Первая седмица Великого поста

Настоятель псковского храма Покрова Пресвятой Богородицы священник Андрей Вахрушев о Великом посте

Великий пост 
0
146
Время на чтение 4 минуты
"Подлинное счастье человека есть в единении с Богом. Можно построить себе какое-то иллюзорное счастье, и всем казаться счастливцем, но при этом внутри будет тяжело на сердце, вечерами человек готов будет расплакаться, понимая, что его счастье - радужный мыльный пузырь, и ненадежно.

Путь к счастью все-таки лежит через борьбу с собственными искушениями, через возстание с помощью Божией. Поэтому пост - это такое поприще, когда человек умом и сердцем обращает внимание на самого себя, и ему, может быть, впервые за год приходит мысль, что он не так хорош, как казался все это время. Без осознания этой немощи, без борьбы с самим собой едва ли возможно почувствовать грядущее торжество Пасхи Христовой. Исполнение заповедей Христовых приводит к осознанию своей немощи, и ставит человека перед необходимостью, бия себя в грудь, молить на небо: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!"

Пост - установление очень древнее, и все-таки каждый раз удивляешься, насколько пост необходим сегодня. Вглядываясь в общество сегодняшнего дня, видишь его общее направление - потребительство, когда человек потребляет все вокруг, и мир стоит возле него как слуга. И человек уверен, что все вокруг должно ему непременно служить: люди, предметы, достижения прогресса - все подчинено ему, между тем, как сам человек не хочет давать ничего.

Из детских лет начинается такой изъян воспитания сегодняшнего общества. Идеи христианства, идеи жертвенности, что нужно отдавать для этого общества и жизнь для других, для рядом стоящих, чтобы не только они для меня, но и я для них, для их блага - этого в обществе нет. Но этому нужно учиться и внимать. Уже в том христианство безценно, что оно сегодня говорит: есть жертвенная любовь, любовь, которая отдает. В человеке должна быть идея самоограничения, самоотречения, умение держать себя в руках - не все, что я хочу, мне позволено.

"Но с чего начать, когда я совершенно не умею ограничивать себя? С великих дел? Они мне не под силу". Начинать надо с малого, с элементарного, которое под силу. Особенно сейчас, когда происходит продажа первородства за чечевичную похлебку, когда пища оказывается сильнее человека.

Думаю, процесс самовоспитания надо начинать с доступного, с того, что мы можем понести - это пост, и сказать себе: "Я могу начать ограничивать себя с того, что вкушаю каждый день". Пост ставит нас перед необходимостью, хотя бы в малом, ограничить себя. Мы находимся в рамках живого естества - в теле. Все нуждается в отдыхе, а, между тем, многие относятся к телу, как к продуктоперерабатывающей фабрике. Закладывают туда всё и думают, чем больше заложат, тем лучше будет работать эта фабрика. Но все наоборот: чем больше потребляем, тем больше изнашиваемся, болеем, лечимся. Православным известно, что многие наши болезни лечатся постом. Любое ограничение в еде постными временами уже бы избавило нас, человечество, от половины болезней, которые мы имеем.

Великолепно выразил мысль поста святитель Иоанн Златоуст в IY веке: толстое чрево не родит тонкого смысла. Прежде всего, мы начинаем утоньшаться, начинаем совсем по-другому смотреть даже на мир, на природу. Уверяю, если вечером выйдет постящийся и взглянет на небо, он уже по-другому посмотрит на звезды, и откроет, что есть небо и есть звезды.

Утончая свое тело и, сажая на цепь этого самого непостоянного нашего льстивого сопутчика - тело, мы приобретаем тонкость мысли, более результативно упражняемся в делах духовных, в молитве, в Богопознании. Пост, конечно, не цель, но средство ее достижения. Однажды мне довелось услышать от одного состоятельного молодого человека, что он постится.

"Каким образом? - спросил я его. - Он мне ответил: Я очень люблю свинину с белым вином, это входит в рацион моего питания, в период поста я не ем свинину и не пью белого вина, ем баранину и пью красное вино". Конечно, не без улыбки можно это выслушать, но я подумал: и, правда, он недалек от поста.

Это было много лет назад, думаю, что сейчас он уже ест только злаки растительные, потому что он начал с ограничения, и сумел отказаться от любимой привычки, а это самое сложное - отказаться, ограничиться. Человек вообще не от чего не хочет отказываться: "я рабочий человек, я работаю, рано встаю, устаю, мне нужен кусок мяса". Но, хочу сказать, что всю свою жизнь я вижу своими глазами наше священство, священство Русской Православной Церкви, уверяю вас, что встают они в семь утра и приходят домой, зачастую, к одиннадцати вечера, вкушают один раз, и я не знаю и не знал такого священника, который не несет пост, не видел ядущего в пост мясо.

Пост дисциплинирует, и уже каждый раз его ждешь с нетерпением. Есть ожидание поста, с ним связано много светлых воспоминаний, особенно с Великим постом. Чем строже пост, тем духовнее становится человек, несущий его. Особая благодать Божия касается постящегося человека.

Четыредесятница Великого поста установлена Господом нашим Иисусом Христом в память самого события сорокадневного поста. Иисус Христос постился в пустыне перед Своим служением сорок дней, после чего был искушаем дьяволом, предлагавшим Ему все царства мира, "если падши поклонишься мне". Размышляя о посте, святитель Иоанн Златоуст об этом писал, как учитель в школе ратоборства учит своего ученика, показывая ему приемы низложения, так и здесь, Господь показывает нам школу, как нужно биться с дьяволом, показывает нам приемы борьбы: пост и молитва. После поста, обычно, православные ждут искушений и скорбей.

После Первой седмицы великого поста нельзя расслабляться. Вторая, Четвертая и Пятая седмицы поста посвящаются людям, которые были высоким образцом пощения, и достигли духовных высот: святой Григорий Палама автор и учитель о Фаворском свете; преподобный Иоанн Лествичник, преподобная Мария Египетская. Первая неделя Великого поста - Торжество Православия, в которую один раз в году исполняется Архиереем знаменитый чин анафематствования еретиков и поется "Вечная память" всем, угодившим Богу.

Третья неделя - Крестопоклонная. Шестая неделя - Вход Господень в Иерусалим. После Четыредесятницы - Страстная седмица, и 8 апреля - Торжество из Торжеств - Пасха Христова. Есть рамки определения Пасхи, связанные с природным вычислением, и в этом году действительно ранняя Пасха - 8 апреля. Люди обращают особенное внимание на совпадения, но никаких совпадений не нужно бояться, а нужно искать духовный смысл, который гораздо глубже цифровых совпадений. В этом году редкое совпадение: празднование Благовещения Пресвятой Богородицы (7апреля) приходится на Великую субботу - Пасха уже рядом".

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2705
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Вахрушев
Все статьи Священник Андрей Вахрушев
Великий пост
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44