"Апокалипсис" Мела Гибсона

Война в Ираке. Не эта ли трагедия послужила отправной точкой для Гибсона?

0
158
Время на чтение 4 минуты
Новая картина Гибсона - "Апокалипсис" (Apocalypto) передает нам не содержание последних дней человечества, предначертанных в Откровении Иоанна Богослова, как можно было бы предположить после проката картины Гибсона - "Страсти Христовы", а апокалипсические настроения в древней культуре Майя.

Если рассматривать фильм поверхностно - будет еще один "Крепкий Орешек", только вместо полицейского-одиночки выступает будущий вождь племени - "Большая лапа". Действия фильма проходят не в джунглях мегаполиса, а в настоящих джунглях, где разные племена живут первобытно-общинным строем. Они охотятся, смеются и танцуют. Но вот однажды их захватывают в плен и уводят в город. Большая лапа успевает спрятать свою семью в колодце и потом весь фильм думает о своих близких, так как обещал к ним вернуться и освободить - это становится его стимулом, его целью жизни. Он преодолевает все препятствия и тяжелые испытания, кажется, ему помогает сама природа - его джунгли, его лес, его дом, его любовь. Он в одиночку расправляется с завоевателями и спасает семью в самый последний момент, как в образцовых американских road movie, при этом его жена успевает родить ему еще одного сына, пока ждет мужа на дне колодца.

Но классическим road movie, когда зритель ненапряженно смотрит на экран, поедая попкорн, эту картину назвать нельзя. Здесь присутствуют стиль и спецэффекты американских кинобоевиков, иначе обычным зрителям будет просто неинтересно смотреть, а фильм - продукт, который должен окупить производство и принести прибыль. Поэтому и в "Апокалипсисе" мы видим красочные сражения, погоню через джунгли и спецэффекты. А также очень много жестокости, которая не просто дань моде на извращения, как это было показано в "Хостел", но несет важный подтекст - раскрывает кровожадность и первобытное безумство, которые, к сожалению, все больше и больше проникают в сознание современного человека...

Сейчас, как и во времена Майя - люди находятся в постоянном страхе. Информационный гипноз со всех сторон давит на сознание человека, заставляет его бояться - то экономической блокады, то войны, то террористов, то природных катаклизмов. Психологи стараются повлиять на сознание людей, настраивая их на позитивное восприятие жизни, но кто поможет побороть страх Большой лапе? Только он сам. Однажды осознав, что бежать от врагов бесполезно, он начинает с ними бороться, становясь хозяином положения.

Гибсон стремится, чтобы искушенный зритель мог понимать знаки и образы, которые он расставил. Он специально пригласил на роли неизвестных актеров, герои говорят на индейском наречии, титрами дублируется перевод, чтобы зритель не акцентировал внимание на кинообразе и не расставлял заранее оценки: кто плохой, а кто хороший, кто главный герой, а кто злодей. Режиссер пытается заставить думать зрителя, конечно, если последний привык это делать.

Итак, что такое лес, где живет Большая лапа? Это его дом, это его территория со сложившимся укладом и традициями. И вот в эту среду варварски проникают воины, посланные жрецами Майя. Воины идут напрямик через джунгли и берут в рабство всех, кто попадается им на пути. Оставляют только детей, но не из-за жалости или гуманных побуждений, а только потому, что дети не могут еще полноценно трудиться, но зато смогут расплодиться в своих джунглях и можно будет придти еще раз за новыми рабами. В фильме есть просто ужасающие кадры не для слабонервных, например, когда воин держит за ногу младенца перед матерью, когда крошат черепа дубинками, вынимают сердце то из дикого кабана, то из человека...

Гибсон показывает варварское доминирование более цивилизованного общества, в данном случае - Майя, над первобытными племенами. Сильный беспощаден к слабому. Но какие высокие цели преследуют жрецы Майя? Они омывают кровью пленников свой храм, вынимают пленникам сердце и отрубают им голову. Это жертва, которую они приносят мифическому богу Солнца. Они культивируют рабство низших слоев, которые потом как отработанный материал покрывают бездыханными телами местную свалку.

Элита, состоящая из правителя, жрецов, работорговцев и их семей жирует, тогда как их соплеменники работают до смерти. Эта тема господ и рабов, конечно, не нова, и была экранизирована еще в 1927 году Фрицом Лангом в "Метрополисе". Но у Ланга все заканчивается восстанием, революцией. А здесь нет. На остров высаживаются европейцы. Они прекрасно вооружены, более цивилизованы и, как показывает история, они подомнут под себя все племена, а сопротивлявшихся уничтожат. Что хочет этим показать Гибсон? Наверно, ответ довольно ясен - он показывает, что цивилизация не несет всем благо, она лишь перемалывает все живое и более слабое...




Война в Ираке. Не эта ли трагедия послужила отправной точкой для Гибсона? Смерть Хусейна была таким же безумным актом приношения крови чьим-то богам, как и жертвоприношения жрецов Майя... Во время съемок фильма война с Ираком только начиналась, но понимание того, что она затянется и не обойдется без больших жертв, было и тогда.

Парадокс ситуации, описанной в фильме - жрецы приносят жертвы богу Солнца, чтобы собрать хороший урожай. В это время происходит солнечное затмение, о котором жрецы скорее всего знали и которое помогает им еще больше укрепить веру в себя. Гибсон как бы обыгрывает события, описанные Иоанном Богословом в Апокалипсисе, где перед концом света антихрист являет чудеса.

Ясно, на наш взгляд, прослеживаются творческие черты Гибсона как создателя фильмов. Присутствует некая определенность событий свыше, их предначертанность. Фильмы несут тяжелую эмоциональную нагрузку. Сохраняется недосказанность в финале... И если в "Страстях Христовых" это можно было объяснить тем, что Гибсон - католик, а потому для него Распятие важнее Воскресения, то здесь это вызывает недоумение.

Смотреть этот фильм я бы не рекомендовал людям со слабой психикой или тем, кто хочет увидеть подлинную экранизацию исторических событий.

http://stoletie.ru/retsenzii/070123140315.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11