Действующие лица

Об особенностях и парадоксах жизни в виртуальном информпространстве, а также о достижениях православного сектора сети рассказывают специалисты

0
90
Время на чтение 7 минут

"Отношения мира с интернетом еще не выстроены"

Что изменилось в мире новостей с появлением Сети?
Отвечает руководитель интернет-проектов РИА "Новости" Наталья ЛОСЕВА:


- С появлением интернета время стало совсем быстрым. Ситуация меняется так, что не успеваешь ее рефлексировать. Даже аналитика стала прогностической, в ней расчет ситуации востребован гораздо больше, чем осмысление происшедшего.

Интернет-журналистика переживает периоды детских болезней, в которые меняется отношение к качеству информации, формату, способам подачи, эксклюзивности. Сейчас невероятно интересно наблюдать за формированием среды, это потрясающий естественный и сложный процесс. Мир стал действительно зависим от интернета, но это еще не выстроенные отношения.

Профессиональные новостники могут воспользоваться интернет-дневниками и сообщениями, размещенными в интернет-сообществах, исключительно на стадии переработки руды. Например, найти очевидцев, достать или обменять координаты редких ньюсмейкеров, поймать, проанализировать актуальные чувствительные точки информационного поля. Но использовать частные сообщения в качестве источника без дополнительной проверки и подтверждения недопустимо. Как раз такое свободное обращение с фактом и информацией, отсутствие регулирующих законодательных норм и создают сегменту интернет-СМИ репутацию менее благонадежного формата.

"Интернет учит уважать собственную веру"

Нужны ли Церкви споры о вере в интернете?
Отвечает диакон Андрей КУРАЕВ:


- Конечно, для Церкви споры о вере в интернете, пусть даже споры профанов, людей, в богословском смысле неподкованных, имеют смысл. Важно, что наши аргументы не абсолютно доказательны, их можно оспорить. Это становится особенно очевидным в интернет-дискуссии. И люди, участвующие в этих обсуждениях, начинают больше уважать собственную веру, переосмысливать ее. Это сбивает конфессиональную спесь. Но миссионерский прок не только в этом. В Америке, например, известны случаи, когда протестанты переходят в Православие после общения с православными священниками в интернете.

"Угодить ласковым обращением"

Люди задают на православных сайтах одни и те же вопросы. Стоит ли на них отвечать снова и снова?
Отвечает ведущий рубрики "Вопросы священнику" сайта "Православие. ру" иеромонах ИОВ (Гумеров):


- Писем, содержащих тождественные вопросы, на сайт приходит немало. Но ведь люди не виноваты, что другие спрашивают то же, что интересует их. Они часто даже не знают об этом, потому что 95 процентов ответов мы посылаем на личный почтовый ящик. Один афонский старец как-то сказал: "Не упускайте возможности угодить людям ласковым обращением". Пусть их вопросы простые, но им радостно, что священник проявил внимание и ответил. Это может явиться и некоторым импульсом для духовной жизни, так как многие из задающих вопросы являются новоначальными. К сожалению, ответы на 1000-1200 писем в месяц в несколько раз превосходит реальное время священника, который должен еще выполнять и другие обязанности в монастыре: богослужение, исповедь прихожан, преподавание в семинарии и др. И только этим иногда объясняется то, что не на все вопросы дается ответ.

"В российском интернет-сообществе больше соборности "

Чем Рунет отличается от иностранного?
Отвечает редактор интернет-каталога "Православное Христианство. ru" Иван МАЗУРЕНКО:


- В профессиональном отношении православные сайты не уступают неправославным, даже с учетом того, что тот или иной корпоративный сайт делается за деньги, а типичный православный проект - на энтузиазме. Это показал первый конкурс православных сайтов Рунета ("Мрежа-2006"), проведенный Сообществом православных веб-разработчиков.

Православные проекты отличает, на мой взгляд, большая стилевая индивидуальность, в то время как многие англоязычные сайты сделаны "под копирку". Например, у одной из православных юрисдикций в США есть своя профессиональная студия дизайна, специализирующая на изготовлении приходских сайтов. Это очень удобно: приход готов заплатить деньги, и ему обеспечен средний по функциональным возможностям и художественному оформлению сайт. Но получается так, что многие проекты этой студии делаются по единому шаблону. Как результат, оригинальных сайтов - единицы. У нас же с финансированием интернет-проектов дело обстоит хуже, приходится изготавливать все собственными руками. Из-за этого большинство сайтов вообще не имеют оформления, но зато у тех наших сайтов, которые сделаны на уровне, есть своя "изюминка".

В новых технологиях сайтостроения и дизайне мы не отстаем от англоязычного интернета. Правда, почти 100 процентов наших создателей православных сайтов работают безвозмездно. Возможно, что в будущем часть проектов и будет финансироваться (например, епархиальные сайты), но многие интернет-проекты, на мой взгляд, должны оставаться общественными. Наш проект, "Христианство.ru", поддерживается добровольцами. И практика показывает, что качество работы здесь не так уж сильно зависит от денег.

Между православными англоязычным и русским интернет-сообществами я заметил такое отличие: во многих случаях в англоязычном интернете преобладает дух индивидуализма, там каждая юрисдикция - сама за себя. У нас в мире веб-разработчиков присутствует дух общинности и соборности.

"Не стоит гнаться за "Яндексом""

В чем православный интернет отстает от светского?
Отвечает обозреватель газеты "Церковный вестник", автор путеводителя "Православный интернет" Ксения ЛУЧЕНКО:

- Почему-то редакторы православных сайтов часто сравнивают свои сайты со светскими по количеству посетителей в день и сильно расстраиваются. Но количество посетителей - это далеко не единственный критерий. Основной критерий - решает ли сайт задачи, поставленные при его разработке, или нет. Это можно оценить по ряду признаков. Если из православной библиотеки скачивают по тысяче книг в день - это успешная библиотека, потому что в тематических разделах библиотеки Машкова скачивают меньше. Очень важно, удалось ли сайту сформировать сообщество. От того, насколько велико ядро аудитории (постоянных посетители сайта), насколько активно они комментируют публикации, считают ли сайт "своим", в конечном итоге зависит и рост посещаемости в целом. Существует еще понятие "липкости" сайта: как глубоко случайный посетитель его читает. Прочел ли он один текст, на который его привела гиперссылка, или заглянул в другие разделы. Это зависит не только от качества текста, но и от логики организации сайта, эргономики. Менеджер интернет-проектов может постоянно наблюдать за поведением читателей и делать из этого выводы, понимать, справляется ли сайт с поставленными задачами и что нужно подкорректировать. Православный Рунет в этом смысле развивается точно так же, как и другие сегменты, над нашими сайтами трудятся хорошие программисты, дизайнеры и редакторы.

На сегодняшний день свое сообщество сформировано, например, у сайта "Милосердие.ру", который почти идеально решает свои задачи и стоит в одном ряду со светскими проектами по социальной проблематике. Высокий индекс цитирования и хорошая посещаемость у сайта "Православие и мир", хотя его, по сути, делает один человек. Сайт мобильного контента "Образок.ру" - очень смелый проект, который способен не только "тягаться" с аналогичными светскими, но и завоевывает аудиторию, которую они "проворонили". Он сделан ярким творческим коллективом студии "Никола" и четко попадает в аудиторную нишу тех, кто хочет использовать все возможности своего мобильного телефона, но недоволен качеством пошлого "светского" мобильного контента. Каталог православных ресурсов "Христианство.ru" - хоть это и сервисный сайт, но он уникальный: в Рунете нет столь полных классификаторов ни в одной тематической нише, и в мировом православном интернете такого каталога тоже нет. Обновленный сайт храма св. мц. Татианы, на котором расположен интернет-журнал "Татьянин день", очень сильно стартовал. Его тексты отличаются глубоким аналитическим взглядом и отсутствием дидактики. Это зачатки качественного христианского комментария - жанра, которого очень не хватает и за которым будущее, потому что Церковь и воцерковленные авторы обладают понятийным аппаратом и ценностной базой, необходимыми для целостного восприятия явлений. Так что тенденции развития православного Рунета внушают оптимизм.

"Выход в реал - это тайна"

Как в интернете заниматься реальной благотворительностью?
Отвечает председатель правления благотворительного фонда "Человек и его вера" Елена ТРОСТНИКОВА, часть своей работы организующей при помощи интернет-форума:


- Я не могу смотреть на интернет как на совершенно отделенную от реальности среду. Это среда жизни людей, которая наполняется чем-то - добром, злом и так далее. Доброе слово может быть сказано и в интернете. Как правило, оно сопряжено и с действиями в реале. Но благотворительность, конечно, всегда связана с физической, материальной помощью. Часто нам приходится собирать в интернете деньги на лечение или на жизнь. Иногда переводят деньги электронным образом, а иногда приносят в реале - например, встречаемся в метро. Или передают вещи для детей, для бедных семей.

Главное - благодаря интернету процесс личных связей и реальной помощи становится самоорганизующимся. Я старалась сделать так, чтобы желающие помочь люди выходили напрямую на тех, кому нужна помощь, знакомились с ними. Важно, чтобы в этом общении было как можно больше жизни. А что происходит дальше - это уже тайна отношений тех, кто познакомился и помогает.

"Нельзя брать то, что плохо лежит"

Чего не хватает православному интернету?
Отвечает руководитель пресс-службы Московской Патриархии иерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ:


- Не хватает, как ни странно, новостей, хотя в действительности их очень много. Есть епархии, о жизни которых пользователь интернета вообще ничего не знает. Создавать новости трудно, поэтому все друг у друга их заимствуют, часто без ссылок на первоисточник. Но если для бедных православных сайтов - это не такой большой грех, то для крупных информагентств, где за каждую информацию платят гонорар журналисту, - это можно расценивать как обогащение за счет чужого труда. К сожалению, этим грешит такое агентство как "Интерфакс-религия", которое ежедневно "рыщет, как тать" по православному интернету, и берет что плохо лежит.

У нас большая часть времени уходит на поиски и анализ предстоящих событий церковной жизни (праздники, службы, конференции, годовщины и т. д.). Посылаем своих корреспондентов. Ежедневно прочитываем несколько сотен церковных, околоцерковных и светских сайтов. Прослеживаем выход нового православного журнала, церковной газеты, интересной книги. Каждую публикацию стараемся проиллюстрировать. За рабочий день мы публикуем от 20 до 30 новостей, на большее недостает часов в сутках.



По данным каталога "Православное Христианство.ru", около 45% православных сайтов мирового интернета имеют версии на русском языке, тогда как число англоязычных проектов не превышает 30% от общего числа сайтов. Около 6% православных сайтов созданы на румынском языке, 4% - на сербском, 3% - на французском. Всего в православном интернете насчитывается 5000-7000 сайтов, из них в России - 2500-3000 сайтов (40%), в США и Канаде - 1500-2000 (30%), в Румынии - 300-500 (6%), на Украине, в Сербии и в Греции - по 150-200 православных сайтов (3%). Свой сайт имеет каждый третий греческий приход в США, каждый тридцатый приход в России, каждый двухсотый румынский приход в Румынии и сербский приход в Сербии.

Сайт-первопроходец

В конце сентября исполнилось 10 лет первому православному сайту в России - сайту Нижегородской епархии. Это была первая попытка создать официальную епархиальную страницу в Сети. Сайт содержал адреса городских храмов и монастырей, справочные сведения о епархии, программу по вычислению даты Пасхи. Основателями сайта стали священник Андрей Милкин (ныне помощник управляющего епархией) и протоиерей Игорь Пчелинцев (ныне пресс-секретарь архиепископа). Несколько позже, в том же 1996 году, появился официальный сайт Московской Патриархии. Сайт Нижегородской епархии и по сей день считается одним из лучших православных сайтов Рунета.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=9999&article=556
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.04.2024 13:07
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41