Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Причащение - вопрос сложный

Федор  Котрелев, Нескучный сад

Проблемы церковной жизни / 30.12.2006


Как лучше причащаться - редко или часто? Как готовиться к причастию? Нужен ли "евхаристический пост"? Эти вопросы решаются каждым пастырем по-своему …

Попытка начать процесс вынесения единого мнения по этим и другим вопросам была предпринята в Даниловом монастыре.

27 декабря в московском Свято-Даниловом монастыре состоялся круглый стол "Подготовка ко святому Причащению: историческая практика и современные пути решения вопроса". Цель мероприятия заключалась в обмене опытом и взглядами по одному из самых важных вопросов в жизни христианина: участию в Божественной Евхаристии. В современной Русской Церкви нет единого отношения ко многим вопросам, связанным с причащением мирян: таким, как подготовка к причащению, пост, обязательная исповедь перед причащением и т.д. Этот факт придает состоявшемуся круглому столу особую актуальность.

В круглом столе приняли участие клирики Москвы и Московской епархии: епископ Егорьевский Марк, архимандрит Алексий (Поликарпов), игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Всеволод Чаплин, Валериан Кречетов, Владимир Воробьев, Димитрий Смирнов, Николай Балашов, Владислав Свешников, Алексий Уминский и другие представители московских и подмосковных храмов. Помимо участников с "правом голоса" за ходом круглого стола следили приглашенные священнослужители и миряне.

После того, как было зачитано приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия, который назвал вопрос, вынесенный в название дискуссии "более важным, чем любой другой вопрос бытия Церкви", вступительное слово произнес организатор круглого стола игумен Петр (Мещеринов), очертивший круг проблем, нуждающихся в обсуждении. Можно ли требовать строгого соблюдения поста перед причастием от школьников и студентов? Есть ли необходимость настаивать на именно 3-дневном евхаристическом посте? Почему священники требуют от мирян поститься перед причастием, а сами не постятся? На все эти вопросы можно ответить лишь с точки зрения сложившейся практики, но никак не общецерковной точки зрения. Известно, что древние христиане, вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов, причащались каждый день, и соответственно, евхаристический пост отсутствовал. Не было и жесткой привязки к причащению исповеди. А какова роль священника в деле допущения или не-допущения мирян к причастию? Очевидно, считает отец Петр, что исповедь перед причастием никак не может "сводиться к покупке мирянином билета на причастие у священника", которая зачастую оказывается зависимой от настроение исповедующего.

Следующий докладчик, прот. Николай Балашов познакомил слушателей с практикой некоторых поместных Церквей. В частности, в Элладской Церкви при редком причащении духовники благословляют мирян на недельный пост перед причастием, при более частом - на трехдневный, а при регулярном - на однодневный. Супружеский пост в Греции состоит из двух дней до причастия и одного дня после него. Исповедь не обязательно должна предварять причастие. В Сербии отношение духовников к вопросам подготовки к причастию может варьироваться в зависимости от греческого или русского влияния в той или иной епархии. В Болгарии практиковалось редкое причащение мирян, но в последнее время ситуация стала меняться в сторону более частого.

Далее слово было дано прот. Владимиру Воробьеву. Он отметил, что для формирования единого и правильного отношения к причащению необходимо возродить евхаристическую общину - форму существования христиан в древней церкви, предполагающую, что глава общины, пастырь, духовник хорошо знает своих пасомых, их жизненные условия, обстоятельства, проблемы. В таком случае можно и нужно практиковать частое причащение. К сожалению, отметил отец Владимир, в России уже давно евхаристическая община перестала существовать, что негативно сказывается и на евхаристической жизни мирян, и на отношении к причащению мирян духовенства. Отчасти это связано с огромными размерами нашей страны и, как следствие, хронической нехваткой пастырей. Отец Владимир поделился и опытом своей общины, объединенной вокруг храма свт. Николая в Кузнецкой слободе в Москве. "Для прихожан, которые часто причащаются и которых священник хорошо знает, допустимо оставить лишь благословение на причащение", - уверен отец Владимир. - Нельзя требовать частого участия в таинстве покаяния: это формализует, обесценивает таинство". Но, конечно, нет возможности и пойти по пути Восточных Церквей, не требующих исповеди перед причастием - к этому население нашей страны еще не готово.

Круглый стол как мероприятие дискуссионное не был бы таковым, если бы в ходе его не возникли разногласия. Так не все присутствовавшие согласились с практикой общины прот. В.Воробьева поститься в субботу - накануне воскресного причастия. Оппоненты отца Владимира привели 55 правило VI Вселенского Собора, запрещающее пост в субботы, кроме Великой. Отец Владимир отвечал, что пока "не готов к революционным действиям". Полностью выступление о.Владимира уже сейчас можно прочитать на сайте Православие и мир.

Дискуссию продолжили прот. Валериан Кречетов, по убеждению которого никак нельзя ограничиваться простым благословением на причастие, а необходимо над каждым желающим причаститься читать разрешительную молитву; а также прочие участники круглого стола. Все выступления будут опубликованы издательством Свято-Данилова монастыря. Все участники круглого стола сошлись на том, что вопросы, связанные с причащением мирян, нуждаются в дальнейшем обсуждении и - в будущем - вынесении на более высокий уровень. По словам преосвященного Марка, "эти давно назревшие вопросы когда-нибудь должны появиться на повестке дня заседаний Священного Синода и Архиерейских Соборов". Но прежде они должны пройти обсуждения на мероприятиях, подобных состоявшемуся в Даниловом монастыре круглому столу.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=550



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме