itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Добрые самаритяне

Церковь Швеции считает опеку над иммигрантами своим христианским долгом

0
142
Время на чтение 3 минуты
Евангелическо-лютеранская Церковь Швеции всегда уделяла большое внимание общественным проблемам, в частности, одной из важнейших, связанной с иммиграцией. Несмотря на то что иммиграционная система в стране, вероятно, одна из самых гуманных в мире, адаптация иммигрантов происходит достаточно трудно.

В 1985 г. в администрации Шведской Церкви появились должности епархиальных адъюнктов по вопросам иммигрантов и беженцев. Тогда же Церковь Швеции создала собственный комитет по делам беженцев, который совместно с Советом свободных Церквей страны и Красным Крестом оказывал помощь иммигрантам, живущим в беженских лагерях.

В декабре 1989 г. шведское правительство приняло решение о введении более жестких правил приема политических иммигрантов. В результате тысячи беженцев должны были немедленно покинуть страну. Экуменический, межцерковный комитет во главе с Архиепископом Шведской Церкви и отдельные епископы обратились к правительству с протестом против этих дискриминационных мер. В эти дни около 40 церквей открыли свои двери для беженцев.

В 1990-х годах, когда еженедельный поток беженцев из бывшей Югославии достигал трех тысяч, руководство Церкви регулярно выступало с обращениями к правительству, призывая его к гуманности и милосердию, особенно по отношению к детям, а свою паству - к большей активности. Голос Церкви стал слышен и в общественных дебатах по иммиграционной политике. В частности, Церковь выдвигала конкретные требования: не разделять семьи иммигрантов, не отказывать в убежище людям, которым грозит преследование за религиозные убеждения на их родине, и другие. Надо отметить, что эти выступления не были безрезультатными.

В частности, Церковный Собор в 1990 г. выступил с инициативой о предоставлении иммигрантам права работать во время ожидания рассмотрения их дел, длящегося нередко более года. Предложение мотивировалось тем, что это избавило бы большую часть иммигрантов от вынужденной пассивности, зависимости от пособия и, кроме того, помогло бы им легче адаптироваться к новой жизни в случае позитивного решения. Это предложение было принято правительством, и закон вступил в силу с 1 июля 1992 г.

С тех пор Шведская Церковь и другие религиозные общины страны получили широкие возможности для своей приходской деятельности. Они организовали языковые курсы для иммигрантов, лекции, которые знакомят с законами и обычаями Швеции. Кроме того, религиозные организации стали активными участниками общественной жизни на общенациональном уровне, в первую очередь в формировании иммиграционной политики.

Церковная община требовала от власти, чтобы она внимательно относилась к каждому потенциальному гражданину. Глава Шведской Церкви Архиепископ Упсалы Карл Густав Хаммар накануне Рождества 2004 г. обратился с призывом к правительству пересмотреть правила приема иностранцев. И в первую очередь из соображений гуманности дать виды на жительство семьям с больными детьми и "амнистировать" тех иммигрантов, которые нелегально проживают в Швеции. Архиепископа сразу же поддержали Совет христианских Церквей Швеции, все 13 епископов Шведской Церкви и большинство верующих. Но одновременно слышались и упреки в адрес Церкви за ее попытку вмешательства в политику. Тем не менее сторонников у Архиепископа было гораздо больше, чем противников.

Весной 2005 г. движение за гуманизацию иммиграционной политики, инициированное Церковью, стало принимать широкий размах. Богослужения, посвященные помощи ближнему, завершались факельными шествиями и демонстрациями. В Стокгольме в марте того же года в подобной демонстрации участвовали Архиепископ Карл Густав Хаммар, столичный губернатор Матс Свегфорс, а также известные политики и общественные деятели.

Вскоре после этого приходы начали кампанию по сбору подписей под обращением к правительству. Эта акция получила название "Пасхального воззвания". Все это вынудило политические партии занять четкую позицию по отношению к иммиграционной политике, тем более что этот вопрос был поставлен на обсуждение в Комиссии по делам иностранцев в апреле 2005 г., а затем - в риксдаге (парламенте).

Правительство тем не менее настояло на своем отказе от автоматической амнистии всем, включая и семьи с больными детьми. Но массовые действия против правительственной иммиграционной политики все же не были напрасными. Комиссия по делам иностранцев была ликвидирована, и начиная с 2006 г. дела о предоставлении вида на жительства рассматриваются в индивидуальном порядке областными судами в присутствии заявителя.

В настоящее время приходы всех общин Швеции принимают участие в оказании помощи так называемым нелегальным беженцам. В эту категорию попадают и те, кто, получив отказ на свою просьбу о предоставлении убежища, не покинули пределы Швеции и скрылись от полиции. Чаще всего они находят приют в приходских зданиях. Полиция устраивает обыски и при обнаружении этих людей высылает их, не останавливаясь перед применением жестких мер. Немало шведов, движимых чувством христианского милосердия, обеспечивают нелегальных беженцев не только жильем, но и деньгами, оказывают им юридическую и медицинскую помощь, невзирая на то, что многие из них мусульмане.

Усилия религиозных организаций, направленные на решение социальных задач, оказывают влияние на церковную жизнь, взгляды и умонастроения прихожан. Приход, который взял на себя организацию помощи иммигрантам, особенно если это происходит в небольшом городе, становится центром общественной жизни.

Спустя шесть лет после отделения от государства в 2000 г. Шведская Церковь, имеющая поддержку со стороны других религиозных общин страны, по-прежнему остается активным участником общественной и политической жизни.

Ольга Васильевна Чернышева - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

http://religion.ng.ru/politic/2007-02-07/4_samaritiane.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Чернышева
В Финляндии епископа выбирают миряне
Руководство Лютеранской Церкви предпочитает называть ее народной
05.02.2003
Все статьи Ольга Чернышева
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30