При изучении эффективности ведущей функции церковной прессы - (функции духовного просвещения) - вопрос учета специфики аудитории встает еще острее. "Если в дореволюционной православной России церковная печать ставила перед собой цель соединения богословия и мирской жизни, углубления православного миропонимания, наставления уже воцерковленных людей, то в современных условиях Русской Православной Церкви через свою периодическую печать приходится решать другие задачи. Главными среди них является миссионерская, духовно - просветительская деятельность, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно Церкви". (Официальный сайт журналов "Фома" и "Нескучный сад").
В этой связи качественные периодические издания миссионерского характера являются ценным источником для изучения и распространения опыта взаимодействия с аудиторией. Например, в возможной полноте реализуют свои функции журналы "Фома" и "Нескучный сад".
Аудитория первого издания - невоцерковленная, сомневающаяся в истинах веры, но стремящаяся к ней. Читатели "Нескучного сада" - круг "тех людей, которые понимают, что делами милосердия можно избавиться от страстей, научиться состраданию, научиться любви". Однако оба издания стремятся "показать красоту православия", положительного содержания христианской веры и его созидающей силы для духовно - нравственного обновления общества.
В соответствии со своей целевой задачей "Фома" стремится бороться с "музейностью" Православия, давая возможность "сомневающимся" понять, как вера проявляется в жизни обыкновенных людей, которые составляют и большинство аудитории. Следующие особенности деятельности журнала являются определяющими в успешном осуществлении его концепции:
1. "По своей сути журнал является реализацией в жизни общества миссии Церкви, понятой как единство мирян и священнослужителей". Единство это заключается в том, что издание изначально было инициативой светских людей, а в процессе выхода в свет получило официальное церковное благословение, т.е. все материалы, относящиеся к церковной тематике, проходят обязательное рецензирование Православного Свято - Тихоновского университета. Подобные меры - необходимый элемент для поддержания качества публикаций, ведь редакционная точка зрения, в отличие от официальной церковной, может оказаться не совсем точной и даже, возможно, вредной для читателя.
2. Отсутствие опоры на негатив при подготовке публикаций - "Мы не обличаем "свинцовых мерзостей" окружающей действительности, не занимаемся осуждением тех или иных явлений жизни и тех или иных лиц - политиков, деятелей культуры, науки и т.д. Не потому, что этого вообще не следует делать, а потому, что это не наша задача" (Журналы России. Материалы всероссийской научно - практической конференции. М.,2003).
3.Компетентное освещение проблематики, т.е.ориентация аудитории на мнение специалистов, а не на личные размышления авторов, за исключением случая, когда автор материала является признанным специалистом в данном вопросе.
4. Установка на единство формы и содержания, качество тестов и иллюстраций, современный дизайн.
5. Установка на эмоциональность и искренность, доверительный тон публикаций для привлечения интеллектуального, думающего читателя - собеседника.
Социальный журнал "Нескучный сад" видит свое миссионерское назначение в проповеди " добродетели милосердия" и организации "дел милосердия". "Фома" был долгое время "старшим братом" и наставником "Нескучного сада", так как журнал издавался при поддержке "Фомы" с 2001 года. С 2003 года выходит в свет самостоятельно, став, подобно "Фоме", цветным, объемным (свыше ста полос), с гораздо более активной оформительской моделью, новым дизайном и удобной структурой номера.
Тематика журнала связана с социальными проблемами: многодетные семьи, бездомные дети, бомжи, инвалиды, приюты для стариков и больных, разрушенные храмы и т.д. Акцент авторов "проблемных" материалов - на предложении читателям содействовать решению рассматриваемых проблем каким - либо возможным способом. Тема помощи не просто звучит практически на каждой странице, здесь предлагаются конкретные адреса, телефоны, номера расчетных счетов граждан и организаций, которым требуется помощь. Адресность, предметность - существенная характеристика концепции издания для активных миссионеров добра.
Своего читателя "Нескучный сад" определяет как человека, осознанно считающего себя православным, точно определившегося с религиозным выбором. Коль скоро читатель - это человек с активной жизненной позицией, то и вера его должна быть деятельной, проявляться не на словах, а в поступках. В журнале учитывают этот момент, больше того, по-своему стимулируют расположенность человека верующего к делам милосердия.
Оба издания учитывают возрастные особенности аудитории. Поэтому предлагают не только печатные форматы изданий, но и их электронные версии. За последнее время в интерфейсе "Нескучного сада" особых изменений нет, "Фома" постоянно совершенствует свой сайт - добавляет форум, ленту новостей. Основное отличие последней версии "Фомы" - больший упор на мультимедийный контент. Здесь, помимо электронного архива журнала, размещены фото галереи постоянных авторов, а также подкасты - новый аудипродукт, выпускаемый коллективом редакции.
В редакции обращают внимание на новые тенденции Рунета - например, сотрудники и авторы журнала получили возможность вести на сайте "Фомы" собственные блоги - электронные дневники, в которые посетители сайта могут добавлять свои комментарии к сообщениям автора, обсуждать с ним волнующие проблемы, делиться своим мнением о наполнении журнала.
Подобная форма - очень важный момент в установлении коммуникации между журналом и читателем: авторы становятся ближе к аудитории, появляются новые возможности для профессиональных и личных контактов, а значит и миссионерские задачи реализуются более успешно. Заслуживают упоминания акции, интересные для молодых читателей - паломнические поездки, организованные фондом "Фома Центр", конкурсы детских сочинений, рождественские и пасхальные подарки читателям - публикации поздравительных открыток и т.д. Все позитивные формы общения неформального характера становятся своей "лептой" в общей копилке служения.
Электронная версия "Нескучного сада" представляется менее современной. Однако открыт один интересный Интернет-проект - www.miloserdie.ru. Это несомненная заслуга редакции. Духовник журнала о.Аркадий Шатов является главой Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г.Москвы, которая оказывает помощь благотворительным церковным начинаниям ( работает бригада помощи бомжам, при Сестричестве 1-ой градской больницы существует два детских приюта и приют для престарелых граждан и др.). Сайт помогает скоординировать действия всех занимающихся социальным служением. Кроме того, силами редакции "НС" делается программа на радио "Радонеж".
Качественные СМИ, в том числе церковные, таким образом являются не только информационным продуктом, адресованным аудитории верующих, но и
важным средством внутрицерковной коммуникации. Подобные издания позволяют организовать определенные контакты, поделиться внутрицерковными проблемами и совместно их решать.
Решая эти комплексные задачи, современные церковные средства информации стремятся к многофункциональности, и издания, которые позиционируют себя в качестве миссионерских, реализуют также функции информирования, катехизаторскую, организационную.
Качественные журналы "Фома" и "Нескучный сад" во многом схожи -зачастую поднимают одинаковые проблемы, нередко совпадают темы номеров, хотя круг проблематики в каждом издании определен точно - "Фома" тяготеет к освещению вопросов искусства и культуры, "Нескучный сад" - к остро социальным вопросам.
Однако главное, что удалось двум изданиям, - это умение определить свой сегмент аудитории, которая находится примерно в одном смысловом поле, установить обратную связь с ней, актуализировать те формы взаимодействия, которые на данный момент являются наиболее эффективными и востребованными.
На основе опыта двух упомянутых изданий в заключение представляется возможным предложить некоторые рекомендации общественно - церковным изданиям (прежде всего реализующим миссионерское направление деятельности):
1. Определив свой сегмент аудитории, предлагать соответствующие ее интересам проблемно- тематические циклы, с постоянной периодичностью, в жанровой полноте.
2. В качестве авторов привлекать священнослужителей, имеющих значительный опыт работы в социальной сфере.
3. Проводить "круглые столы" по конкретной проблеме с представителями редакций типологически близких изданий - для формирования общественного мнения о возможности ее решения и т.д.
4. Обращать внимание на состояние электронной версии издания (если оно создано),
учитывать тенденции развития новейших компьютерных технологий для максимального использования возможностей электронных изданий.
5. Поддерживать постоянные обратные связи с аудиторией, учитывая, что аудиторный фактор - принципиальный в утверждении периодического издания в статусе "качественного", эталонного в своей типологической нише.
Н.А.Костикова, декан ф-та журналистики и рекламного дела МГИ имени Е.Р.Дашковой, доцент
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2170&forprint