С чего начинается вера

Мода на религию может быть как полезной, так и опасной, считает Владимир Легойда

0
117
Время на чтение 5 минут
Владимир Романович Легойда (род. в 1973 г.) - кандидат политических наук, заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО, главный редактор журнала "Фома".

На состоявшемся 31 января заседании "Клуба православных журналистов" по традиции были определены лучшие православные СМИ года. В номинации "Лучшее православное печатное издание" победил журнал "Фома". Корреспондент "НГР" встретился с главным редактором журнала, заместителем декана факультета международной журналистики МГИМО Владимиром Легойдой и обсудил с ним темы православия и СМИ, а также молодежи и религии.

- В одном из интервью вы сказали, что редактируемый вами журнал "Фома" - не исключительно молодежное издание, потому что человек может начать искать ответы на вечные вопросы и в 40, и в 60 лет. Получается, что вы готовы в доступной форме предложить уже готовые ответы?

- Я не склонен считать, что на те вопросы, которые мы задаем в "Фоме", можно дать готовые ответы. Правильно сформулированный вопрос в духовном поиске - это уже очень хорошо. Готовый ответ - это своего рода шаблон поведения, а духовный поиск, по крайней мере в христианстве, принципиально не предполагает таких шаблонов. Последнее - это как раз один из критериев сектантского сознания.

Конечно, "Фома" - православный журнал, то есть мы нашли для себя некий ответ, лежащий в области православной традиции. Мы не скрываем свою позицию, готовы ее отстаивать, но в то же время слушаем, что говорит наш читатель. Диалог - это беседа, в которой люди слышат друг друга. Как раз этого не хватает, например, политикам.

- Существует ли вообще такое явление, как "православная журналистика"?

- Православный журналист - это верующий человек, у которого есть определенная профессия. Принципы профессии универсальны: православный летчик не летает как-то по-особому, не выполняет православную "петлю Нестерова". Однако если человек делает православный журнал, было бы странно, если бы он занимал отстраненную "журналистскую" позицию и скрывал свое мировоззрение.

Сегодня принято считать, что хороший журналист находится "над схваткой", и здесь хотелось бы привести такую параллель. В Древней Греции были софисты и был Сократ. Если высшим искусством софистов считалось умение доказать противоположные точки зрения за ту или иную сумму денег, то Сократ был первым философом, которого интересовала истина и который подводил людей к ее поиску. Мы не должны становиться "журналистами-софистами".

- Существует штамп - "мода на религию". Существует ли такая мода в действительности и чем религия может привлекать, например, молодежь?

- С одной стороны, в "моде на религию" нет ничего плохого. Если бы молодежь чаще ходила в храм, чем к пивному ларьку, то и страна была бы немного другой. Но, с другой - "мода на религию" несет в себе и опасность - это стремление человека поступать, как все, действовать по принципу "все верующие, и я тоже буду верующим". Мода - это когда вера начинается с ношения платка и длинной юбки, а не с Христа в сердце.

Такая логика может выхолостить религию похлеще ГУЛАГа. Посмотрите: в России вера уничтожалась 70 лет, а в Западной Европе в этом плане эпоха была довольно спокойной. И где сегодня выше градус религиозности? Безусловно, у нас. В Европе безо всяких лагерей и запретов религия маргинализирована до предела обществом потребления.

Опасность моды - в превращении религии в привычное дело, а религия, и христианство в частности, привычным делом быть не может. Содержание веры - это любовь, а любовь - это усилие, преодоление и труд, но не привычка. Если человек несколько лет ходит в храм, то это ничего не значит, но если он на пороге смерти целует Евангелие, то это и есть вера.

- Насколько для России характерна тенденция к омоложению православия?

- Социологически очень характерна. Институт общественного проектирования Валерия Фадеева провел фундаментальное исследование стратификации российского общества, которое показало, что представления о православных как о неграмотных пожилых людях не соответствуют действительности.

Портрет среднестатистического верующего сегодня максимально приближен к портрету среднестатистического россиянина как с точки зрения образования или реакции на повседневность, так и в плане возраста - это 44-46 лет. Остается вопрос "качества" верующих, который обсуждают и в Церкви, однако я не знаю, как можно измерить это качество. Частота причащений - не критерий, потому что вера - это путь, и сомнения на этом пути могут случаться по нескольку раз на день.

- Возможно ли осуществлять христианскую проповедь средствами молодежной культуры, например рок-музыки?

- Речь идет о попытках установить контакт с молодежной аудиторией, и это правильно. В противном случае Церкви придется заключить, что ее проповедь обращена ко всем, кроме тех, кто ходит на рок-концерты. В то же время ясно, что миссионер - это не человек, который ставит в календаре галочку напротив записи "выступить на рок-концерте", он изучает определенную среду. Святитель Николай Японский начал свою миссионерскую деятельность с изучения японского языка, который является языком не только в лингвистическом смысле, но и языком культуры.

Конечно, существуют непереводимые вещи, необходимо знать меру. Дьякон Андрей Кураев едва ли станет петь вместе с Кинчевым, а митрополит Кирилл на встрече с рок-музыкантами - говорить им, что сам слушает рок. Музыкантам и поклонникам этой музыки дают возможность понять, что для Церкви они не сатанисты, а люди, образ Божий. Когда православный говорит, что человек - образ Божий, он имеет в виду всех людей, а не только прихожан своего храма. Это самая опасная тенденция - полагать, что Церковь ограничивается пределами своего прихода.

Естественно, идея "проповеди рокерам" не должна быть обязательной для всех. Могу сказать, что во время учебы в США я помогал издавать православный журнал для панков. Но многие из тех, кто делал этот журнал, принадлежали к панковской субкультуре, это был их язык. Я панком не был, поэтому "Фома" - не журнал для панков. Если кто-то сделает такое издание у нас в стране - пожалуйста, но этим не должны заниматься все.

- Как вы относитесь к преподаванию "Основ православной культуры" (ОПК) в светской школе?

- Положительно. Мне кажется, что часть нашего общества борется с фантомными опасностями, с "ветряными мельницами". У средней школы есть куда более серьезные проблемы, чем ОПК. Не стоит бояться говорить о религии в школе. Принцип светскости может быть нарушен только в том случае, если священник станет в начале занятий призывать детей к молитве или ставить им двойки за то, что они не выучили "Отче наш". Светскость курса определяется методом преподавания, а не содержанием предмета.

Могут ли ОПК создать проблемы? Могут, причем для самой Русской Православной Церкви. Если предмет будут преподавать плохо подготовленные люди, они воспитают поколение, которое не будет любить православие и Церковь. Но это проблема Церкви, а не чиновников.

Лично для меня название курса не принципиально. Пусть это будет профессиональный и глубокий курс "Основ русской культуры", при подготовке которого использовались бы работы культурологов, занимавшихся исследованием христианства, - Аверинцева, Лосева, Лотмана и т.д.

Противники ОПК утверждают, что в классе, где учатся и православные, и мусульмане, изучение основ православия породит конфликт. Я же полагаю, что мы получим конфликт тогда, когда один ребенок будет изучать ОПК, другой - основы ислама, а культуру друг друга они знать не будут.

Станислав Минин

http://religion.ng.ru/society/2007-02-21/4_nachalo.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Легойда
Наука сама по себе вне морали
В Москве обсудили глобальные вызовы развития искусственного интеллекта
17.11.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
12.10.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
25.08.2023
Правоохранители блокируют доступ насельников монастыря к продуктовым запасам
Продолжаются попытки насильственного выдавливания Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры
24.08.2023
Все статьи Владимир Легойда
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28