Переосмысление роли силового давления на море

0
89
Время на чтение 6 минут
Военная доктрина как система официально принятых в государстве взглядов (установок) военно-политического характера должна включать положения, раскрывающие обеспечение военной безопасности с морских и океанских направлений. При этом имеется в виду не какой-то отдельный раздел военно-морской деятельности России, а наличие по всему содержанию документа четких и ясных установок, определяющих основы строительства и применения Военно-морского флота.

В действующей редакции Военной доктрины эти основополагающие взгляды и установки определены не достаточно четко и емко.

ЧТО ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ?


Первое. Оценка военно-политической обстановки дана без раскрытия национальных интересов, защищаемых применением Вооруженных сил и в том числе ВМФ. Указаны только угрозы военной безопасности.

Второе. Недостаточно отражены угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений.

Третье. Не названы цели, задачи и формы применения Военно-морского флота в мирное время.

Четвертое. Недостаточно определены роль и место ВМФ в обеспечении военной безопасности в оперативно важных океанских и морских районах.

В новой военной доктрине предполагается ввести отдельный раздел "Военная опасность и военная угроза". Думается, здесь нельзя ограничиваться только перечислением вопросов военной опасности и военной угрозы. Полагаю, что национальные интересы, защищаемые с применением вооруженной силы и не приведенные в действующей доктрине, по значимости и определяющей роли имеют больший приоритет над военными угрозами и должны быть названы в новой редакции военной доктрины.

К таким национальным интересам России, которые призван отстаивать ее Военно-морской флот, относятся:

- обеспечение гарантированного доступа РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении ее или ее союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков;

- недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации национальных интересов РФ, особенно в прилегающих морях;

- урегулирование на выгодных для России условиях имеющихся политических международно-правовых проблем использования Мирового океана;

- консолидация усилий государств на мирном освоении и использование Мирового океана;

- освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития РФ;

- формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций;

- обеспечение выгодных для России условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;

- поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.

В этом же разделе должны быть обязательно отражены и угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений:

- активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, изменение соотношения военно-морских сил не в пользу РФ;

- повышение боевых возможностей группировок военно-морских сил ведущих зарубежных государств, в том числе по поражению объектов на всей территории России со всех стратегических направлений, размещение на носителях ВМС до 80% высокоточных средств воздушного нападения (крылатых ракет морского и воздушного базирования);

- ограничение возможности выхода РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях путем экономического, политического, международно-правового давления;

- расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность России;

- неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся в первую очередь правового статуса Каспийского, Азовского, Черного, Баренцева, Берингова и Охотского морей, наличие территориальных претензий к РФ со стороны ряда сопредельных государств.

ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ


Представляется, что существенным недостатком действующей редакции Военной доктрины является отсутствие положений, определяющих цели применения ВМФ в составе Вооруженных сил в мирное время. Данный изъян необходимо устранить, указав, что стратегическая цель применения Военно-морского флота в мирное время заключается в создании и поддержании в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах благоприятной обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов России во всех сферах.

В мирное время при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода целью применения ВМФ будет участие в проведении эффективного комплекса сдерживающих действий военного характера по снижению возникшей напряженности и предотвращению агрессии против России и ее союзников, проводимых наряду с комплексом мер политико-дипломатического и экономического характера.

В военное время роль ВМФ заключается во внесении максимального вклада в действия Вооруженных сил по скорейшему пресечению агрессии против Российской Федерации и ее союзников на наиболее выгодных для России условиях.

Цели, задачи и формы применения Военно-морского флота в составе Вооруженных сил в данном разделе, по нашему мнению, целесообразно структурировать по периодам, а для военных конфликтов различного масштаба привести отдельные уточнения.

В разделе "Военно-стратегические основы" следует указать, что в мирное время ВМФ выполняет следующие оперативно-стратегические задачи:

- участие в составе Вооруженных сил в стратегическом сдерживании на глобальном и региональном уровне для обеспечения военной безопасности России;

- противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции;

- обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности Российской Федерации в территориальном море, экономической зоне и на континентальном шельфе.

Формами применения ВМФ являются:

- военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности России;

- боевая служба;

- боевое дежурство;

- поддержание благоприятного оперативного режима;

- специальные действия и операции.

При возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода флот будет выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:

- участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании, подготовка к эффективному применению при внезапном начале агрессии;

- подготовка ударных сил морских сил общего назначения (МСОН) к эффективному применению в военное время и их участие в составе Вооруженных сил в нестратегическом сдерживании;

- обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности России, противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в Мировом океане и прилегающих к ним континентальных районах преимущественно в пределах национальной юрисдикции;

- заблаговременная подготовка к переводу с мирного на военное время, наращивание боевой и мобилизационной готовности ВМФ, а при дальнейшей эскалации кризисной ситуации - приведение в высшие степени боевой готовности и мобилизационное развертывание.

Формами применения ВМФ в мирное время будут также демонстрационные действия и участие в боевых действиях Вооруженных сил по разрешению международных (приграничных) вооруженных конфликтов.

В военное время ВМФ должен выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:

- участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании противника в ходе начального периода войны и нанесении заданного поражения противнику с переходом к применению ядерного оружия;

- участие МСОН в составе Вооруженных сил в сдерживании дальнейшей эскалации агрессии и принуждении противника к ее прекращению;

- поражение группировок ВМС противника в дальней и ближней морской зоне, содействие другим видам Вооруженных сил, действующим на приморских направлениях;

- обеспечение благоприятного оперативного режима и защита морской деятельности России в ближней морской зоне.

Формы применения ВМФ таковы:

- первые и последующие операции флотов (в рамках морской операции);

- боевые действия флотов по поражению группировок ВМС и других важных объектов;

- первые и последующие операции флотилий;

- боевые действия флотилий.

Внесение в текст новой военной доктрины указанных выше положений, определяющих применение Военно-морского флота в составе Вооруженных сил в целом, определит место ВМФ в обеспечении военной безопасности страны. Причем в разделе "Основы военной политики" следует особо отметить, что именно Военно-морской флот как вид Вооруженных сил играет ведущую роль в вопросах обеспечения военной безопасности государства в оперативно важных океанских и морских районах.

Особого внимания при подготовке новой редакции, на наш взгляд, потребуют также статьи этого раздела, касающиеся основного предназначения управлений главнокомандующих видами, в частности ВМФ. Основные задачи и функции главного командования ВМФ по руководству флотами и управлению ВМФ в целом должны быть сохранены. По нашему мнению, заменить Главкомат ВМФ в этом некем.

Считаем правильным, что в новой редакции предполагается наряду с военными округами определить и общее предназначение флотов (этого нет в действующей редакции).

Внесение в новую военную доктрину предложений Военно-морского флота позволит реализовать новые концептуальные положения применения ВМФ в многоступенчатом сдерживании военными методами угроз национальной безопасности, в защите национальных интересов Российской Федерации с морских и океанских направлений.

http://nvo.ng.ru/concepts/2007-02-02/6_more.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11