itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Весел ли кто? Пусть поет - рай открыт!

0
121
Время на чтение 6 минут

Пред торжеством

Я вошел в ту же церковь, в которой был и вчера, а точно что-то ныне новое в ней. Чувствуется торжество. Дивно, но это так. Ощущалось торжество, именно торжество. Слава... Хвала...

"Весел ли кто?"

Запели стихиры празднику. "Приидите, возрадуемся Господеви" (первая стихира на "Господи воззвах"). И накопившееся чувство торжественной встречи с Господом нашло себе выход!

Хотелось петь! Не читать, не размышлять, а именно петь. Всегда в радости поют. Благодушествует ли кто, да поет (Иак. 5, 13). По-русски переведено яснее: Весел ли кто? Пусть поет псалмы.

А теперь у Церкви - свои псалмы, свои стихиры. И хотелось петь громко, свободно, торжественно. Так бывает лишь во время славных торжеств, во время славословия.

Поэтому, когда святой пророк Исайя слышал пение Серафимов Сидящему на престоле высоком и превознесенном... Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Вся земля полна славы Его!, то поколебались верхи врат от гласа восклицающих (Ис. 6, 3, 4).

Жаль, что нас было мало. А если бы еще на два лика, попеременно. А потом бы сойтись вкупе на "катавасию" (сходку), как это бывает в монастырях... Ах, как хорошо!

А до этого бы звон в тысячепудовые колокола по всем церквам. После него "малиновый" перезвон. Блестящие облачения. Хоры певчих. Бас протодиакона. О! Сколько красоты в богослужении...

Но все это меньше сердца... Если в нем торжество, то главное есть. И тогда все прочее точно забывается.

Весел ли кто? Пусть поет!

Все ожило!

И вдруг ожили слова. Сколько я выписывал из Святых Отцов о Рождестве! И те же самые слова выписывал. И знал их на память. И было, однако, прежде мертво: память знала, а сердце не чувствовало.

А теперь слова точно именно "ожили": лучшего слова не придумаешь. Да и не придумывал я: оно само собою явилось во мне тогда же, как только запели.

Всякое слово "хватало за душу"; всякое слово соединялось с тем, о чем говорилось и пелось. А так как все говорило о Боге, Христе, о плодах Его "домостроительства", то все это так ярко ощущалось сердцем, будто бы не только "зрелось", а происходило "со мною", в моей душе.

Разрушается "градеж" (преграда) между Богом и нами. Уж нет его: мы вместе. Доступ открыт! Архангел с пламенным мечом отступает, и врата рая оставляются растворенными: вход всем открыт! "Аз райския пищи наслаждаюся".

"Царство Твое, Христе Боже, Царство" - вечное. В Царство Божие Христос Царь пришел возвратить нас.

"Что Тебе принесем (в благодарность)? Ангелы - пение; небеса - звезду; волхвы - дары; пастыри - чудо; земля - вертеп" А мы? Мы тоже принесем: "Mamepь Деву". Она - от нас, от человеческого естества. "Наш" дар! Мы теперь вписаны как "вернии" (верноподданные) "в едино владычество (или Царство) Божества". И наше имя - Божественное, то есть мы Божии. Так говорит песнопение: "Написахомся (прописаны) Именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего". Христианин - Божий человек.

И в Писании часто говорится об этом имени: "Чистые сердцем Бога узрят" (Мф. 5, 9). Господь нам дал власть чадами Божиими быть (Ин. 1, 12). Христианин - раб Божий (1 Пет. 2, 16). Теперь мы род избранный, царственное священство,... люди взятые в удел Самого Царя (1 Пет. 2, 9 - 10).

И все это ожило! И еще лишний раз я и понял, и почувствовал, что подлинное восприятие праздника и церковных песнопений (и даже святоотеческих поучений - об этом епископ Феофана говорил в свое время) может быть лишь в храме, и именно во время самого праздника.

Торжество на душе бывает лишь во время самого торжества действительного! Это - много раз подтвержденная истина!

Дар торжества Пропели громогласнейше "Свете тихий". Потом - так же прокимен. И я вышел читать паремии. Ну сколько же раз я их слушал. Десятки лет (с одиннадцати-двенадцати лет до сорока восьми - значит, тридцать шесть - тридцать семь лет) я в храме. И все на клиросе. И вот слышу, бывало, как читают другие: "Бытия чтение... Вонмем!... Вначале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена. "

Слушал, сидел. А на душе пусто. "И зачем это читают о творении мира? И даже не всего, а лишь трех первых дней?" - думалось. Объяснитьто я умел, вероятно, и раньше. Но сидел пустой.

А вот как только сам сказал: "Бытия zmeuue", иеромонах же ответил:. Воняем" (будем слушать внимательно), - а я?! Я же... не могу начать читать... Боюсь, если раскрою уста, вырвется громкий плач со слезами восторга.

Отчего?! Ах, у сердца свои законы! А рождаются мгновенно, быстрее молнии. И не знаешь, откуда !Дух) приходит, и куда уходит (Ин. 3, 8).

И мне трудно передать это ясно. Вероятно, покажется все недостаточным. Да признаюсь, что мне и не очень-то хочется это описывать... Преодолеваю себя и с трудом читаю. "Бог сотвори".

"Бог". Вот одного этого слова - Бог - достаточно было сказать и услышать душою, чтобы она задрожала от радостного трепета.

Бог "творит". Новый источник для торжества и трепета. И опять голос не повинуется. Молчу не одну-две секунды. Опять преодолеваю и едва-едва, боясь, как бы не оборваться совсем, "плетусь" по буквам и словам.

Но вот опять: "Да будет твердь".

"Да будет". О, всемогущие Божие! "Да будет". Из ничего - да будет! И стало! И опять не могу читать. Пересиливаю. Намеренно громко читаю. Да и торжество! А тут дочитал: "И виде Бог: яко добро".

Добро! Прекрасно! Дивно!

И все это прекрасное человек своим падением попортил.

Но какая красота - хотя бы в Небе - и сейчас еще! Какое величие! Все добро!

И опять - радость восторга.

И все это творит Слово, Которое ныне воплощается, умаляется. Лежит в вертепе. Холодная ночь. Солома яслей. Может быть, жалкий маленький светильничек.

И Это - Творец Вселенной! Пришел вос-создавать все...

Потом, овладев собою, стал уже более спокойно, но торжественно читать вторую паремию: предсказание Валаама о происхождении Спасителя, "Звезды от Иакова" из "благословеннаго народа" еврейского. "Благословляющий Тя (народ) благословенни, а проклинающие Тя прокляти.

Читалось (иначе нельзя было!) громогласно.

Далее третья паремия: о Вифлееме, пророчество святого Михея. A затем тропари с чудными припевами: "Жизнодавче, слава Teбe!", повторяемыми семь раз.

После я передал вторую троицу паремий читать другому.

И пожалел: совсем иначе я чувствовал себя, когда сам читал! Там я сам "действовал" и переживал, а здесь уже был между мною и праздником некто третий. Но и полученной радости было довольно, выше всякой ожидаемой меры. Да, я этого даже и не ожидал. И предположить не мог такого дара торжества! Не дерзнул бы и просить Господа о нем. И если бы дальше уже ничего бы более не было, и тогда я одарен - свыше всякой меры: не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Слава Ему, Преславному!

После трапезы о.М., ласково глядя на меня, говорит: - А ныне владыка торжествовал! Был в восторге! - А как же? Ведь праздник! - ответил я.

Вольная заноза

Только вот на душе одна осталась заноза: охлаждение к тому брату, который был нетрезв. У святого отца в одной проповеди я прочитал: ныне "день радости; да не будет же никто виною (поводом) печали и скорби для другого". Это, пожалуй, более относится к нему, опечалившему меня. Но и он чувствует охлаждение к себе. "Это день, в который Бог пришел к грешникам: да устыдится же праведник превозноситься перед грешником". Это говорит преподобный Ефрем Сирин. А какой же я сам - то - "праведник"? Что же делать? Знаю, что нужно бы смириться и оказать любовь, но нет ни сил, ни охоты делать это!

Возвращение благодати

Итак, рай открыт... А рай не иное что обозначает, как блаженное общение с Богом. Теперь уже путь не затворен к сему: Архангел ушел от врат райских, оставив их свободными.

Но чтобы войти через них, нужно было иметь еще соответствующую одежду. А по притче Господней (см.: Мф. 22) сия одежда на браке не своя приносится (ибо что хорошего "своего" мог принести нищий, бродяга из переулков, кроме отрепьев греха и нечистоты?), а дается Царем: это благодать Божия. Сию благодать, как некую действительную силу или (по слову Святых Отцов, от святого Григория Паламы) "энергию", и возвратил Христос Спаситель Своим Воплощением: кончились "гадания (догадки, знамения, прообразы) сеновная (тень Ветхого Завета), Едемова отверзеся дверь,... благодать процветает" (21 декабря, стихира на Хвалитех). И причем благодать большая даже, чем Адамова: "Приобщаешися человеческия Христе плоти и благодать вместо (то есть "над"; сравните пасхальное Евангелие от Иоанна, 1, 16: благодать возблагодать; по-русски благодать на благодать) благодати грядеши подаmu" (22 декабря, тропарь четвертой песни канона повечерия).

Как же так: и еще "идешь подать", и уже "процвела" благодать? Все сливается в цельное единое событие: как если потянут за конец чего-либо, то тянется и вся вещь; так и здесь: хотя фактически благодать дана еще будет после, в день Пятидесятницы, но самая возможность этого дарования открылась с рождением Того, Кто в свое время пошлет "обетование Святаго Духа". Будущее мыслится уже совершившимся, как несомненное. Путь к благодати, или древу райскому, уже открыт. Но "питать... тварь всю... благодатию Господь будет после ("хотящаго питати благодатию"; 21 декабря, стихира на "Господи воззвах"). Эта же мысль выражается и другим словом - "священие" (21 декабря, тропарь четвертой песни канона утрени).

И поскольку "благодать" не человеческого происхождения и существа, а Божественного, то ее сам человек не может ни достать самовольно, ни восхитить насильно: она отвне в него посылается от Бога и притом, как ни с чем не равнозначная, дается в конце концов "даром", выше "заслуг". Благодать есть благодать, то есть благой дар.

http://www.pravmir.ru/article_1648.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Вениамин (Федченков)
Имяславие
Память † 4 октября 1961
04.10.2023
О конце мира
Из писем
30.04.2020
«Премудрость Божия - мудрее нас!»
Митрополит Вениамин (Федченков) и его духовные наставления
02.10.2015
Все статьи Митрополит Вениамин (Федченков)
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25