itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский язык - сокровище России

Общенациональный Русский журнал 
0
214
Время на чтение 4 минуты
Великий русский язык - сокровище России. Он был и остается воплощением ясного взгляда на мир, нравственной высоты и проницательности, живым отражением правды-справедливости. Ибо в его коренных словах запечатлена мудрость поколений, представление о жизни, опирающейся на соборное единство, способность сострадания, служения и жертвенности, стремления к Истине, на чувство красоты и всемирную отзывчивость русского духа.

Но то, что делают с преподаванием русского языка в наших школах чиновники из Министерства образования и науки (министр Андрей Фурсенко, по существу, оказался двойным заложником - своей некомпетентности в сфере образования и окруживших его "педагогических террористов") и депутаты Госдумы РФ (на днях утвердившие закон о Едином государственном экзамене), иначе как диверсией государственного масштаба не назовёшь.

Только в текущем учебном году против русского языка совершено три вредоносных акции, о которых начальники-образованцы сообщили учителям московских школ в своих циркулярах:

1) сочинение по литературе как форму экзаменационной работы в школе предлагают отменить;

2) экзамены по русскому языку переводятся на систему тестирования;

3) количество часов на изучение иностранного языка увеличивается до 5 часов в неделю, начиная с младших классов;

4) в 9-х классах предполагается ввести "малый ЕГЭ"
.

Тестирование, как известно, - формальный способ проверки знаний. Гуманитарные же дисциплины по своей природе и сути не формализуемы. Для усвоения они требуют акта созерцания, многопланового анализа художественного образа или единого развивающегося процесса (к примеру, истории народа или государства), каждый элемент которого может быть верно понят и растолкован только в связи с осознанием всего процесса от причины возникновения до конечных его результатов. Лишь в отдельных случаях возможно тестирование, и оно должно быть поставлено под научный контроль.

Сочинения по литературе, написанию которых учит уже далеко не каждая школа, теперь окончательно изгоняются с уроков. В то время как работа над сочинением - это прежде всего овладение родным литературным письменным языком. Самостоятельная письменная речь организует ум, учит рассуждению, способствует формированию языковой личности. Кроме того, работа над сочинением приобщает к логике, приучает более строго и самостоятельно мыслить, сосредотачиваться на поставленной задаче, настраивает на анализ, обязывает видеть цель, работать по плану, рассуждать в прямом соответствии с поставленными и возникающими вопросами.

Наконец, сочинение организует читательскую практику, содействуя предметному ознакомлению с классическими произведениями, которые содержат ничем не заменимый в образовании огромный познавательный, духовно-нравственный, художественно-этический и культурный потенциал.

Русская классическая литература была и остаётся средоточием исторического опыта народа, фундаментом становления здорового мировоззрения, соприродного духу и интересам России, является важнейшим фактором нравственного, национально-государственного и патриотического формирования личности. Она не только "учебник жизни", но и богатейший арсенал позитивного духовно-нравственного, идейного и художественного опыта, лежащего в основе здоровой жизнедеятельности человека и народа, что сейчас крайне необходимо нашему обществу.

Именно поэтому ещё в 1999 году группа видных академиков-гуманитариев обратилась к председателю правительства Российской Федерации с письмом, в котором выражалась серьёзная озабоченность состоянием гуманитарной сферы знаний.

Одновременно более 30 известных профессоров-филологов московских вузов обратились к депутатам Государственной Думы РФ по поводу проекта закона "О государственном образовательном стандарте". "Самая опасная сторона законопроекта состоит в том, - значилось в письме, - чтобы вытеснить литературу как предмет из средней школы... При таком подходе народы России рискуют остаться без фундамента гуманитарного образования, без объединяющего духовного начала, русского языка и русской культуры. Русский язык и русская культура - общее достояние народов Российской Федерации, нравственный и духовный залог целостности и независимости России как государства".

Но серьёзные предупреждения учёных понимания не нашли.

Активное же введение иностранного языка за счёт уменьшения часов русского языка и литературы, математики отнюдь не продиктовано заботой чиновников об улучшении языковой подготовки учащихся. В нынешних российских условиях это поворот к школе колониального уровня и типа. Эта диверсия приближает завершение операции "Образование в России", которая проводится по плану информационно-психологической войны против нашей страны и, во многом, за счёт иностранных бюджетов, в частности, Международного валютного фонда. На февральском совещании (2007г.) московским учителям в объявленный "Год русского языка" преподнесли "подарок": по новому учебному плану общеобразовательной школы на русский язык и литературу совместно отводится 200 учебных часов, а на английский язык - 430 часов! Цель очевидна: создать массовый тип примитивного обывателя, руководствующегося в своём поведении только мерою телесного свойства: личной выгодой, сытостью и удобством (комфортом); воспитать "механического человека". Такого рода "человеческий материал" не способен ни к достойному созерцанию и творчеству, ни к гражданским чувствам, ни к патриотизму, ни к высоким духовно-нравственным поступкам.

Народ и язык одного корня, благодаря слову, данному нашему народу, и по праву духовного родства, наследуемому нами, мы имеем счастье и достоинство быть людьми.

Насущные задачи, стоящие перед нами:

- спасти русскую словесность в школе от окончательного разрушения и восстановить объем содержания и уровень усвоения ее, достигнутый в ХХ веке;

- преодолеть информационную агрессию антикультуры, направленную против созидательных традиционных духовно-нравственных ценностей нашего Отечества;

- защитить русский язык.

Это главное.

Важнейшим шагом в восстановлении системы российского образования должно стать возвращение к основательному изучению фундаментальных дисциплин. Это в первую очередь потребует пересмотра нынешнего многочисленного перечня школьных предметов и сосредоточенности на основных, фундаментальных науках.

Одновременно должны решаться задачи воспитания национального и гражданско-государственного самосознания, любви к Родине, формирования трудовых качеств человека, нравственного образа жизни и стремления к культуре. Только в этом случае можно говорить об утверждении в школе свободной личности, способной к саморазвитию, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и негативных воздействий и способной им противостоять. Всеволод ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук, профессор, академик РНАН
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Всеволод Троицкий
Все статьи Всеволод Троицкий
Всеволод Троицкий
Мужайся, стой, крепись и одолей
Году Русского Языка посвящается
18.04.2007
Погром отечественной школы
Новый стратегический удар по школе или доколе будем терпеть вредительство деятелей от образования
24.10.2006
Все статьи Всеволод Троицкий
Общенациональный Русский журнал
Все статьи темы
Последние комментарии