Чужие?

0
116
Время на чтение 6 минут
Моя жизнь была почти идеальной, и в то же время в ней не было почти ничего, кроме грусти и тоски по безвозвратно уходящему времени. И в этот момент началось возвращение к истокам, к началу. Я стала делать робкие шаги по направлению к Церкви. Сложно объяснить, почему именно Православной - просто так чувствовала, и все.

"Хотя бы Церковь нам оставили..."

...В тот день, как обычно, рано утром я пошла в церковь. На улице было жутко холодно и мрачно, казалось, сама погода просила остаться дома, но невозможно было отказаться от похода в церковь, который в последнее время стал праздником.

Служба уже началась. Я купила свечку и подошла к иконе, боясь потерять хотя бы минуту, но внезапно почувствовала на себе чьи-то косые взгляды. Повернувшись, увидела стоявших неподалеку женщин, которые как-то странно на меня смотрели, о чем-то перешептываясь. Такие взгляды я замечала и раньше, но тогда причин глядеть на меня косо было хоть отбавляй: а как еще смотреть на девушку, щеголявшую на службе в джинсах и явно не понимавшую, что, собственно, вокруг происходит. Но на этот раз проблема была явно не в одежде: до меня вполне отчетливо донеслись слова: "Только посмотри на нее, ни стыда, ни совести! Понаехали! Мало того, что всю страну засорили, так теперь и до церкви добрались! Постыдились бы, хотя бы церковь нам, русским, оставили". В этот момент я невольно пошла к выходу. Я просто не понимала, что делать дальше. Было ощущение, что на меня вылили ведро ледяной воды...

Дело в том, что я армянка. Крестили меня в Армянской григорианской Церкви, но крещение было скорее данью традиции, чем каким-то осмысленным шагом. Получив крестик, я долго не вспоминала о нем, запрятала далеко в шкаф. Не задумывалась о вере, жила, как все - до тех пор, пока душа не повела в храм. Пока не наступил момент, когда начала задумываться, что же я делаю, зачем я и куда иду. Пока не почувствовала, что живу не так. И с тех пор стало тяжело ходить в институт, учиться, встречаться с друзьями, хотя о такой жизни, какая была у меня тогда, иной бы, наверное, мог только мечтать... Но все как будто медленно затягивалось серой паутиной, которая, казалось, никогда не разорвется.

Моя жизнь была почти идеальной, и в то же время в ней не было почти ничего, кроме грусти и тоски по безвозвратно уходящему времени. И в этот момент началось возвращение к истокам, к началу. Я стала делать робкие шаги по направлению к Церкви. Сложно объяснить, почему именно Православной - просто так чувствовала, и все. До этого я "кидалась" то в мечеть, то к кришнаитам, потом, разочаровываясь, начинала повторять: "Тебе ничто не поможет. Никакого Бога нет...". Но от этого становилось все хуже и хуже. И в какой-то момент, почти безотчетно, я "рванулась" в храм, выбранный мною только потому, что когда-то я была там на экскурсии, еще в шестом классе. Там, внутри, за церковным порогом, мне вдруг сделалось легче.

Конечно, мой приход к вере сразу не разрешил всех душевных проблем - я думаю, что решать их придется еще долго. Но постепенно воцерковляясь, исповедуясь и причащаясь, я все яснее понимала, что Православная Церковь, Христос - это действительно Путь, Истина и Жизнь, что иначе я уже не могу жить. И вот мне грубо указали, что Церковь эта - "не моя".

И начались очень страшные для меня дни. Я не появлялась в храме полгода. Собираясь, вспоминала эти слова - и не могла идти. Ничего хуже со мной раньше не случалось. Мне было стыдно ходить по улице, стыдно ездить в метро, я старалась вообще пореже выходить из дому. Хотя и не могла понять, чего стыжусь и чего боюсь. Даже на некоторое время перестала носить крестик...

Причем моя вера никуда не пропала, не улетучилась. Но я все думала и не могла понять, имею ли я право носить крестик, ходить в "русскую" церковь, молиться перед иконой моего любимого святителя Николая Чудотворца - православного грека, которого так почитали, наверное, эти женщины. Я долго мучилась, думала, сомневалась и, в конце концов, поняла, что не могу жить без Церкви, что никто не может помешать мне идти ко Христу. В душе все равно осталась боль от того, что произошло. Но я никого не осуждаю. Наверное, это было для меня еще одним испытанием веры и его тоже нужно было пройти достойно. ?

Аруся НАВАСАРДЯН

КОММЕНТАРИЙ ПРОТОИЕРЕЯ Максима КОЗЛОВА:
ТОЛПА НЕКАЮЩИХСЯ ГРЕШНИКОВ

Люди, считающие, что Русская Православная Церковь - это Православная Церковь исключительно для русских, безусловно, неправы. Очень жаль, что приходится говорить об этом отдельно, потому что в нормальной ситуации христианину не нужно было бы объяснять, что самая суть христианства (в отличие от замкнувшегося в национально-религиозной традиции иудаизма) - совершенно иная.

Православное христианство принципиально универсально, несводимо к национальной традиции, и в этом - одна из глубинных отличительных черт учения Христова.

Доказывать все это, казалось бы, не нужно вовсе. Но, увы, мы постоянно встречаемся с феноменом, заключающимся в том, что люди, называющие себя христианами, посещающие храмы, исповедующиеся, причащающиеся, слушать не желают и даже думать не желают о том, что говорит апостол Павел: "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3, 11).

Непонимание универсальности христианства - это часто встречающаяся проблема. Это проблема христианства, ныне становящегося массовым. Да, церковного народа становится много, а христиан среди этого народа - мало. Многие люди ходят в церковь и каким-то субъективным образом ощущают приятность и комфорт от того, что именуют себя самих православными христианами, но спроси их - а вы Евангелие-то читаете? А вы Библию когда-нибудь читали? Да что там всю Библию - хотя бы весь Новый Завет когда-нибудь потрудились прочесть?..

Итак, мы подошли к сути проблемы: многие люди, находящиеся в ограде Церкви, на самом деле не являются носителями христианского мировоззрения. Конечно, прогонять их нельзя, об этом и речи быть не может - Церковь не затворяет свои двери даже перед самыми отъявленными грешниками, а Христос прямо говорит: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2, 17). Прогонять никого нельзя, всем нужно стараться помочь, но иногда это очень трудно сделать: кто-то желает учиться, а кто-то, придя в ограду Церкви, приносит с собой весь букет своих светско-советских специфических взглядов, предубеждений и умонастроений и не желает с ними расставаться. Присутствие в душе этого ненужного христианину багажа регулярно проявляется отнюдь не только в странной позиции по национальному вопросу, но и вообще в нетерпимости ко всем новым прихожанам, в обрядоверии и во многом другом. И хуже всего, что человек считает такую ситуацию, такое свое духовное состояние нормальным! Впрочем, не читая Евангелия, не размышляя над словами святых апостолов, он просто теряет возможность сопоставлять свою жизнь с учением Христа.

Как это исправить? Вряд ли могут быть найдены общие рецепты, кроме чтения Писания и искреннего стремления научиться жить настоящей духовной жизнью. Но, думается, что очень многое в ситуации конкретного прихода зависит от трезвости и мужества священнослужителей: насколько они, осознавая проблемы своей паствы, готовы не потакать подобным взглядам, а бороться с ними, пусть даже рискуя потерять часть популярности.

Есть и еще одно явление, требующее нашего внимания. Иногда даже в храмах распространяют странную прессу, призванную как-то оправдать представление о Православии как о "русской национальной" религии. Конечно, вся эта литература - исключительно маргинальна, и в серьезных, давно существующих изданиях такие материалы не появляются. Думается, эта околоцерковная пресса позиции Православия нисколько не выражает, и я с трудом могу себе представить, чтобы на подобного рода издания существовало благословение хоть кого-нибудь из правящих архиереев, не говоря уже о Святейшем Патриархе... Но как же понять это человеку, только переступившему порог храма?

Дорогая Аруся, я бы посоветовал Вам, как и другим людям, оказывающимся из-за своей национальности в ситуации неприятия со стороны части околоцерковного общества, вновь и вновь напоминать себе, что мы идем в Церковь не к хорошим людям, а к Господу нашему Иисусу Христу. К Богу. Напоминать себе вновь и вновь, что Церковь как Тело Христово, как Богочеловеческий организм - Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Да, конечно, Церковь в историческом разрезе, по слову преподобного Ефрема Сирина, есть толпа кающихся грешников, а сегодня - решимся дополнить святого - порой и толпа некающихся грешников, просто посещающих с какой-то периодичностью богослужения и подающих в храмах записки. Но мы же не к ним идем! Мы знаем, к Кому мы приходим в храм - к Тому, кто создал нас, к Тому, кто сказал: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11, 30). И если мы, вопреки человеческому неприятию, будем продолжать в Церкви искать Христа, то Господь сделает так, что рядом с нами окажутся и настоящие христиане, на которых можно будет положиться. Появятся, обязательно придут в нашу жизнь люди, от которых подобных слов мы никогда не услышим. А еще Господь может сделать и так, что те, кто произнес эти жестокие слова, станут нашими друзьями во Христе. Не в абстрактном смысле назовутся нашими братьями и сестрами, а именно станут ими. Верьте в это, Аруся, и Господь пошлет Вам помощь.

И я могу смело сказать это всем: встречены ли вы кем-то в Церкви с неприятием из-за своей национальности, или из-за каких-то физических изъянов, или возраста, или социального статуса, или даже просто из-за того, что не вписываетесь по стилю в некоторые церковные сообщества - будьте снисходительны к тем, кто вас обидел, прощайте и все равно продолжайте идти ко Христу, и очень скоро Господь Сам найдет, через кого вас поддержать.

http://www.foma.ru/articles/644/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02