Особенности суеверно-магического сознания в Великий ПостДиакон Дионисий Лобов, Правая.Ru 21.02.2007
Вообще, намеки на недопустимость вкушения помидоров, свеклы, моркови и красного перца во время Великого Поста на Руси вообще вряд ли могли появиться даже в суеверных преданиях. Это какие-то современные байки, не имеющие ничего общего с Православием
Правая.Ру: Отец Дионисий, как вы прокомментируете более, чем странное утверждение журналистов НТВ, что в Великий Пост нельзя есть помидоры, свеклу, морковь и красный перец, так как их сок якобы отождествляется священниками с кровью? о. Дионисий Лобов: Признаться, подобные утверждения у меня буквально вчера вызвали саркастическую реакцию своей нелепостью. Некоторые из наших прихожан ко мне обратились с вопросом: "Батюшка, неужели томатный сок нельзя в пост пить?" Какая тут может быть нормальная реакция? Но теперь я понимаю, откуда у них возникли подобные вопросы и это меня уже настораживает. - Как, по-Вашему, можно трактовать такие вещи? Это банальный профанизм некоторых недалеких журналистов или же намеренная провокация? - Думаю, последнее нельзя исключать. Это также может быть намеренным эпатажем. Но опасность подобных вещей налицо. - Как Вы думаете, откуда у НТВ такое причудливое объяснение "постно-овощного табу"? Может ли оказаться, что это имеет в своей основе реальные суеверия, бытующие, к сожалению, в нашей Церкви? - Я никогда не слышал ни о чем подобном. Упоминания об этом не встречаются ни в одном апокрифе, ни в одном предании. Скорей всего, подобное - какие-то современные байки, не имеющие ничего общего с Православием. Вообще намеки на недопустимость вкушения помидоров, свеклы, моркови и красного перца во время Великого Поста на Руси вообще вряд ли могли появиться даже в суеверных преданиях. Подумайте сами: цвет моркови и свеклы равно далеки от отождествления их с кровью. Остается только помидоры и перец, которые если и были на Руси, то в дни Великого Поста никак не могли появиться на столе. - На Ваш взгляд, в чем главная опасность таких вот "отождествлений с кровью"? Не происходит ли тем самым дебилизация в глазах невоцерковленных людей образа православных верующих? - Безусловно, все это имеет место быть. Что сделает в такой ситуации адекватный человек, более или менее знакомый с обычаями церковной жизни? Покрутит у виска, скажет: "Ну ничего себе?!". Одним словом, возникнут некоторые невротические аллюзии. А у людей, незнакомых хорошо с церковной жизнью начнется слепое подражание этому "обычаю", возникнут суеверные толки, которые ни к чему хорошему и позитивному привести не могут. Это станет поводом для появления у ряда православных суеверно-магического сознания. - То есть, они будут приходить в храм, в настоящую церковную среду и не встречать там таких обычаев. Это ведь способно их вообще отвратить от Церкви. - Дай Бог, чтобы эти люди вообще в храм приходили. Невоцерковленных такие бредовые "постные правила" еще дальше могут отвратить. А критически настроенные к Церкви люди получат еще один прекрасный повод посмеяться, поглумиться над нашей Верой. То есть, будет еще один минус в адрес Церкви. А ее имидж лишится еще одной, пусть и маленькой, звездочки. С клириком Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне отцом Дионисием Лобовым беседовал Дмитрий Данилов http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/11140 Другие способы помощи |
Другие статьи этого автораДругие статьи этого дняДругие статьи по этой теме |