Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Национализм ближнего

Дмитрий  Данилов, Правая.Ru

29.01.2007

Искусственное разделение русских патриотов на "националистов" и "имперцев" становится подобием раковой опухоли, поражающей все большее количество здоровых клеток национального организма. Тот "разрушительный русский национализм", о котором пишет "Нескучный сад", на самом деле никогда не существовал в истории.

Чудны дела твои, Господи! В январском воздухе антитезой паранормальному потеплению растворяется какая-то едва уловимая алхимическая взвесь. То некогда безжалостная к русским "электронная Хазария"-НТВ выпускает в эфир абсолютно немыслимый для либерального сознания имперский телесериал "Сталин-live", то в Сербии на парламентских выборах побеждают националисты-радикалы Шешеля. А тут еще на Крещение запредельная даже для нынешней аномалии оттепель с проливным дождем выдалась, смущая примерных христиан отсутствием прорубей и тем самым косвенно намекая на возможный Божий гнев.

Но, как сказал еще Максимилиан Волошин, -

Твои молитвы в сердце я храню:
Попросишь мира - дам тебе резню.
Спокойствия? - Девятый взмою вал.
Разрушишь тюрьмы? - Вырою подвал.

Не знаю, применяют ли супостаты климатическое оружие против обеснеженной России, но в одном уверен почти наверняка: Господь применяет против погрязшей во многих попечениях и разуверившейся России оружие своего светлого абсурда. Тем, кто ленился по причине крещенских морозов ходить за крещенской водой или окунаться в прорубь, теперь по их немощам свыше дано природное послабление. Тем же, кто привык сверять собственную жизнь с внешней погодой - специально дана пасмурная египетская хмарь, чтобы себе внимали и почаще заглядывали в Евангелие и творения св. Отцов. И сам факт, что Господь "играет" погодой, говорит о том, что он хочет отвлечь нас, как избалованных малых детей от быта, который "совсем заел". Причем отвлечь милостиво, не карая гневом нашу землю. Это в США и в Европе ревут ураганы, уносящие сотни жизней. А у нас от погоды, слава Богу, пока страдает только наше болезненное самолюбие.

Но, как водится в мире, который таким образом перевернут Божьей милостью с ног на голову, все равно что-то не так. В то время как Сталин на внезапно поправевшем НТВ жалеет всех русских солдатушек - своих истинных детей и цитирует Евангелие, часть православного сообщества, наоборот, дрейфует в сторону настоящего исторического беспамятствования.

Открываю предновогодний номер журнала о православной жизни "Нескучный сад". Взгляд сразу же упирается в одну из главных тем номера, где вопрос поставлен прямо: кто такие скинхеды, каково их отношение к Православию и существует ли вообще феномен "православных скинхедов"? Об общем духе статьи "Скинхеды: откуда ноги растут", где скины представлены бандой хладнокровных убийц-язычников, избивающих священников и поджигающих православных храмы, судить не берусь. И о "православных скинах" - людях, по мнению авторов материала, отчаявшихся в спасении, погрязших в смертных грехах и по этой причине не ходящих в церковь и выступающих резко против православного священноначалия, судить, наверное, лучше авторам статьи. Такое впечатление, что свое представление о ситуации они натаскали из произвольных сетевых страниц, книг-мифологем, а-ля "Скины. Русь пробуждается" и прочих непереваренных кусков случайных знаний.

Действительно, им виднее, "откуда ноги растут", раз гидами по данному вопросу они выбрали видного функционера профессиональной провокаторской конторы ДПНИ вместе с экспертом "Горбачев-фонда" Александром Абрамовичем Галкиным и неким правозащитным центром "Сова", занимающимся подсчетом убийств в России на национальной почве. Как и следовало ожидать, убийства русских на национальной почве, в этой статистике не фигурируют. Зато в статистике фигурирует формулировка "секс-меньшинства, избитые скинхедами и другими гомофобами". Что ж, если "Нескучный сад" избрал в качестве провожатых по данному вопросу либеральных "специалистов", инкриминирующих "преступление гомофобии" законной реакции верующих и просто сознательных людей против разгула содомии, то что нам остается делать? Видимо, согласиться, что быть в этом мире гомофобом - это редкое счастье исповедания веры.

Общий тон статьи работает с сознанием, как диссоциативный наркотик: координаты реальности меняются местами. И в результате этой инверсии в аудиторию летит крик: бедные мигранты! Они страдают от "русского террора" больше всего, почему за них никто не заступается? И как великолепная иллюстрация ко всему этому - православная сестра милосердия в палате весьма довольных жизнью кавказцев, пострадавших от взрыва на Черкизовском рынке. Других, более нуждающихся в помощи адресатов, эти сестры милосердия, видимо, не нашли.

Впрочем, все - это лишь частности, лишь оттеняющие главную мысль статьи. А эта мысль переводит стрелки в несколько иную сторону от "проблемы скинов". Не зря она выделена авторами в отдельные цитаты. Например:

"Лозунг "Россия для русских" реально означает сведение России к пределам Московского княжества. Поэтому утверждение, что русский национализм укрепляет Россию, является ложью. На самом деле он разрушает Россию с точки зрения политической, а с духовной - является грехом против Бога".

И еще одно:

"Все нормальные православные империи всегда объединялись на основе веры, а не на основе крови"

И уже в качестве десерта приведем наиболее важные цитаты из комментария к статье о. Даниила Сысоева:

"Бог призывает к спасению все народы, а скинхед (в более широком смысле - русский националист) этому противится. Это тоже грех против наших братьев из других поместных Церквей. Русские националисты призывают к расколу с другими православными Церквами, что является раздиранием Тела Христова".

"С точки зрения Церкви скинхед, даже если он считает себя православным, не является православным христианином".

"... национализм реально не способен к сплочению русских людей на защиту наших интересов и ценностей. В русских людях очень развито чувство имперского сознания".

Вот так. Ни больше, ни меньше. Сначала - ужасные грешники и язычники скины. Потом как-то незаметно грехи носителей отдельного мировоззрения (даже в среде движения скинов) переходят на "националистов вообще". Что ж, рассмотрим все по порядку.

Жаль, что такие проповедники Слова Божьего, как о. Даниил, не видят в своих построениях этого чуждого провокативного дискурса, признавая опасность не считающихся с нашими чувствами мигрантов лишь опасностью экспансией чужеверия. В то время как эта опасность в очень большом значении - чисто секулярного характера, когда обмирщенные "чужие" растворяют обмирщенных "своих" куда быстрее, чем "чистые иноверцы".

Разводящие же национализм, якобы разрушающий Россию, с Верой и Империей, попадают на крючок либо упрямого непонимания сути вещей, либо искусной вражеской пропаганды. В последнее время, увы, искусственное разделение русских патриотов на "националистов" и "имперцев" становится подобием раковой опухоли, поражающей все большее количество клеток национального организма. Но тот "разрушительный русский национализм", о котором пишут авторы и эксперты "Нескучного сада", на самом деле никогда не существовал в истории. И русский националист - это, прежде всего, имперский националист. Более того, без национализма настоящая империя попросту невозможна, ибо в ее фундаменте изначально закладывалась не Вера, как полагают наши авторы, а имперский этнос, способный эту Веру нести. Все империи (и три великие православные империи в частности) - это мегагосударства имперских этносов, которые создавались этим этносом и ради блага этого этноса. Английская империя - это империя государства англичан, его политической и военной мощи. Римская империя - это империя римского народа, чья цивилизационная система диктуется всем остальным народам Империи. То же самое можно сказать и Российской Империи. Проблемы у империи начинаются только тогда, когда права ее имперского этноса начинают делегироваться иным этносам, входящим в ее состав.

Имперский этнос строит свой микрокосм, а не микрокосм для других этносов, объединенных в империи. Другие этносы империи не растворены в "историческом равенстве" с имперским этносом, но сотрудничают с ним, признавая условия его бытия и своим благом. И разрушительным национализм может быть только у неимперских этносов, ибо объектом их разрушения и агрессии является как раз Империя и ее пространство, из "общего" становящегося "чужим".

Все, что чает настоящий националист, действительно любящий Россию, так или иначе связано с Русской Империей, Православием и Русским Народом. Настоящий русский националист никого себе не противопоставляет. Суть и смысл нормального русского национализма заключается только в одном - в чувстве беззаветной любви к собственной стране, вере и народу. Ненависть к "чужим" возникает только тогда, когда что-то извне начинает мешать этой любви. Да, русскому национализму знакомо чувство национального превосходства, но это именно чувство превосходства своей любви. Для русского националиста объект его любви - самый лучший в мире и категории сравнения здесь неуместны, как и в случае обыкновенной любви мужчине к женщине.

Проблема с восприятием национализмом, увы, была всегда. Национализм более или менее в современном понимании этого слова возник только в 19 веке, в эпоху модернистских национально-буржуазных революций и освободительных движений. Естественно, этот яд понятие национализма перенесло с собой в крови и в последующее столетие. Первоначально таким термином англичане величали идеологию национально-освободительной борьбы ирландского народа. Но уже в словаре Брокгауза и Ефрона национализм выступает как "национальное", противопоставленное как "прогрессу" и всему "универсальному", так и патриотизму. Тот же самый негатив, только в классово-буржуазно-реакционной обертке, дал понятию национализма и ортодоксальный марксизм. Между тем, рост национализма в имперских этносах сам по себе был всегда связан с подъемом духовной культуры, с обретением силы и ресурсов для дальнейшего цивилизационного развития.

Между тем, те же родовые травмы в восприятии национализма присутствуют и в современном русском Православии. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви дается понимание лишь православного патриотизма. Национализм упоминается только как "агрессивный" и как "греховное явление" (II, 4). Позитивное значение национализма как бы отсутствует, несмотря на то, что подавляющее количество чад Русской Православной Церкви являются де-факто русскими националистами.

Здесь налицо серьезный сбой в системе распознавания "свой-чужой", идущий, к сожалению, уже достаточно давно. Наши уважаемые православные ревнители, предъявляя счет тем скинам и русским националистам, кто противопоставляет кровь вере, на самом деле угодили в обратную противоположность: они начали противопоставлять веру крови.

Да, когда православный человек рассматривает весь мир, как своих ближних, как своих родных, он совершает великий подвиг. Но подвиг этот безукоризнен только в том случае, если делая чужих своими, этот человек не делает своих чужими. Если, как и у вышеупомянутых православных сестер милосердия, навещающих холеных поцарапанных кавказцев, служение миру приобретет характер "универсальной миссии", не отягощенной "излишним" национальным измерением, то сама вера становится абстрактной и оторванной от реальности. Да, такая вера деятельна и сверена со словом Апостола, но она направлена не на своего, а на "среднеарифметического ближнего".

Естественная иерархия идентичностей такого верующего не существует свободно и органично, но полностью подавлена одной идентичностью - религиозной. Такая идентичность становится по сути гиперрелигиозностью - одной из разновидностей противоестественного самосознания, не корреллирующей с национальным, социальным и бытовым пространствами человека, но захватывающим их полностью, замещая собой. Это - одна из самых серьезных опасностей не только для современного русского Православия, но и для патриотического движения. Последнее, если оно лишено нормального чувства Национального, плодит искусственные и оторванные от национальной реальности идентичности: начиная от "белого интернационала" White Power и заканчивая доморощенными "евразийцами" с "византистами".

Любому нормальному человеку всегда без лишних слов понятно, что в любой субкультуре, в любой ячейке человеческого сообщества есть как свои герои, так и свои подонки. Скины здесь - далеко не исключение. Но посмотрим повнимательнее: почему многие ультраправые радикалы не доверяют Церкви, игнорируют ее, а то и враждебно к ней относятся? Отходом от Бога, страшные личные грехи, вопреки мнению "Нескучного сада", думаю, здесь - не более, чем верхушка айсберга. О. Даниил Сысоев, кстати, приблизился к основному моменту проблемы, признавая, что миссия к скинхедам все-таки необходима. Речь идет об обостренном чувстве справедливости - благородном чувстве. Не потому ли настороженно относятся к Православию некоторые патриоты, что видят в Церкви отражение несправедливого мира, который она косвенно легитимирует своим молчанием. Церковь не выходит за пределы своих приходов - своего добровольного гетто. Церковь не видна на улицах и площадях, ее обличающий голос часто не слышен за пределами церковной ограды.

И что встречает приходящий в храм, ищущий Бога и справедливости молодой русский патриот? Людей огненного благочестия, людей с пылающими сердцами, людей, являющихся во всем примером? Нет. Человек сразу же натыкается на стену из благостно-нейтральных лиц, безответственных и анонимных соучастников общего спасения. Эти люди говорят часто вкрадчиво, пассивно, взгляд их направлен куда угодно и в какие угодно благочестивые созерцательные дали, но только не внутрь рядом стоящего человека. Естественно, только очень дисциплинированный и мудрый человек сможет сразу принять сердцем таких "ближних". И когда о. Даниил говорит, что скинхедам нужно принести истину неповрежденного Православия, его заповедей, он прав стратегически, но ошибается тактически. Прежде чем вернуть такому человеку Бога, надо вернуть человеку Человека - т.е., ощущение плеча, общего пространства, общей истории и общей судьбы. Когда возникнет это чувство, человек сам придет к Богу, ему не нужно будет ничего специально объяснять. Но именно этого как раз и не хватает сегодня в Церкви. Причем не только скинхедам и "националистам вообще".

Между тем, именно националисты - молодые патриоты, люди с сердцами, болящими за Россию, могли бы не только существенно улучшить образ Церкви, но и встать на ее защиту, как своей родной крепости. Иначе убийства священников будут продолжаться у нас по-прежнему безнаказанно, а православные приходы-гетто окажутся в положении древних американских квакеров - пассивных непротивленцев, которых кровожадные индейцы вырезали почти поголовно.

http://www.pravaya.ru/column/10703




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме