itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Икона на чашке, матрешке; икона - как часть интерьера?

0
168
Время на чтение 4 минуты
Этой осенью мне довелось побывать в Греции, во втором по величине и значимости после Афин городе Салоники.

На центральной улице Egnatia бросилось в глаза довольно большое количество магазинов церковной утвари, в России такое встретишь не часто. В витринах - книги, лампады, иконы и... деревянные коряги, на которых прописаны лики святых.

Своим недоумением я решила поделиться с иконописцем Евгенией Малушиной, которая живет в Греции уже много лет. "Да, - сказала она, - такая проблема существует. К сожалению, люди перестали понимать, что имеют дело со святыней. Однажды ко мне в мастерскую пришла женщина и попросила написать икону на камне. Почему на камне? Потому что это, по ее словам, хороший сувенир. А недавно молодые люди хотели заказать образ, чтобы повесить его над кроватью и как-то украсить комнату. То есть, икона становится деталью интерьера, не больше. Все это очень печально". В России есть свои "находки": довольно часто изображения Иисуса Христа, Богородицы и святых можно встретить на матрешках, тарелках, ложках, брелоках.

Сегодня хорошо бы всем нам оглянуться в прошлое и вспомнить, как это ни странно, "Домострой": "В дому своем всякому християнину в всякои храмине святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на сенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильники. <...> А к святым образом касатися достоиным в чисте совести. <...> В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божии всегда почитати их со слезами и с рыданием и сокрушенным сердцем".

Гуляя по Салоникам, можно увидеть и такую картину: в витрине иконописной мастерской сидит человек и пишет икону. Напоминает наш Арбат: прогуливаешься от одного художника к другому и наблюдаешь за их работой.

"Здесь странная система, - говорит Евгения Малушина. - Принято работать на виду, устраивать шоу для привлечения потенциальных клиентов. Как-то я услышала такой разговор: "Посоветуйте икону" - "А на какую сумму вы рассчитываете?"". Получается, что иконописное матерство станосится комерческим делом, извлечением прибыли из богоугодного дела. Именно прибыли, а не "мзды" за труд.

Подобная ситуация встречалась и раньше. В XVI веке в крупных русских городах иконы стали писать не только и не столько церковнослужители, сколько люди светские. Федор Буслаев пишет: "Искусство сделалось предметом ремесленного производства значительно класса рабочих, которым, как бы самостоятельному цеху, потребовалось дать особую организацию, а церковное искусство предохранить от порчи, неминуемо последовавшей за распространением его производства между массами простого народа".

Предупреждение недобросовестным иконописцам помещено в 43 главе "Стоглава", появившегося как раз в XVI веке: "Не всем людям иконописцами быть; много есть и других ремесл, которыми люди кормятся, кроме иконного писания. Божия образа в укор и поношение не давать".

Эта глава "Стоглава" высоко ценилась нашими предками, в XVII - XVIII столетиях отдельные фрагменты из нее периодически появлялись в предисловиях к иконописным подлинникам, т.е. руководствам по написанию икон. Перечитывая ее сегодня, приходишь к выводу, что наши проблемы мало чем отличаются от проблем дней минувших. Главная из них - сохранение духа образа. Евгения Малышева комментирует: "Зачастую бывает, что пишущие иконы, отвлекаясь от основного, сбиваются на украшательство. Иконы делают "под новь", "под старь", увлекаются раскрашиванием, техникой, забывая о сути, о внутреннем содержании образа".

Здесь уместно вспомнить слова священника Павла Флоренского, обращающего внимание именно на духовную сторону иконописного искусства: "Каждая <икона> должна свидетельствовать возможно живо о подлинной реальности иного мира, и невнятность ее удостоверения, а тем более сбивчивость, может быть ложность, имеет нанести непоправимый ущерб одной или многим христианским душам, как, напротив, ее духовная правдивость кому-то поможет, кого-то укрепит".

Таким образом, иконописец должен каждую минуту помнить о том, что его дело - это высокое и священное служение, которое не терпит "мирской" суеты.

Отсюда и повышенные требования, как сегодня, так и в былые времена к нему предъявляемые: "Подобает быть живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не грабежнику, не убийцы, но и паче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасеньем..." ("Стоглав").

Не ради заработка создаются иконы. Они связывают людей с Богом.

Иконы... не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их: или для возбуждения веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться той же милости пред сею иконою.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы - ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы.

Православный христианин обращается лицом к святым иконам Спасителя, Божьей Матери, Ангелов и святых различных для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствии их, в близость их к себе; в святых иконах - реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы висим как бы в воздухе, не зная, кому молимся. Молясь Господу, пророк Давид говорил: взыщите Лица Его выну; Лица Твоего, Господи, взыщу. Лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память их (Пс. 33,17).

Господь весь на всяком месте; потому Он весь же и на иконе, и на лик Спасителя на иконе надо смотреть как на живого Спасителя.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

http://www.pravmir.ru/article_1656.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59