Есть объективная закономерность, суть которой в том, что мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективны лишь в том случае, если они подкреплены и опираются на военную мощь, достаточную для защиты страны и ее жизненно важных интересов.
Как писал еще в 20-х гг. XX века выдающийся русский военный теоретик Александр Свечин, в военной сфере "стратегическая линия поведения должна являться проекцией на вооруженный фронт общей политической линии поведения". Именно с этой точки зрения долгосрочные политические и экономические приоритеты России определяют наши стратегические приоритеты в военной сфере.
2006 год стал очень важным этапом военного строительства, на котором в соответствии с целями и задачами военной организации нашего государства, четко сформулированными Президентом России - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации В.В.Путиным, мы перешли к планомерной работе по созданию армии и флота ХХI века.
В этой работе учитываются значительные изменения, произошедшие в развитии внутриполитической обстановки в нашей стране, в экономической, идеологической, военной и других сферах ее жизнедеятельности, тенденции развития международных отношений, появление новых угроз военной безопасности России, а также такие факторы, как наличие зон конфликтов в различных регионах, в первую очередь на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, борьба за передел сфер влияния и необходимость обеспечения экономической безопасности.
При этом основные усилия Генерального штаба сосредоточиваются на обеспечении реализации мероприятий Плана строительства Вооруженных Сил на 2006-2010 годы, а также выработке их перспективного облика на 2016 и 2020 годы.
Хочу подчеркнуть, что сегодняшний этап строительства Вооруженных Сил России базируется на уже созданных правовых, политических, организационно-структурных предпосылках. Основные приоритеты этого этапа таковы:
- обеспечение надежной оборонной мощи Российской Федерации, защита национальных интересов путем нейтрализации угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, сдерживания любого вида агрессии (прямой или косвенной, попыток силового давления), а также целостности и неприкосновенности нашей территории, мирного и демократического развития государства;
- необходимость противодействия новым вызовам, стимулированным процессом глобализации, таким, как: распространение оружия массового поражения и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность;
- осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций;
- дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств;
- существенное повышение значения негосуд
арственных участников системы международных отношений для определения приоритетов различных государств мира.
Характер задач в сфере национальной безопасности и геополитические приоритеты развития страны определили основные требования к Вооруженным Силам РФ и параметры их строительства:
- способность осуществить стратегическое сдерживание;
- высокая боевая и мобилизационная готовность;
- стратегическая мобильность;
- высокая степень укомплектованности хорошо подготовленным личным составом;
- высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.
При этом мы прекрасно понимаем, что в основе успеха нашей работы лежат всесторонняя военно-научная проработка важнейших проблем военного строительства, повышение уровня обоснованности решений, принимаемых в данной области, определение приоритетов, позволяющих максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для укрепления обороноспособности страны.
В газетной статье трудно дать оценку структурным подразделениям Генерального штаба, которые в силу своего предназначения и положения организуют и координируют работу всех главных и центральных управлений Министерства обороны, обеспечивают оперативное управление войсками (силами) и контролируют выполнение поставленных им задач. Однако хочу заверить, что от деятельности каждого из подразделений Генштаба во многом зависят состояние обороноспособности и военной безопасности нашего государства, его международный авторитет. Поэтому для Генерального штаба правомерно название "воин мирного времени". Это не громкие слова, а результат оценки целенаправленной, кропотливой, ответственной работы большого коллектива офицеров, генералов и адмиралов.
В 2006 году в области военного строительства и строительства Вооруженных Сил основные усилия Генерального штаба были сосредоточены на выполнении мероприятий Плана строительства Вооруженных Сил и выработке их перспективного облика на период до 2020 года.
В результате реализации запланированных на 2006 год организационных мероприятий Вооруженные Силы сокращены на 3,8 тыс. военнослужащих. На 1 января 2007 г. их штатная численность составила 1 млн. 130,9 тыс. военнослужащих. Укомплектованность солдатами, матросами, сержантами и старшинами составляет 99,6 процента. Соединения и воинские части постоянной готовности укомплектованы указанной категорией военнослужащих на 97,1 процента.
При этом при определении облика и перспективного боевого состава Вооруженных Сил мы стремились максимально сохранить боевые соединения и воинские части.
Развернута работа по определению перспективного базирования войск (сил). Решение этого вопроса обеспечит значительную экономию бюджетных средств и заложит основы под перспективный состав Вооруженных Сил, позволит сделать реальные выводы о количестве объектов военной инфраструктуры, земельных участков, необходимых армии и флоту для использования, их качественном состоянии, наметить пути и этапы реализации излишней инфраструктуры и земли.
Оптимизация структуры и состава Вооруженных Сил Российской Федерации требует также совершенствования системы управления группировками войск (сил), адаптации форм и способов их применения к современным условиям. Главная цель этой работы - повышение эффективности выполнения задач по обеспечению военной безопасности России в мирное и военное время путем объединения усилий разновидовых и разноведомственных сил и средств под единым командованием.
Принципиально важно выработать алгоритмы работы органов военного управления при решении тех или иных управленческих задач, проверить их практикой, своевременно устранить сбои и недоделки, которые будут проявляться в работе такой сложной системы, как система военного и государственного управления.
Наиболее рациональным и эффективным способом модернизации системы управления мы видим переход от системы окружного руководства войсками (силами) на стратегических направлениях к принципу регионального командования группировками войск (сил).
Практическая проверка новых взглядов на формы и методы управления войсками, а также на содержание и способы вооруженной борьбы, применение группировок войск (сил) в формах стратегических действий с учетом содержания военных угроз для Российской Федерации и ее союзников проводилась в рамках эксперимента по созданию и функционированию регионального командования "Восток". Командно-штабное учение по управлению войсками (силами) при выполнении боевых задач на Сибирском стратегическом направлении "Байкал-2006" подвело итоги нашей предварительной работы, позволило апробировать на практике наработанные в Генеральном штабе теоретическую базу, алгоритмы деятельности органов военного управления как при организации, так и в ходе выполнения задач.
Необходимо отметить, что оперативная подготовка по-прежнему остается важнейшим инструментом поддержания боевой готовности органов военного управления и войск (сил). Именно в ходе нее вырабатываются единые подходы к организации военных действий и управлению войсками (силами), осуществляется слаживание органов военного управления, оценивается реалистичность планов стратегического и оперативного развертывания, исследуются формы и способы применения войск (сил), апробируются новые структуры органов военного управления и воинских формирований.
Интенсивность оперативной подготовки в Вооруженных Силах по сравнению с 2005 годом в целом повысилась: проведено более 50 различных мероприятий оперативно-стратегического и оперативного масштаба. При этом основное внимание уделялось обучению органов военного управления слаженной работе при выполнении поставленных перед ними задач.
В целом проведенные в 2006 году мероприятия обеспечили поддержание готовности органов военного управления к выполнению задач по предназначению, позволили командующим, командирам и штабам получить практику в управлении войсками (силами).
Значительное место в деятельности Генерального штаба занимает работа в войсках.
Основными задачами этой работы в прошедшем году были контроль за реальным состоянием органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей, контроль и оказание помощи в вопросах совершенствования боевой и мобилизационной готовности, оперативного (боевого) планирования, проведения мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки, развертывания учебного процесса, проведения оргштатных мероприятий.
Контроль состояния боевой и мобилизационной готовности органов военного управления и войск (сил) осуществлялся в ходе различного рода учений и проверок органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций. На региональных командно-штабных мобилизационных учениях, проведенных в военных округах с участием региональных структур силовых министерств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, получили практику совместной работы по мобилизации ресурсов органы исполнительной власти двадцати субъектов Российской Федерации.
Один из важных факторов повышения боевой и мобилизационной готовности войск (сил) - реализация "Комплексной программы оснащения (переоснащения) соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ на период 2006-2015 годов". В соответствии с запланированными мероприятиями этого года начато переоснащение 68 соединений и воинских частей из 96 спланированных к переоснащению на 1-м этапе (2006-2010 годы). Основные усилия были направлены на переоснащение соединений и воинских частей постоянной готовности. В целом в 2006 году по основным образцам вооружения и военной техники Программа оснащения выполнена на 97 процентов.
