Бесконечность распутинского мифа

70 лет назад родился Валентин Григорьевич Распутин - 15 марта 1937 года

Валентин Распутин 
0
157
Время на чтение 5 минут
"Русский Дом" поздравляет Валентина Григорьевича Распутина и желает ему многая и благая лета!

Чем более бесконечен русский миф, тем труднее и непостижимее он для писателя. Оглядывая нынче, в начале 2007 года, минувшую даль времени, думаю, а не создано ли было в начале восьмидесятых годов главное крупнейшее произведение русской литературы всего послевоенного периода - "Прощание с Матёрой"? И не есть ли это тот бесконечный русский миф о матушке-земле, который каждый раз приводит к прощанию русского мужика со своей землёй (начиная с самых древних былин и сказок), и каждый раз вновь возвращает его на ту же землю? Несомненно, Валентин Распутин мифологичен, и потому как писатель уже живёт вне своего времени, поверх него.

За "Прощанием с Матёрой" не только человеческий опыт, да и нет там реального человеческого опыта Распутина, а уже вся объёмность русского мифа. Это столкновение бессмертного с обычным земным, это откровение, закинутое и в прошлое, и в будущее, проглядывающее как все наши перестроечные зигзаги, так и всевозможные фольклорные сюжеты. Он написал эту свою главную книгу и как бы остановился. Потом много ещё чего было, вплоть до недавней повести "Дочь Ивана, мать Ивана", и всё-таки главное оставалось там, в прошлом. За это главное ему давно бы следовало дать ту же Нобелевскую премию, если бы её давали по справедливости и исключительно по литературным заслугам, но, может, в том и гордость русской литературы, что все крупнейшие прозаики, от Льва Толстого до Антона Чехова, от Владимира Набокова до Андрея Платонова, от Юрия Казакова до Валентина Распутина - обошлись без этой явно политической премии.

Валентин Распутин уже сам стал нашей русской легендой, нашим национальным мифом. Уже не только проза его, классическая в своём совершенстве, уходит в бесконечность времени и мировой культуры, но и сам он становится бесконечным в своих деяниях.

Знак Сибири, знак своего славного поколения, знак России, знак русской культуры. Дети 1937 года отмечают свою очередную круглую годовщину. Валентин Распутин и сам порой признаёт, что многое из того, за что он боролся все эти годы, во имя чего писал - ушло безвозвратно. "Где они - эти крепости и эти устои, которые выписаны на наших потрёпанных флагах?.. Всё превратилось в развалины, к которым и туристов не подводят, настолько они никому не интересны...". Но писатель забывает, что он сам давно уже стал флагом, и пока он держится, держатся и устои, которые он защищает. Более того, скажу без стеснения, что та крепость русской литературы, которую воздвигли Валентин Распутин сотоварищи, будет держать русские национальные устои и столетия после нас. Миф Матёры будет воссоздан ещё не раз не только на сценах театров или в умах читателей, но и наяву, как воссоздаётся любая живая национальная и религиозная основа. Распутин - мягче воска, он - тише монаха-молчальника. Он - скромнее и неприметнее любого начинающего литератора, но распутинская поступь уже полвека определяет нашу русскую культуру, и прорастая сквозь неё, - и всю нашу национальную жизнь.

Как в кельтской цивилизации, по утверждениям моего сына-кельтолога, духовно опирающейся на пять священных деревьев, так и в сакральной распутинской "матёрой" Руси он опирается на свой "царский листвень", на дерево-символ, которое не одолеть никаким бензопилам. В Матёре всё сгорело, листвень остался, но из него уже бегут молодые побеги, и завтра они дадут пять Матёр, а послезавтра - пять тысяч Матёр. Если умеют читать священные книги наши молодые русские патриоты, то "Прощание с Матёрой" станет для них священной национальной русской книгой. Той, которая не горит.

В России так сложилось, что и в девятнадцатом, и в двадцатом столетии национальный миф создавался не философами, не мыслителями, не политиками, а - писателями: Пушкиным и Лермонтовым, Толстым и Достоевским, Лесковым и Заболоцким, а ныне - Василием Беловым и Валентином Распутиным, - двумя коренниками, двумя "тягловыми" национальными писателями. И потому воссоздаваться и в XXII, и в XXIII веке русское национальное общество будет не столько по приказам начальников и выдумкам политиков, сколько исходя из национального мифа "Прощания с Матёрой" и "Привычного дела". Думаю, несмотря на грустное название повести, реального прощания с Матёрой на Руси не будет никогда. Её герои ушли в бесконечность и будут вновь и вновь реально возрождаться, применительно к обстоятельствам эпохи.

Подлинная распутинская Русь выходит нынче из укрытия, идёт своим национальным путём, врастая и в армию, и в государственные структуры, и в новую промышленность, и даже в новое предпринимательство.

Он, молчаливый наш юбиляр, будет востребован многими уже сегодня. Пусть кто-то будет им прикрываться, кто-то ставить преграды, - всё сметёт народная лавина.

Опасность распутинского мифотворческого национального пришествия на Руси понимали ещё брежневские чиновники сразу после повести "Живи и помни". Писал в ноябре 1974 года Виктор Астафьев: "Ой, дадут они Вале Распутину за повесть... Он не просто палец, а всю руку до локтя запустил в болячку...". А у меня дома Астафьев признавался, что никогда бы не осмелился написать такую повесть, да и объёмного мифологического мышления не хватило бы. Ведь дело не в сюжете, каким бы смелым он не был, дело в объёмности национального мифотворчества, что дано всего лишь единицам - избранным свыше. В 1985 году Валентин Распутин вспоминал: "Что до "Живи и помни", несмотря на то, что Астафьев насторожился, как бы мне не влетело, всё обошлось. А вот "Матёру" останавливали...". Хватало наверху умных бесов, боящихся русского национального мифа.

Валентину Распутину исполняется 70 лет. Написано немало страниц, ставших уже при его жизни русской классикой. Его не обошли ни радости и победы, ни горести и поражения. Всего хватанул с лихвой. Выстоял. Стоит дальше. Смерть не обошла стороной ни многих его героев, ни его семью. Но и в его поминальной молитве звучит не просто личностное, а всенародное искупление, он стоит перед Господом нашим как один из отвечающих за русский народ, за все грехи его и слабости. Зачем взвалена на него такая тяжкая ноша? Но пока он пишет, пока он держит ответ, может быть, каждому из нас в чём-то легче жить.

Думаю, помогает ему и Сибирь, помогает родная природа. Неслучайно он при любой возможности уезжает со своей московской квартиры в родные места. Не случайно Сибири посвятил он и все произведения свои. Через Сибирь познаёт он и весь народ русский. И Настёна со своим горемыкой Андреем Гуськовым, и старухи материнские, и Тамара из "Дочь Ивана, мать Ивана" - это всё образы, почерпнутые из глубин русского народа. Валентин Распутин самой природой своего таланта настроен на волну народного сознания. Тем сильнее сопереживаешь их чувствам. Что будет с ними, что происходит с ними, то же творится и с самим народом.

И всё же, несмотря на горечь всех поражений и жалость ко всем жертвам, так мечтается мне о том, что начинает всплывать Матёра, поднимаются обречённые на смерть, очнутся забубённые и пропитые головушки и крикнут грозное распутинское: "Не смей!".

А там уже подрастают и молодые, техничные и национально мыслящие ребята, с ними поднимается весь Русский мир. Куда деваться, "им надо нашу линию выправлять...".

Его герои творят русский национальный миф во всём многоголосии природной Руси.

Спасибо тебе, Валентин Григорьевич, от всех наших читателей! Дай Бог и дальше нам вместе творить общее русское дело!

http://www.russdom.ru/2007/200703i/20070327.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Бондаренко
Все статьи Владимир Бондаренко
Валентин Распутин
Бесконечная минута молчания
К девятой годовщине кончины писателя Валентина Распутина
15.03.2024
О Распутине
Ко дню памяти (15.03.1937 – 14.03.2015)
14.03.2024
Писатель «амвросиева духа»
Владимир Крупин в Оптиной пустыни
28.11.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03