В отпевании отказать!

Консерватизм Католической Церкви в отношении эвтаназии вызывает скепсис даже в рядах духовенства

0
229
Время на чтение 4 минуты
В Италии не утихает общественная дискуссия об эвтаназии, разгоревшаяся после того, как в декабре 60-летний римлянин, католик Пьерджорджо Уэлби был по собственному желанию отключен от аппарата искусственного дыхания. Глава Конференции католических епископов Италии (ККЕИ) кардинал Камилло Руини, открывая 22 января заседание ККЕИ, заявил, что "воля больного никоим образом не может стать основанием для решения о прекращении его жизни". 25 декабря в схожем ключе в традиционном рождественском послании "Urbi et orbi" ("Городу и миру") высказывался и Папа Римский Бенедикт XVI.

Почему Пьерджорджо Уэлби принял решение, вызвавшее такой общественный резонанс? Дело в том, что еще в 13-летнем возрасте врачи обнаружили у него тяжелую болезнь - прогрессирующую мышечную дистрофию, постепенно лишавшую его возможности самостоятельно передвигаться и управлять своим телом. С 17 лет он был прикован к инвалидной коляске, в 40 лет потерял дар речи. На протяжении 20 лет Уэлби общался с другими людьми только при помощи взгляда и так называемого "синтезайзера" - прибора, превращающего нервные импульсы в звуки, имитирующие человеческую речь.

Несколько месяцев назад у Уэлби отказали и дыхательные мышцы, и врачи были вынуждены подключить его к аппарату искусственной вентиляции легких. Состояние больного усугубляли пролежни. Летом прошлого года он обратился с письмом к президенту Италии Джорджо Наполитано с просьбой найти законный путь, который позволил бы ему с достоинством прекратить жизнь, ставшую исключительно источником страдания. Просьбу Уэлби поддержала неправительственная организация "Международная Радикальная партия" под руководством Марко Паннеллы, выступающая за "самоопределение" в вопросах жизни и смерти в экстремальных ситуациях.

Однако, согласно итальянским законам, прекращение жизни больного даже по его собственной просьбе - убийство. Закон разрешает приостанавливать терапевтические меры в отношении тяжело больного человека, если они не приносят ему облегчения, но, напротив, продлевают страдания. Суд, который занялся "делом Уэлби", постановил, что отключение аппарата искусственного дыхания в данном случае привело бы к мучительной смерти больного от удушья. А попытка врача дать Уэлби сильное седативное средство расценивалось бы как "активное действие", направленное на умерщвление пациента, и подпадало бы под статью об убийстве. Суд и министр здравоохранения Ливия Турко предписали парламенту выработать закон, задающий четкую программу действий в схожих ситуациях.

Тем не менее нашелся врач, Марио Риччи, который, бросив вызов закону, усыпил Уэлби анестетическим средством и отключил аппарат искусственного дыхания. Больной мирно скончался. На доктора подан иск в суд за "убийство" и в правление Союза врачей за нарушение профессиональной этики.

Здесь-то и разгорелась полемика, в которую оказалась вовлечена и Католическая Церковь. "Катехизис Католической Церкви" говорит о "нравственной неприемлемости" прямой эвтаназии "независимо от мотивов и средств". В опубликованной в 1987 г. Инструкции Конгрегации вероучения "Donum Vitae" ("Дар жизни") сказано, что использование обезболивающих средств допустимо лишь в том случае, "если при этом не хотят смерти ни как цели, ни как средства".

Католическая Церковь допускает отказ от "терапевтической настойчивости" (оказания терапевтической помощи, которая оказывается неэффективной), однако в Римской епархии "случай Уэлби" в этом ключе рассматривать не склонны. Пьерджорджо Уэлби был католиком, и в молодости, когда состояние здоровья позволяло ему, он даже совершал паломничества. Однако в Римской епархии семье Уэлби отказали в отпевании, заявив в специальном коммюнике, что больной сознательно требовал эвтаназии, несовместимой с христианской моралью. Впрочем, в епархии подчеркнули, что данное решение не означает осуждение Уэлби на адские муки: Церковь будет молиться за него и уповать на Божье милосердие.

Позиция епархии вызвала у многих непонимание и недоумение. Семья и друзья Пьерджорджо Уэлби организовали гражданские похороны на площади перед церковью в Риме, прихожанином которой был покойный. Многие принесли на похороны транспаранты с антицерковными лозунгами. Церковь обвиняли в "отсутствии сострадания", в "ужесточении сердец", в "неспособности понимать человеческие трагедии".

Целую полосу посвятила этой проблеме и газета "Avvenire", "рупор" Конференции католических епископов Италии. Примечательно, что издание опубликовало письма читателей, в основном верующих, возмущенных позицией Римской епархии. Читательница Раффаэлла Ди Маттео написала, например, что не может поверить в то, что Церковь, к которой она принадлежит, в данном случае права. А священник Себастьяно Джакино возмущался тем, что Церковь отпевала даже чилийского диктатора Аугусто Пиночета, но отказала в панихиде католику Уэлби. Священник привел в своем письме евангельское изречение: "И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них" (Лк. 11:46).

Главный редактор газеты Дино Боффо попытался ответить всем сразу. Он отметил, что "обыкновенный" самоубийца или даже "худший тиран" может покаяться в последнюю минуту своей жизни, поэтому Церковь не вправе отказывать ему в отпевании. Но Уэлби месяцами просил, чтобы его лишили жизни, делая это сознательно. Таким образом, обстоятельства кончины делают маловероятным покаяние в последнюю минуту. Боффо пишет: "Церковь знает, что она не может распоряжаться Божьим милосердием. Она может ограничиваться лишь тем, что испрашивает Бога о нем. Когда Римская епархия говорит в своем коммюнике, что будет молиться за Уэлби, это не пустые или формальные слова. Церковь признается в том, что она может только молиться Богу, Высшему судье. Большего она сделать не может".

По сути, Дино Боффо еще раз изложил официальную точку зрения Церкви, едва ли убедив тем самым своих оппонентов. Дискуссия вокруг "случая Уэлби" остается достаточно острой и вряд ли утихнет в ближайшее время. Ничто не предвещает изменений в учении Церкви об эвтаназии, поэтому стороны остаются при своих аргументах.

http://religion.ng.ru/problems/2007-02-07/5_otpevanie.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Джованни Бенси
Европейский суд против распятия
В Италии возмущены требованием убрать из школ религиозные символы
13.11.2009
Догма или дисциплина
Католическое духовенство вновь поднимает вопрос о целибате
16.04.2008
Удар по Марксу
Папа Римский считает надежды коммунистов неосуществимыми
21.12.2007
Кто примерит кардинальскую шапку
Среди новых "князей Церкви" будут выходцы из стран бывшего соцлагеря
19.10.2007
Папа против зверолюдей
В Австрии Бенедикт XVI проявил научный пессимизм
19.09.2007
Все статьи Джованни Бенси
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28