, как это ни странно, удивительно напоминает трактовку из советских учебников истории", "Они, февралисты, впервые провозгласили Россию республикой, впервые провозгласили демократические свободы и всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в парламент - Учредительное собрание, вскоре радостно разогнанное большевиками. Образованные, не связанные с дворцовыми интригами и возней у трона, искренне любившие свою страну, они имели один недостаток: власть не была их страстью, единственной целью их жизни" (Сванидзе в "Еженедельном журнале"). А Афанасьев так и просто заявил (на "Свободе", в программе Тольца): "Я даже не знаю, что говорить. С одной стороны, очень понятно, а с другой стороны - совершеннейшая бессмыслица почти что". Аннибал, одно слово. Отчетливый рубака.

Причина повышенной отчетливости старого рубаки, впрочем, тут же и выяснилась. И оказалась такова, что даже видавший виды Тольц сконфузился. После пространного перечисления выдающимся историком того, чего, по его мнению, в "Красном колесе" совсем нет, ведущего стало терзать страшное подозрение, и он не выдержал. Последовал характерный диалог: "Простите, Юрий Николаевич! Можно я задам вам вопрос: вы, как я понимаю, подобно большинству россиян, которых сейчас начальство на материале исторических выводов Солженицына желает политически "просветить", "Красное колесо"-то целиком не читали? - Нет, конечно. - Ну, это показательный ответ! Мне кажется, все то, о чем вы говорите, Александр Исаевич проделал в своей эпопее". Занавес.

Вот интересно, почему это у наших аннибалов, так любящих к месту и не к месту упоминать совковый слоган "Я Пастернака не читал, но осуждаю", именно в этом стиле постоянно аргументы и проскальзывают? Не иначе, как происходит по известному психологическому механизму - обвинять другого в том, что знаешь за собой. Может быть, тот же механизм сработал и у Сванидзе, когда тот взялся обличать страстотерпца Николая Второго за мелкость и несоответствие масштабу эпохи: "Мягкий, порядочный, но очень частный человек, ни по масштабу личности, ни по приватности, негосударственности мышления совершенно не предназначенный для несения бремени абсолютной власти в такой стране и в такое время. И трагически - для себя, семьи, страны - сломавшийся под этим бременем... Вся власть была такова.... Но кто их рассадил в это время по этим местам? Государь. Кто осуществлял этот негативный отбор, отбраковывая людей ярких и сильных, хотя, возможно, и неудобных? Государь. Больше некому. Его ответственность, его вина. Мелкий человек подбирал окружение себе подстать...". Нет, определенно не дают себя "обминуть" слова Государя в дневнике "Кругом трусость, измена и обман".

Судя по всему, наше время отличается большим количеством "крупных личностей, соответствующих масштабу эпохи". Вот еще (некто Иванов, в "Известиях"): "За случившееся в феврале 1917 г. мы должны в первую очередь благодарить Николая II.... Царь дал втянуть свою страну в мировую войну вопреки стратегическим интересам и в условиях неготовности Вооруженных сил к затяжной военной кампании.... Ясно, что в перспективе следовало отстранить Николая II от власти и провести глубокие политические реформы". Ясно ему... И ведь давно опубликованы мемуары Коковцова, бывшего премьером после Столыпина. Он, побывав незадолго до начала войны в Германии, свидетельствовал, что решение о необходимости вступления России в войну с Германией (и о моменте этого вступления) не в России принималось. С того момента, как в конце 13 года была запущена программа реформ армии и оборонной промышленности России, рассчитанная до 18 года - вопроса такого не было. Россию просто надо было уничтожить до того, как это станет непосильным даже для Германии. Вот нас и "вступили в войну"... А уж упреки в том, что Государь не залил пожара революции реками крови и комментировать невозможно. По бестрепетности сравнимо лишь со свежим "бряком" великого правозащитника Сергея Адамыча (в интервью "мужскому" журналу призывающего на борьбу "с этим чудовищным политическим устройством"): "Я очень надеюсь, что удастся избежать кровопролитного восстания", Ну, а если не удастся, так и не обессудьте... Это уже не аннибализм, тут, похоже, еще одной буквы недостает.

Или вот еще о Николае II, из одного Интернет-блога: "А в итоге вышло так, что практически все сформированное им окружение его предало и бросило. Тот факт, что царя "вынудили" отречься, служит не оправданием, а приговором его царствованию. Это характеризует его полнейший провал как руководителя". Естественный вопрос возникает - Спасителя одни предали, другие бросили и разбежались, третьи от Него отреклись - это Его тоже как-то характеризует?

Собственно говоря, обвинения в адрес Государя составляют значительную часть и самих "Размышлений" Солженицына, ставших причиной нынешней дискуссии. А то, что обвиняемому не было дано возможности высказать свою точку зрения, как всем без исключения персонажам "Красного колеса", стало причиной того, что главы эти в сочинение не были включены. Но суть дела от этого не меняется. Ни взгляды автора (в этой части), ни реакция общества, по сути за четверть века не изменились.

В "Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и его Семьи" свидетельствовалось, что "грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян". И новые попытки свалить на Страстотерпца вину за содеянное с Россией только подтверждают эти горькие слова. А утверждение о том, что "лимит на революцию наша страна исчерпала", кажется все менее очевидным.

От редакции

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2227



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме