Причащение - вопрос сложный

Как лучше причащаться - редко или часто? Как готовиться к причастию? Нужен ли "евхаристический пост"? Эти вопросы решаются каждым пастырем по-своему

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
217
Время на чтение 3 минуты
Попытка начать процесс вынесения единого мнения по этим и другим вопросам была предпринята в Даниловом монастыре.

27 декабря в московском Свято-Даниловом монастыре состоялся круглый стол "Подготовка ко святому Причащению: историческая практика и современные пути решения вопроса". Цель мероприятия заключалась в обмене опытом и взглядами по одному из самых важных вопросов в жизни христианина: участию в Божественной Евхаристии. В современной Русской Церкви нет единого отношения ко многим вопросам, связанным с причащением мирян: таким, как подготовка к причащению, пост, обязательная исповедь перед причащением и т.д. Этот факт придает состоявшемуся круглому столу особую актуальность.

В круглом столе приняли участие клирики Москвы и Московской епархии: епископ Егорьевский Марк, архимандрит Алексий (Поликарпов), игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Всеволод Чаплин, Валериан Кречетов, Владимир Воробьев, Димитрий Смирнов, Николай Балашов, Владислав Свешников, Алексий Уминский и другие представители московских и подмосковных храмов. Помимо участников с "правом голоса" за ходом круглого стола следили приглашенные священнослужители и миряне.

После того, как было зачитано приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия, который назвал вопрос, вынесенный в название дискуссии "более важным, чем любой другой вопрос бытия Церкви", вступительное слово произнес организатор круглого стола игумен Петр (Мещеринов), очертивший круг проблем, нуждающихся в обсуждении. Можно ли требовать строгого соблюдения поста перед причастием от школьников и студентов? Есть ли необходимость настаивать на именно 3-дневном евхаристическом посте? Почему священники требуют от мирян поститься перед причастием, а сами не постятся? На все эти вопросы можно ответить лишь с точки зрения сложившейся практики, но никак не общецерковной точки зрения. Известно, что древние христиане, вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов, причащались каждый день, и соответственно, евхаристический пост отсутствовал. Не было и жесткой привязки к причащению исповеди. А какова роль священника в деле допущения или не-допущения мирян к причастию? Очевидно, считает отец Петр, что исповедь перед причастием никак не может "сводиться к покупке мирянином билета на причастие у священника", которая зачастую оказывается зависимой от настроение исповедующего.

Следующий докладчик, прот. Николай Балашов познакомил слушателей с практикой некоторых поместных Церквей. В частности, в Элладской Церкви при редком причащении духовники благословляют мирян на недельный пост перед причастием, при более частом - на трехдневный, а при регулярном - на однодневный. Супружеский пост в Греции состоит из двух дней до причастия и одного дня после него. Исповедь не обязательно должна предварять причастие. В Сербии отношение духовников к вопросам подготовки к причастию может варьироваться в зависимости от греческого или русского влияния в той или иной епархии. В Болгарии практиковалось редкое причащение мирян, но в последнее время ситуация стала меняться в сторону более частого.

Далее слово было дано прот. Владимиру Воробьеву. Он отметил, что для формирования единого и правильного отношения к причащению необходимо возродить евхаристическую общину - форму существования христиан в древней церкви, предполагающую, что глава общины, пастырь, духовник хорошо знает своих пасомых, их жизненные условия, обстоятельства, проблемы. В таком случае можно и нужно практиковать частое причащение. К сожалению, отметил отец Владимир, в России уже давно евхаристическая община перестала существовать, что негативно сказывается и на евхаристической жизни мирян, и на отношении к причащению мирян духовенства. Отчасти это связано с огромными размерами нашей страны и, как следствие, хронической нехваткой пастырей. Отец Владимир поделился и опытом своей общины, объединенной вокруг храма свт. Николая в Кузнецкой слободе в Москве. "Для прихожан, которые часто причащаются и которых священник хорошо знает, допустимо оставить лишь благословение на причащение", - уверен отец Владимир. - Нельзя требовать частого участия в таинстве покаяния: это формализует, обесценивает таинство". Но, конечно, нет возможности и пойти по пути Восточных Церквей, не требующих исповеди перед причастием - к этому население нашей страны еще не готово.

Круглый стол как мероприятие дискуссионное не был бы таковым, если бы в ходе его не возникли разногласия. Так не все присутствовавшие согласились с практикой общины прот. В.Воробьева поститься в субботу - накануне воскресного причастия. Оппоненты отца Владимира привели 55 правило VI Вселенского Собора, запрещающее пост в субботы, кроме Великой. Отец Владимир отвечал, что пока "не готов к революционным действиям". Полностью выступление о.Владимира уже сейчас можно прочитать на сайте Православие и мир.

Дискуссию продолжили прот. Валериан Кречетов, по убеждению которого никак нельзя ограничиваться простым благословением на причастие, а необходимо над каждым желающим причаститься читать разрешительную молитву; а также прочие участники круглого стола. Все выступления будут опубликованы издательством Свято-Данилова монастыря. Все участники круглого стола сошлись на том, что вопросы, связанные с причащением мирян, нуждаются в дальнейшем обсуждении и - в будущем - вынесении на более высокий уровень. По словам преосвященного Марка, "эти давно назревшие вопросы когда-нибудь должны появиться на повестке дня заседаний Священного Синода и Архиерейских Соборов". Но прежде они должны пройти обсуждения на мероприятиях, подобных состоявшемуся в Даниловом монастыре круглому столу.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=550
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Котрелев
Береженого Бог бережет
Православные храмы нуждаются в профессиональной защите
13.12.2008
Музейщики на тропе войны
"Троица" Рублева: экспонат или святыня?
24.11.2008
Америка выбрала аборты
В России это даже обсуждать страшно
19.11.2008
Все статьи Федор Котрелев
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 15:58
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:41
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 14:42
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 14:27