Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Великое размежевание" или мелкая временная неприятность?

Ара  Недолян, Фонд стратегической культуры

07.02.2007

В ереванском Матенадаране (Институте и музее древних рукописей) хранится подписанная Екатериной Великой грамота, жалующая армянам право въезжать в пределы империи и селиться в городе Новом Нахичеване (ныне - один из районов Ростова-на-Дону), вести торговлю и заниматься ремеслами и промыслами, освобождаясь на десять лет от налогов и податей. А великий писатель и дипломат Грибоедов был растерзан в Тегеране мусульманской чернью за то, что вытребовал у персидского шаха по договору... проживающих в Иране армян, коих шах обязан был отдать царю для расселения в пределах Российской империи.

Так было. Некогда Россия настойчиво искала, собирала и призывала людей. По литературе памятны "немецкая волна", "французская волна", "польская волна" - чиновников, военспецов, инженеров, управляющих поместий, домашних учителей, деятелей культуры (или лиц, выдающих себя за вышеприведенных) - далее, у истоков советского государства - евреи, латыши, грузины, армяне... Русская нация не оставалась в долгу - вспоминаются массированные (вольные - и невольные, продиктованные суровым государственным интересом!) переселенческие десанты в Среднюю Азию, на Кавказ, Прибалтику, Сибирь и Дальний Восток, "зачищенные" Крым и Чечено-Ингушетия...

Некогда люди воспринимались как желанный, ценный ресурс, как созидательная сила в руках державы. Как своеобразное вложение капитала в освоение новых территорий, а значит расширение экономической базы державы. И не только в России. Австро-Венгрия довела Европу до Мировой войны, а себя - до уничтожения, настойчиво стремясь влить в империю все новые и новые славянонаселенные территории на Балканах, в жажде приобретения новых людей ее не останавливало даже то, что относительная численность немцев - "титульной нации" империи Габсбургов - составляло уже менее 40% процентов населения. И еще совсем недавно, лет 7-8 назад, экономисты ФРГ утверждали, что экономика их страны не сможет обеспечивать поступательный рост, если ежегодно в трудовые ряды не будет вливаться не менее миллиона эмигрантов.

Сегодня эти настроения и в России, и во всем мире разительно изменились. Хозяева обнаружили, что не любят мигрантов. Всматриваясь в них, они обнаруживают все новые и новые непривлекательные черты. В свою очередь и мигранты не выказывают уж прежних симпатий к странам пребывания и народам-хозяевам, начинают замечать враз их недостатки и изменившееся отношение.

Отчего так, отчего то, что раньше было хорошо, сегодня стало плохо?

Ответ, в сущности, прост: если раньше люди ехали в Россию (или другие страны) ради хорошего дела, то сегодня они едут - ради плохого. Раньше они ехали - защищать диссертации и строить Комсомольск-на-Амуре, запускать космические корабли и ядерные реакторы, вести в тайных ОКБ титаническую борьбу с Америкой за военно-техническое преобладание и выигрывать конкурс имени Чайковского.... встречать других людей и говорить с ними дни и ночи напролет о важном, важнейшем, неизмеримо важном... Или чтобы побывать в Эрмитаже и Большом театре. И в Мавзолее. И русские ехали - чтобы поворачивать вспять великие реки и распахивать девственную целину, чтобы объяснять декханам, что нельзя же поклоняться Магомету в ракетно-космический век, чтобы создавать своими руками, своими идеями: великую европейскую Российскую империю, затем - Всепланетный Советский Союз, на страх, соответственно, коварной англичанке и подлому дяде Сэму. Теперь, напротив, люди едут, чтобы бежать от жизни, бежать от своего назначения. Что значит - бежать от своей войны или своей бедности? Бежать, оставляя их - кому? Тем, кто не бежит? Мигрировать, чтобы торговать на рынке и работать в криминализированных, рабовладельческих бизнес-структурах? Или, даже поступив в сравнительно нормальное учреждение или бизнес, трепетать от благодарности, что их приняли, их терпят, несмотря на лицо определенной национальности? И от страха, что терпеть перестанут? Мигрант сегодня - это гедонист, человек, живущий ради того, чтобы получать от жизни наслаждение. И неудивительно, что мигрант норовит сосредотачиваться в Москве, такой же гедонистичной сегодня по духу, как и он сам. И у мигранта, и у коренного русского населения просто нет сегодня важного дела, которое оправдывало бы существование как тех, так и других. Им остается только вглядываться друг в друга, с отвращением, как в зеркале, обнаруживая в другом признаки того похотливого влечения к жизни-как-наслаждению, которое испытывает он сам.

Нет важного дела, которое побуждало бы их не глядеть друг на друга глаза-в-глаза, а вместе, повернувшись, глядеть в одну сторону. На великие просторы. На предстоящие свершения - для которых нужны люди. Нет важного дела. Единственным делом, которым Россия сегодня реально занимается, является добыча топливного сырья. И приходилось слышать, что на буровых в тундре по-прежнему дурной тон "катить" на человека из-за национальности. Потому что на буровых в тундре нет мигрантов - там есть труженики, подвижники.

И в других странах то же самое. Диагноз и для Франции, и для России, и для Америки один и тот же - деиндустриализация. Это нечто вроде иммунодефицита - или старческой немощи - разом в организме, утратившем волю к жизни и борьбе, начинают вздыматься тысячи невообразимых прежде хворей. И деиндустриализация, если вдуматься, лишь один из симптомов - того, что называют "провалом модернистского проекта", "концом истории", или, если проще, утратой к организованному поиску и созиданию смысла жизни. В условиях такого отказа труд становится излишним и даже вредным, и неудивительно, что многие страны, многие правительства начинают "заботиться о создании рабочих мест" - то есть не работы много, невпроворот, а людей мало и нужны люди, а наоборот - людей много, работы не хватает! И вот тут-то именно на сцену выступает "проблема мигрантов". Проблема эта перекрестная, тотальная и всеобщая - эстонские и латвийские власти не знают, что делать с сотнями тысяч русских, ненужных им из-за ликвидации прибалтийской промышленности, не желающих, понимаешь, учить латышский и эстонский языки и почитать Гундсбергиса (кто бы этот Гундсбергис ни был); негры тропической и южной Африки гонят понемногу английских и голландских поселенцев, сильно при этом сетуя, что в Париже на них косо смотрят из-за цвета кожи, а в Америке вдруг бросились объявлять английский язык государственным, обнаружив, что страна потихоньку превращается в "Les Estades Uniones". Армения всерьез раздумывает, что же она будет делать с доброй половиной своего прежнего населения, утекшего в Россию и Америку, "когда там и там начнется". Что "начнется" и там, и там, давно не сомневаются, вопрос лишь - когда и с какой интенсивностью. И кого из "соседей" - Турцию или Азербайджан - попросить освободить еще десять-двадцать тысяч квадратных километров исторической армянской территории, которую они, так сказать, "арендуют".

Одно из мнимых разрешений вопроса - что все уедут к себе. Русские мигранты из Прибалтики, Средней Азии вернутся в Россию, а нерусские мигранты из России уедут к себе. Негры уедут из Парижа, а англичане и голландцы - из Африки. И что дальше? Мигранты ведь - симптом болезни, а не сама болезнь. Не мигранты повинны в том, что русские женщины не хотят рожать детей, тогда как мусульманские хотят. Что пять миллионов человек в РФ - наркоманы (лет пять назад называли цифру - два миллиона, но и тогда она ужасала), и это не считая обычных алкоголиков. Русские - не обычная нация. Русские - это человечество, это мир в мире, и, выключенные из делания реального и большого дела, они не утешаются потребительством-накопительством, а молча, но решительно уходят из этой жизни, поворачиваются к ней спиной, что бы там оптимистически ни вещали власти о "росте уровня жизни". Менее драматично, то тоже вполне определенно уходят и другие части Большого человечества, делатели Большого Дела, строители цивилизации. Трудно в этих условиях убедить мигрантов - как иностранных, так и своих, единоплеменных, оккупирующих под шумок Куршевели-Канары-Хургады - "уехать к себе".

Однако, глубочайший обморок конца ХХ века потихоньку проходит, человечество молча, не споря просто отворачивается от убедительнейших доказательств "конца истории" и начинает вновь искать свой смысл. Применительно к России - для меня символично хронологическое совпадение двух фактов, двух вестников: это запрещение мигрантам торговать на рынках (правильно, незачем приличному человеку быть мигрантом и торговать на чужом рынке) и появления мнения (пока лишь) правительства о необходимости построить до 2015 года 1000 пассажирских самолетов в России. Вообще-то строить надо 1000 в год, а не в восемь лет, но дорог почин. Глядишь, очередь дойдет до локомотивов, кораблей, автомобилей, телевизоров-компьютеров, промышленности группы "А" (тем, кто не учился в советской школе, разъясняем: это производство средств производства), строительства новых городов и портов, фундаментальных исследований и прорывов в физике, необходимости вновь начать давать настоящее образование детям, желания людей иметь настоящую профессию и создавать либо постигать нечто важное скорее, нежели "работать" и "зарабатывать". И тогда - детей интересно станет рожать в эту жизнь, потому что они будут в этой жизни нужны, их станет не хватать.... И из других стран будут приезжать ученые, поэты, инженеры, потому что они хотят быть там, где делается настоящее дело, и потому что они нужны там - там их ждут. А перевоспитанием отдельных несознательных "мигрантов" займется милиция. Будет их водить строем на лекции в планетарий и заставлять учить наизусть Пушкина.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=554




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме