Общий приоритет - безопасность

Новости Москвы 
0
59
Время на чтение 10 минут
На смену глобальной угрозе мировой ядерной войны пришла целая череда новых вызовов и рисков, среди которых особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве международного терроризма, агрессивного экстремизма и религиозной нетерпимости. Как показал опыт, одиночные, разрозненные усилия отдельных стран по разрешению данных проблем не могут принести желаемых результатов. О том, каким образом происходит выработка единого понимания сути угроз и вызовов безопасности государств Содружества, "Красная звезда" попросила рассказать секретаря Совета министров обороны государств - участников СНГ генерал-лейтенанта Александра СИНАЙСКОГО.

- Александр Сергеевич, Совету министров обороны государств - участников СНГ исполняется 15 лет. Очевидно, что за этот срок ему удалось достичь многого. Тем не менее каков все-таки, на ваш взгляд, главный итог деятельности СМО?
- Беспристрастный анализ развития военного сотрудничества государств - участников СНГ показывает, что с самого начала оно развивалось опережающими темпами по отношению к другим сферам интеграции. За истекшие 15 лет проделана колоссальная работа по формированию нормативно-правовых основ военно-интеграционных отношений стран Содружества. Судите сами: около 50 процентов всех рассмотренных вопросов посвящено проблемам военного сотрудничества. Да иначе и быть не может. Во многом благодаря этому через временное формирование объединенных вооруженных сил СНГ удалось провести цивилизованный раздел Вооруженных Сил Советского Союза, сохранить единое оборонное пространство, сопряженность вооружений и военных инфраструктур, атмосферу добрососедства. За прошедшие годы на просторах Содружества сложилась достаточно сложная и многовекторная система отношений в военной сфере. Генератором многостороннего военного сотрудничества со дня своего создания является Совет министров обороны, который формирует его идеологию в русле общих проблем политической и экономической интеграции государств Содружества.

- Какие задачи решает СМО сегодня? На что направлены основные усилия министров обороны стран СНГ?
- Особое место в нашей деятельности занимают как теоретические разработки в области военной безопасности, так и практическая работа по организации и проведению совместных оперативных мероприятий вооруженных сил государств СНГ. В соответствии с возложенными функциями и задачами Совет министров обороны рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики, военного строительства государств - участников Содружества и согласовывает усилия министерств обороны по вопросам реализации соглашений и других документов в области обороны и военной безопасности, а также осуществляет координацию военного сотрудничества. Вырабатывает предложения по вопросам реализации усилий, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территории СНГ и его внешних границах, подготовки и применения групп военных наблюдателей и Коллективных миротворческих сил по поддержанию мира.

- По всей видимости, существуют и приоритетные, наиболее востребованные направления деятельности СМО, в углублении и развитии которых высказывается наибольшая заинтересованность со стороны участников совета?
- Востребованным и перспективным направлением деятельности рабочих органов государств - участников СНГ в военной сфере, которое может быть реализовано только через Совет министров обороны, является содействие развитию многостороннего сотрудничества в военно-политической области. Оно предусматривает согласование военно-политических целей и оборонных задач, развитие контактов высшего военно-политического руководства государств и разработку системы мер для поддержания и обеспечения их военной безопасности. В настоящее время это является наиболее активно развивающимся направлением, в нем участвуют все страны СНГ.
Не меньшее внимание уделяется сотрудничеству в военно-технической области, направленному на согласование военно-технической политики государств, выработку общих принципов оснащения вооруженных сил, разработку совместных программ развития оружия и военной техники, а также на совершенствование их военно-промышленной базы.
В центре внимания и сотрудничество в военной области, нацеленное на координацию совместной, согласованной деятельности министерств обороны в решении вопросов строительства и развития национальных вооруженных сил, повышения их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности.
Большая заинтересованность проявляется к сотрудничеству в военно-научной области, направленному на согласование и реализацию военно-научной политики в министерствах обороны, организацию научной работы в военных научно-исследовательских организациях, в вузах, на полигонах, включая совместные эксперименты и испытания.
Огромное значение приобретает сотрудничество в социально-правовой и гуманитарной областях, нацеленное на взаимодействие министерств обороны по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих. В поле зрения совета постоянно находятся и выработка согласованных предложений, подготовка проектов модельных нормативных документов в целях сближения нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-правовую защищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

- Александр Сергеевич, если можно, то приведите, пожалуйста, конкретный пример эффективности многостороннего сотрудничества именно в военной области. Ведь не секрет, что сегодня можно услышать и критические замечания в адрес СМО.
- К несомненному достижению в области собственно военного сотрудничества следует отнести разработку рабочими органами СМО СНГ методологии миротворческой деятельности. Мы имеем исторический пример успешного проведения миротворческой операции в Таджикистане, где благодаря общим усилиям был достигнут положительный результат, аналогов которому не так уж и много в современной международной практике. Сегодня под флагом СНГ проводится миротворческая операция по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии (Грузия). Нельзя не упомянуть и цивилизованный раздел ядерного потенциала бывшего СССР, ведь правопреемство России в этом вопросе должно было быть гарантировано странами, обладавшими некоторыми элементами этого потенциала, и прежде всего Казахстаном, Украиной и Белоруссией.

- Если мы отвлечемся от теории и в очередной раз вернемся к практике, то каким образом это отражается на повседневной деятельности вооруженных сил государств Содружества?
- В своей деятельности Совет министров обороны последовательно переносит вектор основных усилий с создания нормативно-правовой базы военного сотрудничества к практической ее реализации. Успешно совершенствуется объединенная система ПВО: боевой состав сил и средств ПВО на европейской границе увеличился в два раза, на южной границе Содружества - до полутора раз. Результаты ежегодно проводимых командно-штабных тренировок с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО с реальным обозначением воздушной обстановки подтверждают эффективность ОС ПВО СНГ по защите государственных границ в воздушном пространстве. С сентября 1996 года частями ПВО проводятся боевые стрельбы. В сентябре 1998 года проведены первые совместные тактические учения войск ПВО (ПВО и ВВС) "Боевое содружество-98". Подобные учения стали традиционными и проводятся в настоящее время один раз в два года.
Успешно и последовательно создается совместная (объединенная) система связи вооруженных сил. Функционирует и несет боевое дежурство система государственного опознавания "Пароль". Создана система по обмену информацией по безопасности полетов военной авиации. Активно ведется сотрудничество в области топогеодезического и метрологического обеспечения деятельности вооруженных сил. 25 ноября 2004 года СМО СНГ одобрил создание объединенной системы выявления РХБ обстановки. В настоящий момент документы проходят согласование в правительствах государств - участников Содружества.
В соответствии с решениями СМО СНГ министерствами обороны государств Центрально-Азиатского региона и Российской Федерации подготовлены и проведены в рамках противодействия международному терроризму совместные командно-штабные учения "Южный щит Содружества-99" (на территории Киргизской Республики), "Южный щит Содружества-2000" (на территории Республики Таджикистан), "Южный щит Содружества-2001", "Южный щит Содружества-2002" (на территории Российской Федерации), комплексное оперативно-тактическое учение "Юг - антитеррор-2002", "Южный щит Содружества-2003", "Южный щит Содружества-2004" (на территории Республики Казахстан), "Юг - антитеррор-2006" (в Киргизии).

- Подготовка проведения таких масштабных учений и реализация планов по созданию объединенных систем ПВО, связи, выявления РХБ обстановки требуют много сил и времени. Как и где принимаются решения по тому или иному вопросу?
- Основной формой деятельности Совета министров обороны являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в полгода. Внеочередные заседания СМО созываются по решению Совета глав государств СНГ, председателя Совета министров обороны, а также по предложению любого члена совета, поддержанному не менее чем одной третью его членов. Наряду с заседаниями активно используются такие формы работы, как "круглые столы", конференции, рабочие встречи, консультации, совещания, обмены мнениями по наиболее актуальным вопросам военного сотрудничества. Всего со дня своего образования СМО СНГ подготовлено и проведено 50 заседаний. По основным направлениям военного сотрудничества работают и специализированные координационные комитеты, созданные на временной основе. В связи с этим особое место в организационной работе принадлежит секретариату СМО, насчитывающему всего 20 человек и осуществляющему организационно-техническое, информационно-аналитическое и консультативное обеспечение всех проводимых мероприятий. При этом затраты из единого бюджета СНГ на обеспечение деятельности совета минимальны. К примеру, в 2006 году они составили всего 2,8 процента.

- Товарищ генерал, неужели все так гладко и деятельность СМО устраивает всех и вся?
- Действительно, сегодня мы наблюдаем различные уровни развития основных составляющих интеграционных процессов в военной области и участия в них партнеров по СМО. Их несколько. Первый уровень, характеризуемый как самый высокий этап развития и в котором участвуют члены ОДКБ, охватывает в полной мере все сферы военного сотрудничества. Его можно классифицировать как "союзнические отношения". Второй уровень - промежуточный. В полном объеме он затрагивает только военно-политическое сотрудничество, а также частично распространяется на военно-техническое и военное сотрудничество. Его можно определить как "партнерские отношения". Третий уровень - минимальный, устраивающий государства, которые присутствуют на заседаниях в качестве наблюдателей. Он направлен в основном на развитие военно-политического сотрудничества, отчасти способствует совершенствованию отношений в военно-технической, социально-правовой и гуманитарной областях и пока не приемлет сотрудничества в чисто военной сфере. Его можно характеризовать как "начальный уровень отношений".
Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что для каждого из государств СНГ разумной альтернативы многостороннему военному сотрудничеству в рамках всего Содружества пока нет. Наше историческое прошлое, объективно существующее общее геополитическое и экономическое пространство, культурные, языковые и многие другие традиционные связи между нашими народами создают хорошую основу для выработки согласованных мер в области военной безопасности.

- Тогда поясните, пожалуйста, кто есть кто в СМО?
- Председателем Совета министров обороны с 2001 года является заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России Сергей Борисович Иванов. В проведении заседаний регулярно участвуют все министры обороны государств - участников СНГ или уполномоченные ими представители, включая присутствующих на заседаниях в качестве наблюдателей (министры обороны Молдавии, Туркмении и Украины). За время своей деятельности СМО подготовил и принял более 650 документов по различным аспектам военного сотрудничества. В том числе более 210 - по наиболее важным вопросам обороны и военного строительства: миротворчество, урегулирование проблем коллективной безопасности, совершенствование объединенной системы противовоздушной обороны, вопросы совместной оперативной подготовки войск и военно-техническое сотрудничество, социально-правовая защита военнослужащих и членов их семей, подготовка и обучение военных кадров. Из них более 95 процентов было инициировано и подготовлено рабочими органами Совета министров обороны.

- И тем не менее?
- Наиболее активны в работе СМО и подписании межгосударственных нормативно-правовых документов в оборонной сфере министры обороны Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. В настоящее время несколько снизилось участие в принятии решений других полномочных членов Совета - министров обороны Республики Молдова, Туркмении. Грузинская сторона вследствие известных политических моментов продекларировала свое намерение выйти из состава СМО. Как положительный момент хочется отметить резко возросшую активность в работе министерства обороны Республики Узбекистан. Из числа наблюдателей в заседаниях СМО постоянно принимает участие министр обороны Украины. В целом же в подписании документов, которые принимались на основе консенсуса, участвовали министры обороны (уполномоченные ими представители) всех государств Содружества.

- Конец прошлого и начало этого года находились под пристальным вниманием к нефтегазовым аспектам российско-белорусских отношений. Повлияло ли это каким-либо образом на работу министерства обороны Белоруссии в составе СМО?
- В любой сфере межгосударственных взаимоотношений могут появиться те или иные вопросы, беспокоящие того или иного их субъекта. Это обычные, я бы даже сказал, рабочие моменты во взаимодействии политических, экономических партнеров. Серьезного влияния на деятельность белорусской стороны в работе СМО они не оказали. Здесь многое зависит от политической воли, а она у Минска и Москвы существует и направлена на сохранение всего наработанного за долгие годы как в рамках двусторонних отношений, так и в формате СНГ.

- С какими составляющими организационной структуры СНГ СМО взаимодействует наиболее активно?
- В соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств СМО, являясь органом Совета глав государств (СГГ) СНГ по вопросам военной политики и военного строительства, активно взаимодействует с уставными и рабочими органами СНГ, а также в пределах своей компетенции с органами военного управления государств, с Межпарламентской ассамблеей, органами других региональных организаций. Кроме того, мы также тесно взаимодействуем и с Организацией Договора о коллективной безопасности. Семь государств Содружества объединены в ее составе. Структура ОДКБ предполагает решение насущных вопросов в более узком кругу. Мы же этим занимаемся в формате 12 государств. Ведь есть проблемы, занимающие более широкий, чем военный, спектр сотрудничества и лежащие вне политической конъюнктуры.

- Действительно, жизнь не ограничивается только военными вопросами. Чему еще уделяют внимание министры обороны стран СНГ помимо военно-политических и военных аспектов сотрудничества?
- Совет министров обороны уделяет внимание формированию духовных основ военного сотрудничества. В рамках этой деятельности традиционным стал Московский международный фестиваль армейской песни "Виват, Победа!". Последний такой фестиваль состоялся в апреле 2006 года в Москве. Регулярно проводятся обмены творческими коллективами, музейными экспозициями, выставками. Под девизом "За укрепление дружбы между вооруженными силами государств Содружества" проводятся спартакиады. В 2002 и 2003 годах в них приняли участие более 500 спортсменов, разыграно более 300 медалей различного достоинства. В апреле 2005 года в Санкт-Петербурге состоялась Спартакиада дружественных армий, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В июне 2006 года в городе Самаре проведена очередная Спартакиада, посвященная 15-летию Содружества Независимых Государств.
В последнее время нашли положительный отклик в министерствах обороны государств Содружества мероприятия, направленные на организацию взаимодействия в информационно-пропагандистском обеспечении военного строительства, культурно-досуговых учреждений, архивных служб, психологов, социологов, воинских мемориалов, учреждений по работе с допризывной молодежью (ДОСААФ).
Кроме того, на наш взгляд, помимо военного компонента безопасности должно уделяться больше внимания проблемам в социально-правовой и гуманитарной областях, вопросам экологической безопасности и военной деятельности. Это позволит своевременно и адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы, адаптировать деятельность уставных органов СНГ к новым геополитическим реалиям.

http://www.redstar.ru/2007/02/13_02/3_04.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Горупай
Все статьи Олег Горупай
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40