Продолжается реализация Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы". В соединениях и воинских частях, переведенных на контрактный способ комплектования в 2006 году, проходят военную службу 18,5 тыс. сержантов и солдат (90,1 процента от штатной численности). Укомплектованность соединений и воинских частей, переведенных на контрактный способ комплектования в 2004-2005 годах, поддерживается на уровне 94,2 процента.
Данная программа позволяет нам создавать профессионально подготовленные соединения и воинские части постоянной готовности, способные выполнять боевые и специальные задачи там, где это потребуется, без дополнительного отмобилизования (доукомплектования), развертывания и боевого слаживания.
В 2006 году в Вооруженных Силах Российской Федерации на контрактный способ комплектования переведены 20 соединений и воинских частей. В настоящее время в них уже проходят военную службу 78,1 тыс. военнослужащих-контрактников.
Завершены мероприятия по переводу на контрактный способ комплектования 42 соединений и воинских частей. Их укомплектованность контрактниками составляет 92,8 процента. В других соединениях и воинских частях Вооруженных Сил, переводимых на этот способ комплектования по плану 2007 года, реализуются мероприятия подготовительного этапа.
В целях закрепления на военной службе контрактников и создания условий для заключения последующих контрактов строятся и реконструируются общежития для семейных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. Организована и осуществляется разработка Федеральной целевой программы "Обеспечение комплектования должностей сержантов (старшин), а также матросов плавсостава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на 2009-2011 годы, предусматривающей в том числе и комплекс мероприятий по совершенствованию инфраструктуры соединений и воинских частей, ранее переведенных на контрактный способ комплектования, обеспечивающих строительство и реконструкцию недостающих объектов учебной материально-технической базы, социального и культурно-бытового назначения, парковых зон для хранения и обслуживания вооружения и военной техники.
Генеральный штаб все более вовлекается и в процесс международного военного сотрудничества. Этому есть объективные причины, поскольку трудно назвать проблему в этой области, которую можно было бы качественно решить без наших представителей.
Штабные переговоры с представителями вооруженных сил различных государств позволили обсудить представляющие обоюдный интерес вопросы двусторонних отношений, сблизить позиции в вопросах противодействия терроризму, оценки военно-политической обстановки, миротворчества.
Проведены два совместных российско-натовских учения: подразделений связи и военно-транспортной авиации. Начата проработка организации совместного комплексного учения по реагированию на кризисы. Сторожевой корабль ЧФ "Пытливый" принял участие в операции НАТО "Совместные усилия".
Таковы основные итоги работы Генерального штаба в прошедшем году. В наступившем нас ждет не менее сложная и ответственная работа по решению следующих основных задач:
l обеспечить реализацию принятых Советом Безопасности решений по строительству Вооруженных Сил Российской Федерации;
l добиться безусловного выполнения мероприятий "Комплексной программы оснащения (переоснащения) соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ на период 2006 - 2015 годы", спланированных на 2007 год;
l продолжить работу по оптимизации организационно-штатной структуры и повышению качественного состояния соединений и воинских частей постоянной готовности;
l реализовать в полном объеме федеральную целевую программу "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 -2007 годы".
Основные усилия Генерального штаба ныне направлены:
l на практическую проверку новых взглядов на содержание и способы вооруженной борьбы в рамках эксперимента по созданию и функционированию регионального командования "Восток", а также применение группировок войск (сил) в формах стратегических действий с учетом военных угроз для Российской Федерации и ее союзников;
l на разработку новых подходов и в целом идеологии перспективного планирования применения Вооруженных Сил;
l на научно-практическую проработку проблем обеспечения военной безопасности Российской Федерации на основе системного анализа и прогноза развития обстановки в мире.
Целеустремленность в сочетании с высоким профессионализмом, опора на традиции, преемственность в деятельности офицеров и генералов Генерального штаба, учет требований времени дают основания для уверенности в том, что все возложенные на Генеральный штаб непростые задачи в 2007 году будут успешно решены.
http://www.redstar.ru/2007/01/25_01/1_01.html