Реакция военных на постановление Конституционного суда - раздраженно-сдержанная. Заместитель военкома одного из районных комиссариатов Петербурга в частной беседе сказал, что это "лишний барьер в нормальной организации призыва", но на практике он "не помешает работе". То есть призывников будут обувать в сапоги независимо от судебных решений и деклараций свободы совести и вероисповедания в Конституции.
На практике это выглядит следующим образом. За полгода до начала призыва юноша должен объявить военкомату о своем желании заменить военную службу альтернативной гражданской. Потом ему придется доказать, что служба с оружием в руках противоречит его вероисповеданию. Ему также предстоит убедить военкома, что вера его искренна. Ради этого от некоторых призывников требовали справку от священника и доказательства соблюдения поста. Но даже если сам митрополит выпишет ему справку, будто он пять лет служит алтарником в Александро-Невской лавре, не факт, что военные не пошлют его в ВДВ.
Нынешнее решение Конституционного суда стало ответом на обращение призывников Олега Пильникова и Михаила Жидкова, которым военкомат отказал в замене службы: они позже срока подали соответствующие заявления.
Это уже второе дело о праве граждан на альтернативную службу, которое рассматривал Конституционный суд: в 1999 году он разъяснил военным, что само право, закрепленное Конституцией России, не нуждается в конкретизации и является непосредственно действующим. То есть, предположим, в отсутствие ныне действующего закона военкоматы не могут лишать призывника права на замену службы, даже если он принадлежит к нетрадиционной конфессии (например, к "свидетелям Иеговы" или "адвентистам седьмого дня", доктрины которых запрещают своим адептам брать в руки оружие).
Но в последующие семь лет военкоматы продолжали играть по своим правилам. Петербургскому призывнику Олегу С., который заявил о своей приверженности к православию, отказали на том основании, что РПЦ будто бы не запрещает, а поощряет военную службу.
По информации общественной организации "Солдатские матери Петербурга", в 2006 году около тысячи молодых россиян выбрали альтернативную воинскую службу. И далеко не все они религиозные люди, которым вера не позволяет держать в руках оружие. Большинство не хочет сталкиваться с казарменными пытками, которые у нас стыдливо именуют "неуставными отношениями". Кто-то боится голода, кто-то - попасть в зону военных действий, кто-то - принуждения к подписанию контракта.
Сегодня форма альтернативной службы определяется далеко не демократическим путем. Молодой человек не может сам выбрать место службы, например в каком-нибудь хосписе. Решающее слово в этом вопросе принадлежит военным, которые легко могут отправить его на военные производства далеко от дома. Перечень рабочих специальностей составляет около 300 наименований, поэтому де-факто он легко может попасть в хозчасть авиаремонтного завода с обычными солдатами-срочниками. И делать ту же самую работу на полтора года дольше.
Прямая речь
Борис Александров, юрист и правозащитник:
- Рассматривать заявления призывников о замене военной службы должны не военные, а гражданские комиссии. В них должны входить психологи и специалисты по религиозным культам. Где призывник будет проходить альтернативную службу, должен решать не военком, а городская служба занятости. Есть масса дефицитных специальностей, которые плохо оплачиваются, но на которые не возьмут гастарбайтеров - санитары больниц, например. Срок службы должен составлять не более 2-2,5 года.
Николай Артамонов, адвокат:
- Не существует четких критериев, по которым сотрудники военкоматов могли бы оценить степень веры человека. Они заинтересованы в том, чтобы отправить юношу в казарму, и их решения очень сложно оспорить. У меня был клиент, баптист, которого в военкомате презрительно нарекли "сектантом" и, не вникая в подробности, отправили в стройбат. Альтернативную службу разрешают, но только очень небольшому числу призывников, чтобы потом никто не мог упрекнуть самого военкома в неисполнении федеральных законов.
Роман М., 20 лет, баптист:
- Я написал заявление в военкомат с просьбой направить меня на "альтернативку" по религиозным убеждениям. Помощник военкома взял мое заявление, специально открыл дверь кабинета, чтобы все слышали, и начал орать на меня матом. Он утверждал, что я просто хочу "закосить", потому что боюсь трудностей. Он пообещал отправить меня, куда Макар телят не гонял, на какие-то рудники, где я буду работать вместе с зэками от рассвета до заката. Проблемы, которые у меня могли быть в казарме, покажутся мне ерундой после общения с блатными. Он сказал, что меня там обязательно "опустят" и будут отбирать пайку, - он, мол, об этом позаботится. Какая же это альтернатива, мне практически не оставили выбора! Я не понимаю, почему я должен все это терпеть в течение трех с половиной лет, поскольку не совершал никаких преступлений.
Их нравы
Каждый пятый - альтернативщик
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=267566096