Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ежовый катехизис

Мария  Терещенко, Православная книга России

11.01.2007

Монах Лазарь (Афанасьев)
"Удивительные истории маленького Ёжика"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 112 с. Иллюстрации Михаила Иванова
Формат 84х108/16, твердая обложка, печать офсетная, бумага мелованная, цветные иллюстрации.


Есть книги, о которых сложно говорить вне контекста, поскольку вне контекста они бы вообще не заслуживали разговора. "Удивительные истории маленького ежика", сочиненные монахом Лазарем - как раз из числа таких произведений. Подобного рода макулатуры издается дикое количество - для детей и взрослых, для православных и атеистов, и большая часть ее остается незамеченной вовсе.

Ну что можно сказать о сказках, практически лишенных сюжета и образной системы, написанных примитивным языком да еще в такой слюнявой и сладкой манере, что тошно становится после первой же страницы? По негласным законам журналистской этики книги монаха Лазаря должно просто не замечать, чтобы как можно меньше народу о них знало.

Однако не замечать уже поздно. "Удивительные истории маленького Ёжика" стали детским православным бестселлером. И вот наравне с полноцветными, шикарными (хоть и бездарными) переизданиями появляется уже аудиоверсия приключений праведника с иголками.

И ничего смешного. Сами по себе сочинения монаха Лазаря вряд ли смогли бы привлечь внимание широкой аудитории. В сущности, они просто попали в струю, прозвучали как реплика в оголтелом споре о православном (особенно детском) чтении, который ведется уже несколько лет в недрах Церкви. И в контексте этой дискуссии популярность книг монаха Лазаря не только логична, но даже назидательна. Что ж, не нравятся "Поттер" и "Три мушкетера", так получайте православных ёжиков в сахарном сиропе. В общем, народ достоин своей литературы.

Монах Лазарь честно и последовательно избегал в своих сочинениях всего, что могло быть расценено, как греховное. Для начала он по уже опробованной советской схеме заменил конфликт добра со злом на конфликт хорошего с лучшим. Самый хороший - Кузнечик Богомол, праведный старец, побывавший на Афоне, учит тоже очень хорошего, но еще не такого опытного в своей хорошести Ёжика, как стать наилучшайшим и наисвятейшим. Для этого главное постоянно повторять "Слава Богу!", что Ёжик и делает по 20 раз на странице. По ходу дела исправлению подвергаются и другие звери - Мышка, которая так неблагородно прогрызла тапочек, птичка Сычик, по недоразумению не слыхавшая о существовании Бога, Котенок, желающий жить в сытости. И с Божьей помощью без особого труда побеждаются злые бандиты - Волк, Кабан, Змея.

С исчезновением конфликта сам по себе пропал и сюжет - ведь нельзя же всерьез считать сюжетом историю о том, как была засуха, Ёжик пошел к Богомолу, все помолились, и начался дождь. По сравнению с такой фабулой даже сказка о Курочке-Рябе кажется увлекательной, а уж "Колобок" - и вовсе шедевр приключенческого жанра.

Поработал монах Лазарь и над стилем - а точнее добился полного его отсутствия. Его не упрекнешь ни в излишних красивостях, ни в остроумии, ни в попытках интересничать. Простые предложения, скромный словарный запас, аскетичная манера изложения, отсутствие лишних деталей. Что уж говорить о метафорах, гиперболах и прочих литературных тропах, которые явно представляются автору ненужной роскошью.

Можно посмеяться над тошнотворной сладостью текста, как это сделала Майя Кучерская в "Современном патерике", сочинившая еще одну удивительную историю ёжика.

А можно, поняв позиции противников светского чтения, задаться вопросом: действительно ли будет хорошо, если ребенка окружить книгами, которые вообще никак не описывают мир, где ему предстоит жить. Ведь любая сказка, будь то "Репка", "Малыш и Карлсон" или "Гарри Поттер" очень много рассказывает маленькому читателю о реальном мире. Мире, где есть добро и зло, мире, где нужно объединить усилия, чтобы получить продукт пропитания, мире, где иногда бывает очень одиноко, потому что у тебя нет даже собаки. Можно абстрагироваться от того, что такое хорошая литература и от того, что такое хороший вкус, сочтя оба этих понятия светскими и для православного человека не нужными. Но уж здравый смысл-то зачем сбрасывать со счетов? "Удивительные истории маленького Ёжика" не имеют вообще никакой ценности, поскольку они ничего не описывают, ни о чем не рассказывают и в результате ничему не учат (в отличие от любой нормальной сказки).

Книга якобы предлагает читателю идеальную модель действительности, в которой звери все хорошо себя ведут и не обижают друг друга. Да вот только не очень понятно, зачем нужна вся эта звериная утопия. Какой вывод должен сделать ребенок из истории о том, как под влиянием Кузнечика Богомола комары перестали пить кровь девочки? Или из рассказа о том, что муравьи молятся молча, иначе в муравейнике стоял бы ужасный шум? Как должен толковать ребенок авторский упрек птицам в том, что они едят "живых насекомых"? Что есть животную пищу это грех, и нужно становиться вегетрианцем и что пустынники, питавшиеся акридами, совершали нечто нехорошее? Или что не надо вгрызаться в живую корову, а стоит подождать, пока мясник сделает из нее говядину? Или что птицы - ужасные греховные создания и следует их за это презирать?

Что в итоге остается? Остается неумелая и неубедительная проповедь о том, что нужно каждую минуту говорить "Слава Богу!" и делать хорошие дела. Такой вот исихазм для ребят и зверят.

Нужно. Не поспоришь. Только после книг монаха Лазаря почему-то совсем не хочется. "Удивительные истории маленького Ёжика" даже не умиляют. Они исключительно раздражают и утомляют своей пустотой, бессмысленностью и искусственно нагнетаемой сладостью. И еще заставляют подумать: как же все-таки хорошо, что есть не только Ёжики, но и Поттеры. Слава Богу!

Мария Терещенко, специальный корреспондент портала "Православная книга России"

ПРИЛОЖЕНИЕ

Майя Кучерская.
Фрагмент из книги "Современный Патерик"
История о православном ежике


В корнях старого дуба жил в своей норке один православный ежик. А белочка наверху в дупле была неправославная.

- Милая белочка! - не раз обращался к ней ежик. - Ты не православная. Опомнись! Тебе необходимо креститься в нашей речке.

- Но я боюсь воды, - отвечала белочка, звонко разгрызая орешек.

- Надо преодолеть боязнь.

Но белочка никак не могла постичь той великой пользы, которую получит ее беличья душа после обращения в истинную веру.

Со временем ежик крестил всех зверей, жучков и паучков в лесу и всех научил одной простой молитве. "Что бы ни случилось, что бы ни произошло, - объяснял ежик, - надо лишь повторять: "Слава Богу!". Даже белочка выучила эту нетрудную молитву. Ежик научил ее креститься лапкой и велел, уцепившись покрепче хвостом за ветку, класть поклоны на восток. Делать поклоны белочка соглашалась, она вообще любила физические упражнения, но вот окунаться в речку, даже ради крещения, по-прежнему отказывалась.

Однако тут Бог послал ежику помощницу в его миссионерских трудах. К норке ежика, прятавшейся в корнях дерева с дуплом белочки, прилетела Божья коровка. На головке у Божьей коровки был повязан платочек в горошек, в руках она держала четки из таких же черных горошинок, вид у нее был очень смиренный. Ежик поведал коровке о своих бесплодных попытках уговорить белочку креститься.

- С тех пор, - сказала Божья коровка, - как я узнала, что я не простой жучок, а коровка, да еще и Божья, я непрестанно молюсь Богу. Поверь мне, белочка, нет ничего слаще жизни во Христе и молитвы по четкам.

Но белочка и слушать ничего не желала, все так же прыгала, щелкала орешки и хихикала.

- Кажется, я придумал! - запрыгал вдруг обычно степенный и серьезный ежик.

Через несколько дней он смастерил замечательные четки. На длинную нитку ежик нанизал орешки и показал четки белочке.

- Они будут твои, как только ты преодолеешь свой страх, - сказал ежик.

Белочка тут же оказалась у самых корней старого дуба. Все трое - ежик, белочка и Божья коровка отправились на речку, протекавшую неподалеку от земляничной поляны. Всю дорогу белочка дрожала и хотела вернуться, но ежик показывал ей ореховые четки, и белочка шла вперед.

Наконец они добрались до их речки. Божья коровка вызвалась быть крестной матерью, а ежик крестным отцом. Они погрузили белочку в воду, прочитали необходимые молитвы, но когда дочитали их, увидели, что белочка уже не дышит. Она захлебнулась!

- Ничего! - махнул лапкой ежик. - Слава Богу!

- Да, - согласилась Божья коровка. - Ведь она умерла православной. Слава Богу!

- Слава Богу! - подхватили вокруг все листья, цветы, птицы, жучки, звери и черненькие козявочки.

Вопросы и задания после текста:

1) Одобряете ли вы поведение ежика и Божьей коровки?

2) Как вы поступили бы на месте ежика? На месте белочки?

3) Разыграйте историю в лицах.

http://www.pravkniga.ru/news/322/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме