Создание армянских вооруженных сил началось в начале 90-х годов, фактически еще до распада Советского Союза. В 1989-1990 годах руководство Армении предприняло ряд шагов по установлению контроля над ситуацией в республике. Одним из этих шагов и стало формирование в 1990 году специального полка министерства внутренних дел Армении численностью до 400 человек. Тогда же при правительстве Армении был создан специальный комитет обороны. Ему была поставлена задача свести в рамках советской политической системы, используя государственные структуры, под единое управление все существующие иррегулярные подразделения и части министерства внутренних дел: полк внутренних войск, отряды милиции особого назначения и т.д., обеспечив их, по возможности, всеми необходимыми ресурсами.
После распада СССР в независимой Армении было сформировано министерство обороны, возглавляемое бывшим председателем парламентской комиссии по вопросам обороны и безопасности Вазгеном Саркисяном. Именно при нем военное строительство в Армении приобрело широкий размах и стало более организованным. Несмотря на требования радикальной оппозиции о национализации (захвате) имущества бывшей Советской Армии, руководство страны предпочло получить технику и вооружения путем переговоров с военным и политическим руководством СНГ и России. Передача Москвой техники, оружия и боеприпасов двух (15-й и 164-й) из трех дислоцированных на территории Армении мотострелковых дивизий была произведена летом 1992 года.
Становление армянской армии, по словам министра обороны Сержа Саркисяна, можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с февраля 1989 года и завершается маем 1992 года, когда встала необходимость обеспечения военной безопасности Армении. Второй этап - с июня 1992-го и по май 1994 года, когда Армения непосредственно приступила к формированию собственных вооруженных сил. Третий этап начинается с июня 1994 года и продолжается до сегодняшнего дня. Его, по словам министра обороны, условно можно назвать этапом армейского строительства, повышением боеспособности армии, а именно стабильного развития родов войск, повышения образовательного уровня среднего и высшего офицерского состава, усиления демократии, укрепления связи между армией и обществом, улучшения условий жизни военнослужащих.
На сегодняшний день вооруженные силы Армении организационно состоят из сухопутных войск, ВВС и ПВО. Общая численность - около 56 тысяч человек. Комплектуются по смешанному принципу (призыв и контракт). В состав сухопутных войск входят 5 армейских корпусов, отдельные части и подразделения. Общая численность - около 45 тысяч человек. На вооружении находится около 130 танков Т-72, 170 БМП различных модификаций, более 90 БТР, около 50 МТ-ЛБ, до 200 орудий полевой артиллерии и минометов, более 50 реактивных систем залпового огня, несколько оперативно-тактических комплексов Р-17.
На первом этапе военного строительства Армения сознательно отказалась от создания авиации. Во многом это было связано с тем, что на территории страны отсутствовали подготовленные военные аэродромы, ремонтно-профилактические службы, хорошо обученный летно-технический персонал. Кроме того, было немало проблем, связанных со стабильным поступлением горюче-смазочных материалов. В настоящее время в боевом составе ВВС - две авиационные базы (15-я и 121-я), учебная авиаэскадрилья, два отдельных батальона аэродромно-технического обслуживания. На вооружении состоит 5 штурмовиков Су-25, один МиГ-25, несколько учебно-тренировочных L-39, 12 вертолетов огневой поддержки Ми-24 и более 15 Ми-8 и Ми-2. Общая численность личного состава - до одной тысячи человек.
Армения вынужденно, из-за незначительности собственных ВВС, пошла по пути создания, насколько это возможно, высокоэффективных частей ПВО, ориентированных на нейтрализацию истребительной и штурмовой авиации противника. Удалось практически полностью восстановить систему ПВО (зенитные ракетные установки и РЛС) страны, существовавшую до распада СССР. В апреле 1994 года впервые было официально заявлено о том, что "небо над Ереваном, как и все воздушное пространство Армении, надежно защищено установками ПВО". Большую роль в восстановлении системы ПВО и повышении ее боевой готовности сыграла помощь российских военных специалистов.
Сегодня управление войск ПВО включает зенитно-ракетные и радиотехнические части (зенитно-ракетная бригада, два зенитно-ракетных полка, отдельная радиотехническая бригада), на вооружении которых находятся ЗРС С-300, ЗРК "Круг", "Оса", С-125, С-75, и С-60. Общая численность личного состава - до 4 тысяч человек.
С момента установления дипломатических отношений в 1992 году между Россией и Арменией заключено более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Среди них "Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи" от 29 августа 1997 года, а также ряд документов, закрепляющих российское военное присутствие в Армении ("Договор о правовом статусе Вооруженных сил России, находящихся на территории Армении" от 21 августа 1992 года, "Договор о российской военной базе на территории Армении" от 16 марта 1995 года). В этих документах зафиксировано, что главной целью военного сотрудничества России и Армении являются обеспечение безопасности обоих государств, коллективной безопасности на пространстве СНГ и поддержание стабильности в регионе.
27 августа 2000 года в Сочи было подписано "Соглашение между РА и РФ по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения взаимной безопасности". В феврале 2001 года оно было ратифицировано национальным собранием РА. Это соглашение является правовой основой для создания на территории Армении объединенной группировки (ОГ) войск (сил) из состава вооруженных сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации под объединенным командованием. В ОГВ (с) входят объединения, соединения и воинские части, выделяемые от вооруженных сил РА и РФ для решения задач совместной обороны под единым командованием в период обострения военно-политической обстановки в регионе и угрозы агрессии против одной из стран со стороны какого-либо государства или группы государств.
По словам первого заместителя министра обороны - начальника генерального штаба вооруженных сил Армении генерал-полковника Михаила Арутюняна, лучшими свидетельствами эффективности военного сотрудничества Еревана и Москвы являются совместная армяно-российская группировка войск, объединенная система ПВО и совместное боевое дежурство (в соответствии с соглашением, подписанным 16 марта 2000 года, в совместном боевом дежурстве участвуют силы и средства ПВО армянской национальной армии и дислоцированные на территории республики 988-й зенитный ракетный полк и 426-я авиагруппа 102-й военной базы Группы российских войск в Закавказье).
Что касается отношений с НАТО, то они, по словам секретаря совета национальной безопасности - министра обороны Сержа Саркисяна, являются одним из компонентов национальной безопасности Армении. "Углубление сотрудничества является необходимостью и направлено на противостояние существующим вызовам. Эти отношения являются одним из компонентов национальной безопасности Армении, не противоречащим участию в ОДКБ и двусторонним отношениям с Россией", - подчеркнул министр обороны. Кроме того, на днях министерство обороны Армении в очередной раз подтвердило, что республика не собирается вступать в НАТО. Об этом говорится в заявлении, распространенном пресс-службой военного ведомства страны. "Во внешнеполитической повестке Армении задача членства в НАТО не ставится", - говорится в документе.
http://www.redstar.ru/2007/02/03_02/1_04.html