itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Играем свадьбу. Часть 2

Рукобитие, утром у невесты и жениха

0
187
Время на чтение 5 минут
Часть 1

Рукобитие

Перед рукобитием верующие люди зажигают свечку и молятся перед иконами, как бы призывая Господа засвидетельствовать чистоту и прочность намерений. Затем, мать берет за руку невесту, сватья - жениха, и, накрыв их правые руки платком, подают их друг другу, приговаривая при этом:

- Дай Бог жить, да быть, да добра нажить!

В Сургуте бытовал другой вариант рукобития, который мы также применяем на практике: Сватья вынимает из кармана платок и через платок подает руку отцу невесты, а мать разнимает. По окончании рукобития отец невесты приглашает всех к столу. Уход за гостями лежит на стороне невесты, а расходы на угощение иногда делят пополам, как и расходы на будущую свадьбу.

Посадка гостей за столом

Жених усаживает невесту по левую от себя сторону в центре стола (в переднем углу). Родня жениха по степени родства садится по его сторону, а невестина - по ее. По традиции, жених и невеста пользуются одним прибором, и "время от времени целуются". Давать какие-либо рекомендации по застолью мы не будем. В каждой кампании найдется "душа-человек", который с радостью возьмет на себя всю организацию. Накануне венчания в доме невесты со стола убирают, затем кладут на него каравай и солонку соли; перед хлебом ставят икону. Этой иконой завтра, перед выходом из дома, и будут благословлять жениха и невесту. С вечера накануне венчального дня и до самого венчания жених и невеста ничего не едят и не пьют.

Утром у невесты

По возможности, мы стремимся далеко не отступать от заведенных предками правил. Северные города наши не большие, и дружка имеет возможность несколько раз за свадебное утро навестить невесту, чтобы узнать, готова ли она. На замечания родни невесты: "Что так беспокоиться, такие концы мотать, рано еще", - дружка отшучивается: "Дурной собаке семь верст не околица". На самом деле ему есть, о чем беспокоиться. Как человек посвященный, дружка знает то, чего могут не знать родственники невесты: чтобы одеть ее к венцу, потребуется никак не менее часа, в то время как перечень назначенных на утро действий предъявляет счет каждой минуте. Поэтому дружка и ведет "беспокоящий огонь" по родне невесты, чтобы не пришлось вести ее под венец в "растрепанных чувствах", смазав всю предшествовавшую часть обряда.

В назначенное время невеста просит родителей благословить одеваться к венцу. Благословлять следует иконой. Во-первых, это самая надежная защита от всякого рода "биоэнергетических" экспериментов. Ведь что греха таить: как на пожар один бежит тушить, а другой - чужое добро тащить, так и на свадьбу одного ведет светлая радость, а другого - черная зависть.

Во-вторых, это избавляет от казусов, связанных с "оберегами": то осколок иглы попадет в вену, то в самый неподходящий момент, при всеобщем смехе, вывалится из-под свадебного платья какой-либо предмет.

Во время одевания невесты одна из ее подруг может с чувством прочесть следующие, некогда бывшие плачем, умилительные стихи:

Бог с тобою, родимый батюшка,
Бог с тобою, родима матушка
Что отдали вы меня во чужу сторонушку,
В чужедальнюю да незнакомую.
Али хлебом-солью я объела вас,
Аль водицею да обпила я вас,
Али платьюшками обносила вас,
Али куколками разорила вас.
Как ты, матушка, меня лелеяла,
Быть у сердца ретивого принадеяла,
Возрастала я небита-небраненая.
Хлебом-солью возрастала некореная.
Со подруженьками распрощалась я,
Со голубушками отводилась я,
Отходила я да деньки красные.
Отгуляла я да зорьки ясные.
Привыкать мне ко чужому племени
Обвыкать с людями незнакомыми
Как оставлю батюшку да матушку
Как покину я девичью волюшку
Покорюсь своему богоданному
Пословлюся мужу я хозяину.


Наивны и бесхитростны эти, несколько измененные строки старинной причети. Но если бы вы видели, какой бывает эмоциональная реакция! В движение приходят самые заскорузлые сердца, что уж говорить о натурах чувствительных. Видя, что сборы невесты близятся к завершению, дружка поспешает к жениху.

Утром у жениха

Дружка, обращаясь к жениху, говорит:

- Кланяется вам невеста, она жива, здорова и благополучна и просит к себе в гости.

Жених:

- Вот уже, я к ней подойду.

Этот диалог повторяется трижды, затем жених обращается к отцу-матери:

- Батюшка родимый, матушка родимая, благословите одеваться к венцу.

Дружка:

- Прошу благословить своего милого чада Ивана выйти на широкую улицу, взять узду тесмянную, идти на конюший двор, имать себе доброго коня, запрячь в санки, скачки, пошевеночки и встать ему на путь, на дорогу и по путе, по дороге соколом лететь. А ехать ему по сужено-ряжено, и сужено-ряжено, понять, и к Божией церкви предстать и злат венец принять! Благословите жениха одеться-обуться.

Родители:

- Благословляем!

Жених одевается. Обуваясь, он незаметно подкладывает под одну стельку денежную купюру.

Дружка:

- Как сумели кормить-поить, обувать-одевать, так сумейте благословить словом, Божеским повелением, и родительским благословением. Батюшка родимый, матушка родима. Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым, поддружьем под тот венец встать и закон Божий принять.

Родители благословляют жениха: отец - иконою, а мать - хлебом-солью.

Дружка:
- Стары старички, медные колпачки,
Гладкие головы, широкие бороды,
Усы приглажены, водку пить приважены:


Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим, поездом, со мною, дружкой, с малым поддружьем под злит венец встать и закон Божий принять. Старички, старушки:

- Бог благословит! (Целуют жениха)

Дружка:
- Девицы певицы, пирожны мастерицы,
Горшечны пагубницы, матерям, досадницы.
Горшки ломаете, отцу-матери досаждаете.

Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым, поддружьем под злит венец встать и закон Божий принять. Девицы:

- Бог благословит (прощаясь, целуют жениха).

Дружка:
- Маленьки ребятки, косеньки заплатки,
Кривеньки носочки, синеньки пупочки,
По подлавочью валялись, портянкой вытирались.


Позвольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым поддружьем под злат венец встать и закон Божий принять. Дети, хором:

- Бог благословит (целуют жениха).

Дружка просит всех встать и выводит из дома.

Впереди дружка с иконою, потом жених с крестным, далее следуют родители и остальные гости. Дружка ставит гостей позади свадебного поезда, а сам становится впереди и трижды обходит поезд, совершая круги по солнцу, с молитвою "Да воскреснет Бог", которую также читает трижды.

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением и в веселии глаголющих: радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, вo ад сшедшего и поправшаго силу диаволю и даровавшего нам тебе, крест Свой честный, на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящие кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и всеми святыми во веки. Аминь."

http://www.russned.ru/stats.php?ID=641
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Анатолий Ложкин
Играем свадьбу. Часть 4
Благословение молодых - Выход из дома - Свадебный поезд
26.01.2007
Играем свадьбу. Часть 3
Выкуп невесты
13.01.2007
Играем свадьбу. Часть 1
Практическое пособие по свадьбе на традиционной основе, или Советы бывалого дружки
04.01.2007
Все статьи Священник Анатолий Ложкин
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21