itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Не хочу слушать литургию по-немецки"

Новости Москвы 
0
197
Время на чтение 5 минут
Теплый летний вечер. Такие вечера не редкость на востоке Польши. Перекрестившись на высокую белую церковь с золотыми куполами, я спешу на очень важную для меня встречу. Со своей собеседницей я еще не знакома, поэтому очень волнуюсь. Я уверена, что говорить с ней придется по-польски (хотя сама я русская), но поймем ли мы друг друга? Ведь госпожа Андреа Сандхакер, консул Австрии в Польской Республике, тоже иностранка и для нее польский, как и для меня - не родной. И вот высокая блондинка с приятной внешностью, улыбаясь, протягивает мне руку и говорит по-русски с чуть заметным немецким акцентом: "Здравствуйте!". Все мои опасения тут же рассеялись, и у нас завязался непринуждённый и очень интересный разговор.

- Я родилась в Австрии в католической семье. Родители мои не были практикующими католиками, но окрестили меня в католическом храме. Уже в те годы на Западе, в честности, в Австрии, было немодно посещать церковь. Католические храмы и монастыри и по сей день пустуют. Поэтому с детских лет мне запомнился тот единственный раз, когда я была на службе - это было первое причастие. Мне тогда было семь лет. Потом были годы обучения в школе, высшее образование, замужество без венчания... и все это не имело никакого отношения к Церкви.

В 1989 году я впервые приехала в Россию. Я оказалась в Санкт-Петербурге (тогда это был еще Ленинград). Осматривая этот замечательный город, мы видели церкви необыкновенной красоты, но все они тогда были закрыты. Такой была моя первая встреча с Православием. А в 1993 году я по распределению попала в Москву, в посольство Австрии. Это уже было время, когда церкви стали открываться одна за другой. Как-то раз я впервые инстинктивно зашла на службу. Но, к сожалению, не поняла ни одного слова. Со временем я стала довольно часто посещать церковь, но, по-прежнему, не понимала церковнославянский язык и никогда не достаивала службу до конца. Я просто приходила поставить свечки, послушать церковное пение, но в Литургии не участвовала. Впечатления были незабываемыми, но никакого контакта с духовенством у меня не было.

Через четыре года я вернулась в Австрию, а тремя годами позже Министерство иностранных дел Австрийской Республики направило меня в Югославию, в Белград. Почему-то первая мысль, которая пришла мне в голову, была: а ведь Югославия - тоже православная страна! Хотя сама я тогда еще не была православной, да и католичкой - только по документу, подтверждающему мое крещение.

- До того, как Вы в первый раз столкнулись с Православием, Вы интересовались какими-то другими религиями?

- Как я уже говорила, по документам я была католичкой. Но это для меня ничего не значило. Впрочем, не могу сказать, что я была атеисткой. Моя душа все время что-то искала. Я интересовалась религиями Востока, много читала о буддизме, о модной у нас в то время эзотерике. Сейчас я понимаю, что это было просто любопытство. Я "путешествовала" по духовному опыту разных вероисповеданий, но с верой еще не столкнулась.

- А что Вы чувствовали, когда уже решились принять Православие, но еще не были крещены?

- Я знала, что к моменту Крещения должна серьезно подготовиться, набраться духовного опыта. Мне помог мой друг - психолог. Он сказал: "Технически я уже ничем не могу Вам помочь, советую обратиться к священнику". Я спросила: "К какому?". Он ответил: "Конечно же, к православному". В душе я очень обрадовалась: ну, наконец-то, у меня будет какой-то контакт с верующим! Первая встреча с православным священником была очень приятной и хорошо мне запомнилась. Мы помолились, он пригласил меня на Литургию. И сразу же дал мне читать Апостол и Отче наш, но по-немецки, а не по-сербски. С того момента я почувствовала себя в храме как дома. Я даже взяла на работе отпуск на целый год и уехала в Черногорию, в страну, которая сейчас получила независимость. Священник из Белграда подсказал мне, где я могу провести все это время. И именно тогда я познакомилась со своим настоящим духовником - отцом Венедиктом из монастыря Подмайнэ в городе Будва. Дальше это был только вопрос времени.

- И как Ваши родственники и коллеги относятся к тому, что Вы выбрали Православие?

У нас в Австрии выбор религии - это личное дело каждого. Для моих коллег все равно, католик ты, мусульманин или православный. Я не знаю, что они думают на эту тему. Им, скорее всего, безразлично. Хотя иногда люди спрашивают меня, чем отличается католическая вера от православной и почему я выбрала именно вторую? Ответить на этот вопрос мне бывает очень трудно. Чаще всего я предлагаю просто пойти со мной на Литургию. Что же касается родственников, то в Австрии они обычно "ходят по разным дорогам", у каждого своя жизнь. Это очень отличается от родственных связей в той же Сербии, где семья - это одно целое. Моя кузина, будучи неверующей, очень положительно отнеслась к моему выбору. Интересна реакция моего бывшего мужа. Мы когда-то вместе жили в Москве, он хорошо знает русский язык. И когда я сказала ему, что приняла Православие, он сказал: "Ну, наконец-то!". Я думаю, что он давно предполагал, что этим все и закончится!

- Мне известно, что сегодня Вы очень активно участвуете в жизни Церкви. Вас часто можно увидеть в Белостоке, вы посещаете Калининград, бываете в Сербии. Видите ли Вы какие-нибудь различия в церковной жизни этих стран?

- Приняв Православие три года назад, я обращаю внимание не на различия, а как раз на то, что нас всех объединяет. Хотя различия трудно не заметить. Например, в некоторых районах Польши служат по новому стилю. В Сербии это было бы невозможно. Различается и язык. Хотя мне кажется, что во всех славянских православных церквях должны, все-таки, служить на церковнославянском. Я чувствую, что это - святой язык. Именно он передает особый дух Православия. Я знаю, что в Австрии в Русской церкви четыре раза в год служат на немецком языке. Я никогда не хожу на эти службы - не хочу слушать Литургию по-немецки.

- Что вы можете сказать о перспективах Православия на Западе?

- Как я уже говорила, католические церкви и монастыри пустеют. Люди ищут чего-то нового. Нельзя сказать, что все они - новые атеисты или материалисты. И я думаю, что у Православия очень большие шансы распространения на Западе, тем более что эмигранты из России, Белоруссии, Украины, Сербии строят там свои храмы. И это, как мне кажется, большой плюс. Но есть и минус. По-моему, у Православной Церкви на Западе недостаточно развит, если можно так выразиться, маркетинг: люди просто ничего не знают о Православии и им неоткуда об этом узнать. И я, принимая активное участие в жизни Церкви, хочу что-то сделать для нее, внести свою маленькую лепту. Но думаю, что мои сильные стороны - не голос и пение, а как раз организаторские способности, необходимые для развития этого самого "маркетинга". С людьми нужно обязательно говорить о Православии.. И я сейчас ищу возможность каким-то образом проповедовать Православие простым людям.

- Что бы Вы пожелали читателям "Фомы", особенно тем из них, кто еще только ищет свой путь?

Я посоветовала бы им обязательно сходить в церковь, принять участие в Литургии. Даже если что-то будет непонятно, как это поначалу мне, Господь наверняка подскажет и поможет!

Наш разговор закончился, госпожа Андреа дала мне свою визитную карточку и, мы попрощались, пожелав друг другу исполнения всего задуманного. А когда я, возвращаясь домой, взглянула на визитку, на ней оказалось два имени - Андреа-Анастасия.

Евгения МАКСИМОВИЧ

http://www.foma.ru/articles/298/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40