Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Антидарвиновские чтения

Павел  Круг, НГ-Религии

09.02.2007


Придет ли "православная наука" в школу? …

В Москве завершились XV Международные Рождественские образовательные чтения. Этот форум, проходивший с 29 января по 3 февраля, в прессе уже назвали "малым Собором" Русской Православной Церкви (РПЦ). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, открывая Чтения, назвал их "крупнейшим образовательным форумом России".

Впервые пленарные заседания Чтений проходили в Государственном кремлевском дворце, с трибуны которого церковные иерархи выступали с посланиями российскому обществу. Достаточно пространное выступление Патриарха запомнилось, впрочем, одной-единственной фразой. Когда Алексий II говорил о различиях между научным и религиозным мировоззрением, он сказал: "Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает своих взглядов другим".

За общественной дискуссией, разгоревшейся после этих слов, остались незамеченными другие инициативы Патриарха. В частности, он предложил учредить в России должность уполномоченного по правам детей при президенте РФ "подобно тому, как это существует в Европейском содружестве". Также прозвучал призыв упростить сложные правила опекунства и адаптации (усыновления и удочерения) детей-сирот.

Патриарх отметил, что современная семья не может в полной мере выполнять свои воспитательные функции. А значит, роль учителя нравственности должна взять на себя школа: "Главная задача образования - научить каждого человека следовать указаниям совести". При этом "наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно "частным делом" каждого отдельного человека должно быть признано деструктивным явлением". Покритиковав секуляризм, Алексий II широко обозначил роль Русской Православной Церкви: она "имеет попечение обо всем, что затрагивает душу человека". На первый взгляд церковные иерархи говорили об одном и том же. Однако в каждом случае речь шла о различных вариантах дальнейшей миссионерской стратегии РПЦ.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) признал, что "разрушавшиеся на протяжении жизни нескольких поколений религиозные традиции в значительной степени сломаны... Кто-то пытается усердно возрождать и пропагандировать православные обычаи в форме, характерной для минувших веков, вызывая нарекания в этнографичности. Кто-то считает, что всякие усилия изменить жизнь общества бесполезны, и замыкается в узком кругу".

Митрополит Ювеналий видит выход в том, чтобы идти к цели "постепенно и терпеливо, не торопя события". "Такое положение можно уподобить тому, как пророк Моисей сорок лет водил избранный народ по пустыне в ожидании того, что люди избавятся от рабской психологии, приобретенной в египетской неволе", - добавил он.

Говоря о преподавании "Основ православной культуры", митрополит Ювеналий сослался на опыт Московской епархии, где этот предмет преподается факультативно в 85% школ, а теперь предполагается ввести курс "Духовного краеведения" в рамках регионального компонента системы образования.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) также говорил о региональном компоненте, но по другому поводу. "Мы не понимаем логики Министерства образования, которое пытается сейчас ликвидировать региональный компонент образования, в рамках которого во многих регионах России преподаются "Основы православной культуры", - заявил митрополит Кирилл. - Такая политика министерства противоречит воле самих регионов, пожелавших ввести данный предмет в школьный куррикулум".

"Непонятны попытки заменить предмет, дающий нравственные и этические установки поведения подрастающего поколения, на преподавание истории религий, в том числе и тех, которые никогда не были духовной основой нации", - заявил и митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Он предложил назвать школьный курс "Духовно-нравственная культура и этика" и ввести его в федеральный компонент образования. Такая формула названия родилась в результате обсуждений "проблемы ОПК" в конце прошлого года в недрах Общественной палаты РФ, членом которой является митрополит Климент.

Правда, в документе, принятом Палатой, говорилось о возможности выбора между изучением "духовной культуры" и изучением "этики". В версии митрополита Климента этот нюанс пропал, а "духовно-нравственная культура" фактически стала более завуалированной формулировкой для тех же ОПК.

Итак, "Духовное краеведение", "Основы православной культуры" или, быть может, "Духовно-нравственная культура и (или) этика"? Какой же именно предмет иерархи РПЦ хотят видеть в государственной школе? Очевидно одно - под любым из этих названий подразумевается ознакомление школьников с православием в той или иной форме. Прояснить ситуацию могло бы выступление министра образования и науки Андрея Фурсенко, которого все ждали с интересом.

Министр не говорил прямо об "Истории мировых религий", чтобы не повторить печальный опыт предыдущих Чтений, когда его позиция была встречена с негодованием. Он говорил, в частности, о том, что РПЦ играет "ключевую роль" в формировании "внешнего заказа" по отношению к системе образования. Пообещав сотрудничать с религиозными организациями в развитии воспитательного элемента образования, Фурсенко все же дал понять, что деление по конфессиональному признаку в школе недопустимо.

В качестве "компенсации" министр пообещал следующее. По его словам, Министерство образования и науки готовит поправки в законодательство РФ, ставящие диплом о высшем духовном образовании наравне с дипломом об окончании светского вуза.

Однако это предложение Андрея Фурсенко осталось почти незамеченным. Дискуссионный пыл общественности ушел в обсуждение возможности превращения обезьяны в человека. Все подтвердили: никто такого никогда не видел. И с этим поспорить трудно. Ведь разыскать живых свидетелей этого процесса в любом случае невозможно.

http://religion.ng.ru/events/2007-02-07/1_chtenia.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме