Царская семья и "Державная"
Знали ли сами царственные мученики о явлении "Державной" иконы Божией Матери? До недавних пор определенно ответить на этот вопрос не представлялось возможным. Однако не так давно среди бумаг императрицы Александры Феодоровны, изъятых цареубийцами в ее личных вещах, была обнаружена публикуемая нами молитва, собственноручно переписанная рукой царицы-мученицы и несколько отличающаяся от всем известной второй молитвы "Державной" (с которой схожа). Текст этой молитвы, составленный, видимо, не ранее ноября-декабря 1917 г. (мы публикуем его ниже без искажений, сверенным с оригиналом), был доставлен, возможно, при посредстве великой княгини Елизаветы Феодоровны царственным мученикам вместе с копией Державного образа.Сохранились свидетельства о посылке, полученной царственными мучениками уже в Екатеринбурге.
Из дневника государя (3.5.1918): "Днем получили от Эллы из Перми кофе, пасхальные яйца и шоколад".
Из дневника государыни (3.5.1918): "Получили кофе, шоколад от Эллы. Она была выслана из Москвы и находится в Перми (мы прочитали это в газетах)".
Из парижской статьи 1929 г. мы знаем, что вскоре после большевицкого переворота икона Божией Матери "Державная" находилась в Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой была великая княгиня Елизавета Феодоровна.
Во вторник Светлой седмицы, 24 апреля/7 мая 1918 г., великая княгиня Елизавета Феодоровна была арестована и в сопровождении келейницы Варвары Яковлевой и сестры Екатерины Янышевой отправлена из Москвы поездом в Пермь. Здесь недолгое время августейшая молитвенница пребывала с сопровождавшими ее сестрами в Успенском женском монастыре, утешаясь ежедневным монастырским богослужением. Вскоре их переместили в Екатеринбург, где одной из сестер удалось близко подойти к Ипатьевскому дому и через щель в заборе увидеть даже самого государя. Недолгий приют предоставил им Ново-Тихвинский женский монастырь, откуда вскоре будут носить съестное царственным мученикам в Ипатьевский дом. Сама великая княгиня, несмотря на просьбы встретиться с сестрой, не была допущена к ней.
1/14 мая все находившиеся в Екатеринбурге члены царского дома (кроме самих царственных мучеников) получили предписание переселиться в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии. Алапаевские мученики прибыли туда 7/20 мая, когда церковь вспоминает явление на небе Креста Господня в Иерусалиме (351 г.).
Итак, посылка была отправлена великой княгиней из Перми.
В "Описи иконам, найденным при осмотре дома Ипатьева" после цареубийства, значатся две иконы, одна из которых, по крайней мере, несомненно, "Державная": "Образ Божией Матери, большого размера, на дереве, старинного письма, на красном фоне черной краской. Вверху - Бог Саваоф". Однако самым значимым фактом является свидетельство следователю Н. Соколову Попова-Шабельского 1921 г.: "...В 4 часа утра 17 июля [1918 г.] все стихло. Мужики тотчас же кинулись к Ганиной яме и там нашли [...] несколько вещей [...] Потом стали откачивать воду из шахты, привлекли учащуюся молодежь, офицерство и нашли разные вещи, из которых помню [...] икону Божией Матери Великодержавной, исколотую штыками, которую великая княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Толстую прислала государю".
В показаниях речь идет о Зинаиде Толстой, супруге полковника Кавалергардского полка Петра Толстого, сестре известного русского поэта Сергея Бехтеева и фрейлины обеих императриц Екатерины Бехтеевой. Вместе с государыней и великими княжнами Зинаида Сергеевна трудилась в лазаретах Царского Села, ухаживая за ранеными. Впоследствии она сблизилась с царственными мучениками, в годы заточения которых в Тобольске отправляла им посылки и письма, нередко вкладывая в них стихотворения брата. Сохранилось 11 ответных писем к ней царицы и ее дочерей. Об обстоятельствах одной из таких оказий впоследствии было опубликовано свидетельство в эмигрантской печати: "Весною 1918 г. Зинаида Сергеевна Т[олстая], постоянно сносившаяся с царской семьей, во время ее заключения в Царском Селе, Тобольске и Екатеринбурге, послала своего доверенного человека Ивана Иванова в Екатеринбург, дабы узнать об условиях жизни государя там. Посланный с величайшим затруднением исполнил свое поручение и ознакомился, насколько мог, с грустными и трагическими подробностями страданий царской семьи".
Та майская посылка от Эллы, полученная царственными мучениками в Екатеринбурге, была также послана через Толстую. Об этом свидетельствует запись в дневнике государыни, сделанная на следующий день после получения посылки (4.5.1918): "Огромное наслаждение, чашечка кофе. [...] М[ария] написала в 22-й раз детям и Элле и Зиночке [Толстой] (не отослала их)".
Посылка иконы "Державной" и, скорее всего, вместе с ней текста молитвы была, кроме всего прочего, формой покаяния. На наши расспросы о размолвке великой княгини с ее сестрой-царицей в конце 1916 г. старец о. Николай Гурьянов отвечал, имея в виду великую княгиню Елизавету Феодоровну: "Она покаялась".
Революция. Иконы. Россия
В годы Первой мировой войны и революции произошло еще одно важное событие: открытие в России иконы. Речь идет не об открытии иконы образованным обществом - это дело вторичное по отношению к проявлению (трудами реставраторов) скрывавшихся под потемневшей олифой и позднейшими записями первообразных ликов.Первым об этом стал писать русский философ князь Е. Н. Трубецкой.
"До самого последнего времени, - отмечал он в 1915 г., - икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетным вниманием. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины.[...] Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни..."
Далее, завершая статью, он почти пророчествует: "Возможно, что переживаемые нами дни представляют собою лишь "начало болезней"; возможно, что они - только первое проявление целого грозового периода всемирной истории, который явит миру ужасы, доселе невиданные и неслыханные. Но будем помнить: великий духовный подъем и великая творческая мысль, особенно мысль религиозная, всегда выковывается страданиями народов и великими испытаниями.[...] Но, в таком случае, мы должны твердо помнить о той радости, в которую обратятся эти тяжкие муки духовного рождения. Среди этих мук открытие иконы явилось вовремя".
И в третьей, заключительной статье, опубликованной в самом начале 1918 г.: "В исторических судьбах русской иконы есть что-то граничащее с чудесным. [...] Можно ли считать случайностью, что она явилась именно в последние десять-пятнадцать лет? Конечно, нет! [...] Она явилась как бы накануне тех исторических переживаний, которые нас к ней приблизили и заставили нас ее почувствовать. [...] Икона - явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию".
* * *
Первые печатные сведения о Державном образе, записанные настоятелем храма, в котором находилась чудотворная икона, о. Николаем Лихачевым, появились в журнале "Душеполезный собеседник" в октябре 1917 г. К этому же времени (сентябрю-октябрю), вероятно, относится отдельная листовка аналогичного содержания. Почитание образа верующими, по воспоминаниям современников, началось сразу же после его явления. Видимо, все же оно росло постепенно, по мере вразумления свыше и под воздействием опамятования народа. Известно, что патриарх Тихон приезжал прославлять явление "Державной". Но раз патриарх - значит, уже после ноября 1917 г. "Патриарх после прославления иконы приказал в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и велел назвать этот акафист "Акафист акафистов". Одна из служб "Державной" и акафист были составлены с участием самого патриарха Тихона.Как бы то ни было, но со 2 марта 1917 г. Матерь Божия стала "земли Русския Царицей Небесной" (величание из иной службы явлению иконы Богородицы "Державной").
Замечательно было самоощущение участников грандиозного крестного хода изо всех московских церквей Первопрестольной к поруганным кремлевским святыням в захваченной большевиками Москве 9/22 мая 1918 г., выраженное в письме Е. Н. Трубецкого: "...Недаром льется теперь кровь мучеников, недаром мы теперь пьем чашу до дна. Верьте, великое теперь совершается над нами. [...] такого светлого подъема я не видал за всю мою жизнь... Мы шли крестным ходом из Успенского собора на Красную площадь. Толпа, где были сотни и тысячи только что приобщившихся, ожидала расстрела и шла с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко..." А пройдя Спасские ворота и увидав площадь, полную десятками тысяч, в порыве неудержимой радости запела: "Христос воскресе..." Вот смысл всероссийской Голгофы! То, что мы видели на Красной площади, - есть начало воскресения России, а воскресение не бывает без смерти..."
Народное почитание
О почитании народом Божиим "Державной" иконы, по условиям времени, сохранилось немного свидетельств."Весть о явлении новой иконы в день отречения государя от престола 2-го марта 1917 г., - писал профессор Андреевский, - быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни..."
В 1929 г. в парижских "Сергиевских листках" рассказывалось о почитании "Державной" иконы в России (правда, известие это, как нам кажется, относилось к более раннему времени): "В настоящее время, как мы слышали, чудотворная "Державная" икона Божией Матери очень чтится по всей России; нам передавали, будто ее носят по селам крестными ходами".
О народной потребности молитвенного обращения к чудотворному образу свидетельствуют изданные с трудом, полулегальным уже образом при большевиках молитвы-листовки, два издания акафиста. А чего стоят выходные данные на одной из таких книжек: "Издание Свято-Николаевского Братства странников и отшельников Христа ради".
В этом же ряду было писание и распространение копий чтимой иконы. Профессор Андреевский свидетельствовал: "...Икона, в бесчисленных копиях, стала украшать все русские храмы. Появился дивный акафист и канон этой иконе, слушая который, вся церковь падала на колени. Прошло несколько лет - и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред ее копиями по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей".
В настоящее время "Державных" икон того времени сохранилось немного. Один подобный образ удалось увидеть в Пюхтицкой обители, другой находится в храме Св. Николая Николо-Перервинской обители в Москве; еще один пребывает в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове под Москвой. Принадлежал он некогда старцу, иеромонаху Серафиму (протоиерею Сергию Орлову).
В своем письме митрополиту Арсению (Стадницкому), датированном "2 марта 1922 г. 1 ч. ночи", епископ Ямбургский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси, писал из С.-Петербурга: "Я сейчас только что приехал из Иоанно-Предтеченской ц[еркви], где служил всенощную по случаю празднования в честь иконы Божией М[атери], именуемой "Державная". Было очень много народу, и служба очень затянулась".
Особо чтил чудотворный образ известный московский священник протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (14.7.1876-16.2.1940), настоятель храма Св. Николая в Плотниках. Известно, что он часто ходил в Коломенское служить перед ней акафист. Почитание это, несомненно, усилил случай. Будучи арестованным в декабре 1924 г. и ввергнутым в Бутырскую тюрьму, о. Владимир был освобожден 2/15 марта 1925 г. - в день празднования "Державной" иконы.
Тем временем богоборческие власти подвергли "контрреволюционную", "монархическую" икону особому преследованию. Прекратились службы. Это было сделать тем легче, что она так и не была растиражирована типографским способом, бытовала в списках.
Постепенно дело дошло до того, что боялись даже упомянуть само имя иконы. Автору этих строк довелось держать общую тетрадь с неопубликованным трудом епископа Арсения (Жадановского) "Молитвы Божией Матери на каждый день года", переписанным его духовными чадами. Листы, на которых шла речь о "Державной" иконе Божией Матери, были вырваны владельцем тетради...
ДОСЬЕ
Явление иконы Божией Матери "Державная"
Крестьянка, отправившись в Коломенское, пришла туда 2 марта, а увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором она узрела во сне Божию Матерь. Священник храма Николай Лихачев пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы, но ни в одной из них не узнала явленного ей во сне образа.
Тогда по совету сторожа настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, даже в чуланах. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то увидели на ней изображение: Божию Матерь, восседающую на царском престоле в красной порфире, с венцом на голове, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях - благословляющий Богомладенец Иисус Христос. Именно в этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ.
Спустя некоторое время "Державная" икона явила чудо обновления. Профессор Андреев был свидетелем этого: "Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и..."красной", так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью".
Вскоре после явления иконы Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом она возвращена не была, и о ней в монастыре забыли.
В начале 1920-х гг. подлинник "Державной" иконы отправили в Исторический музей, но уже было создано несколько почитаемых списков с нее, один из которых в советские времена находился в никогда не закрывавшемся московском храме Св. пророка Илии в Обыденском переулке и в некоторых других московских храмах.
Весной 1991 г. в Москве настоятелю храма Святителя Николая Николо-Перервинского монастыря, протоиерею Владимиру Чувикину принесли список иконы Божией Матери "Державная". Икона благоухала и источала миро, и очевидцами этого чуда, наблюдавшегося не менее полумесяца, были все, кто приходил в Николо-Перервинскую обитель.
ДОСЬЕ
Молитва Пресвятой Богородице пред Чудотворною Иконою Ея, именуемою "Державная "
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=50&tek=6670&issue=187