Новый монастырь в Карпатах

Интервью с архимандритом Петром (Прядко)

0
125
Время на чтение 4 минуты
Корреспондент "Православия.ru" беседует с архимандритом Петром (Прядко) - наместником монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона в урочище Каменка, в Мукачевско-Ужгородской епархии.

- Отец Петр, расскажите немного об истории вашей обители.

- Монастырь наш новый, он был основан в 2000 году и основание его, с житейской точки зрения, было не совсем обыкновенным. В селе Осий, рядом с которым стоит монастырь, жил на покое священник Георгий Петровций. Ему было уже больше шестидесяти лет, здоровье его было слабым и он хотел принять монашество. Однажды на Пасху ему приснился сон, и сон этот повторился трижды - три дня подряд. Ему снилось, что он сидит на горе и на противоположной горе, через речку, видит дивный монастырь, и голос с неба говорит отцу Георгию: "Строй на этом месте монастырь". Отец Георгий воспринял это как повеление Божие и начал искать место, которое ему снилось, и в урочище Каменка он его нашел. Нашлись и два человека, которые пожертвовали необходимые деньги, и строительство монастыря началось. Сначала на месте будущей стройки поставили большой мраморный крест. Отец Георгий не оформлял каких-то специальных документов на строительство именно монастыря и своим помощникам он говорил так: "При моей жизни монастыря не будет, хоть я и хочу, чтобы он был, а когда я умру, тогда здесь будет монастырь". Вот такой он был человек.

В первый год была построена деревянная часовня, в которой начали совершать Божественную литургию, во второй год, с благословения преосвященного Евфимия, тогдашнего правящего архиерея нашей епархии, ныне уже покойного, начал строиться большой каменный храм во имя великомученика Пантелеимона. Три года отец Георгий строил монастырь, затем скоропостижно скончался.

- Вы тоже участвовали в строительстве монастыря в те годы?

- Нет, в Пантелеимонов монастырь я был переведен уже после смерти отца Георгия. Теперь наш монастырь официально зарегистрирован, и братия есть - четыре человека. Достраиваем большой каменный храм, заложенный при отце Георгии, сейчас уже поставили медные купола и кресты, приступаем к внутренней отделке. Богослужение у нас совершается каждый день. В Иршаве, нашем районном центре, у монастыря есть свое представительство, где мы по мере сил осуществляем нашу миссионерскую деятельность. Заявляем о своем существовании в качестве мужского монастыря. В Иршавском районе четыре монастыря, три из них женские, а мы "держим марку" мужского монастыря.

Как недавно выяснилось, это место, в урочище Каменка, непростое. Сейчас мы там нашли древние кельи, вырубленные в скале, по внешнему виду похожие на кельи в Киево-Печерской лавре. Своеобразные своды, ниши для свечей и икон. Таких келий там несколько. Есть там и одна большая пещера, вырубленная в форме креста. В этой пещере прекрасная акустика, и, судя по всему, в ней находился храм. Мы планируем со временем возобновить в нем богослужение.

- А в какое время были созданы пещеры, расположенные рядом с вашим монастырем?

- Каких-то документов, непосредственно указывающих на время их создания, пока не найдено. Но мы думаем, что эти пещеры были вырублены приблизительно 150 лет назад. Есть такая версия, что их появление как-то связано с разработками железной руды, производившимися на этом месте. После того, как еще в давнее время рудники были заброшены, в них могли скрываться от гонений православные монахи, в то время униатство в Закарпатье было распространено в большей степени и православных притесняли.

- Как произошло это ваше открытие?

- О пещерах мне рассказала наша соседка. Рядом с монастырем, в лесу, живет целая семья. Однажды, после того как мы познакомились и подружились, она сказала мне: "Вот вы монах, а монахи все в пещерах жили. У нас тоже есть пещеры, давайте я вам их покажу". В прошлом году мы эти пещеры освятили, поставили там крест и надеемся, что там со временем будет наш скит. Лесничество поддерживает нас в этом деле, никаких формальных препятствий для освоения нами пещер не существует, потому что пещеры не входят в земли лесничества, а находятся внутри земли.

- Братия вашего монастыря из местных?

- Братия у нас в основном киевская, это я и два инока, один послушник из Москвы. Но у нас есть прихожане из села, несмотря на то, что до монастыря надо идти пять километров и на то, что все устроение наших служб монашеское (мы стараемся придерживаться устава Саввы Освященного). На Подкарпатской Руси люди очень верующие.

- Как складываются ваши отношения с властями?

- Прекрасно. Сельские власти нас очень поддерживают. В нашем селе есть новый православный храм, который строился 12 лет и теперь уже полностью завершен. По московским меркам это очень большой для села храм, а в Закарпатье строительство таких сельских храмов - обычное дело. В этом же селе есть греко-католическая община, которой принадлежит храм, построенный в греко-католическом стиле, этому храму сейчас уже около 200 лет. Старый православный храм, который был деревянным, в 1947 году разобрали коммунисты. После этого православные и католики молились в одном храме. В 1990-е годы католики мирно договорились с православными, что они построят себе отдельный храм.

В Закарпатье заведено так, что почти при каждом селе есть монастырь. В Закарпатской области сейчас действует около 40 монастырей. Для сравнения, в Сумской области, которая гораздо больше, действует всего два монастыря. Православная вера в этих местах очень крепка. Церковная традиция не прерывалась там со времен Кирилла и Мефодия, которые просвещали Подкарпатскую Русь.

- Удивительно, несмотря на то, что в селе есть большой храм, люди приходят еще и к вам?

- Строительство нашего монастыря начиналось с помощью местных жителей. Когда отец Георгий рассказал односельчанам о своем видении, все они стали помогать ему в созидании монастыря, кто чем мог. Они построили деревянную часовню, в которой начало совершаться богослужение.

- При строительстве большого каменного храма в селе Осий сами местные жители участвовали в строительстве?

- Да, люди сами приходили на стройку, несмотря на то, что там работала строительная бригада, которую они сами же и наняли. Они и кормили строителей - все село по очереди.

- На каком языке говорят там люди?

- В основном на украинском языке, но включившем в себя и чешские, и сербские заимствования. Человеку не знакомому с украинским языком понять эту речь будет трудновато.

- Как живут, как одеваются местные жители?

- Одеваются они обычно, но в праздники из сундуков достаются национальные праздничные костюмы. На Рождество поют коляды. К нам в монастырь тоже приходят колядовать. По воскресеньям все прихожане нашего храма участвуют в службе - поют те песнопения, которые в других местах обычно исполняет только хор.

Беседовал Алексей Сагань

http://www.pravoslavie.ru/guest/070130103451
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02