Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Имя Адмирала Ушакова на борту корабля

В.  Журавич, Победа.Ru

29.12.2006

20 октября 1696 года в Москве собралась Боярская дума для решения вопроса большой государственной важности: быть или не быть флоту, на строительстве которого настаивал царь Петр I. Дума постановила: "Морским судам быть". С этой даты и начинается официальное летоисчисление регулярного военно-морского флота нашей страны.

Идея его создания - не прихоть импульсивного и скорого на дела молодого царя. Ход экономического и политического развития Российского государства в конце XVII века настоятельно требовал строительства флота. Петр I понимал, что без выхода к морю, без морских связей с внешним миром Россия не может стать великой державой, будет обречена на внешнеполитическую изоляцию, экономическую и культурную отсталость, на вторые роли среди европейских государств.

Но помним ли мы сегодня об этом?

Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков" заложен 16 июня 1892 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. В августе того же года был зачислен в списки судов Балтийского флота. 27 октября 1893 г. спущен на воду, а в строй вступил в сентябре 1897 г. Основные размерения корабля впечатляли современников - длина 84 метра, ширина 15 метров, высота 5 метров, водоизмещение - 4648 тонн. Броненосец мог развивать скорость до 16 узлов. Численность экипажа - 406 человек [1].

Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков" в период русско-японской войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Командовал броненосцем Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Он хорошо знал биографию адмирала Ушакова и нередко рассказывал морякам о "доблестном старике". Обычно разговор происходил в кают-компании, в которой на стене висел портрет Федора Ушакова, подаренный экипажу одним из потомков адмирала. Указывая на портрет, В. Н. Миклухо-Маклай выражал уверенность в том, что корабль при встрече с врагом будет достоин своего имени. Так оно и случилось.

Следуя самостоятельно во Владивосток после Цусимского сражения 15 мая 1905 года, броненосец геройски погиб в неравном бою с двумя японскими крейсерами, которые многократно превосходили его как по водоизмещению, так и по дальности стрельбы. По существу, японские крейсера хладнокровно расстреливали российский броненосец, не входя в "контакт" [2].

Второго сентября 1905 года броненосец был исключен из списков судов Балтийского флота.

Крейсер "Адмирал Ушаков" проекта 68 бис заложен 31 августа 1950 года в городе Ленинграде, на заводе N 189, по проекту главного конструктора А. С. Савичева. Корабль спустили на воду 25 сентября 1951 г., а 8 декабря 1953 г. он вступил в строй.

Всего было построено четырнадцать крейсеров этого типа: "Свердлов", "Жданов", "Орджоникидзе", "Дзержинский", "Александр Невский","Адмирал Лазарев", "Александр Суворов", "Адмирал Ушаков", "Адмирал Нахимов", "Молотовск" ("Октябрьская революция"), "Адмирал Сенявин", "Князь Пожарский", "Михаил Кутузов", "Мурманск". Семь крейсеров не были закончены постройкой - "Кронштадт",

"Архангельск", "Варяг", "Щербаков", "Адмирал Корнилов" и

"Владивосток".

Крейсер имел цельносварной корпус с 24 переборками. Его длина равнялась 210 м., ширина - 22 м., высота - 7 м. Полное водоизмещение составляло 16340 тонн, экипаж 210 человек.

Главные энергетические установки - шесть паровых котлов и 2 турбины, мощностью 12000 л. с., позволяли развивать максимальную скорость 32 узла. На крейсере установили радиолокационные системы - "Гюйс-2", "Риф", "Нептун".

На корабле имелись большие запасы провизии, пресной и котельной воды, высокопроизводительные испарительные и опреснительные установки, холодильные машины, системы подогрева и охлаждения воздуха, а также крупные жизнеобеспечивающие блоки. Характерной особенностью корабля являлась его высокая живучесть, непотопляемость, пожаро- и взрывобезопасность.

Крейсер "Адмирал Ушаков" перевели с Балтийского флота на Северный флот. За 34-летний срок службы корабля на нем не произошло ни одной аварии. В 1988 году корабль исключен из списков судов ВМФ [3].

Закладка Краснознаменного ракетного крейсера "Киров" (почетное звание присвоено 25 июля 1977 года) произведена 27 марта 1974 года на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. 7 декабря 1977 г. корабль был спущен на воду, а 30 декабря 1980 г. был подписан акт о приемке корабля в состав Военно-Морского Флота СССР

Всего было построено на Балтийском заводе пять кораблей этого класса - "Адмирал Ушаков" ("Киров"), "Адмирал Лазарев" ("Фрунзе"), "Адмирал Нахимов" ("Калинин"), "Петр Великий" и один корабль управления - "Урал".

Несколько слов о тактико-технических данных крейсеров этого класса. Он длиной 252 метра, шириной - 29 м., высотой, от воды до верхней точки на антенне, - 60 метров. Корабль оснащен двумя атомными реакторами мощностью 160000 л. с., которые позволяют развивать скорость до 30 узлов (примерно 60 км/час) и способны обеспечить энергией целый город. Крейсер предназначен для решения оперативно-тактических задач, для поиска и уничтожения авианосцев и подводных лодок противника, для нанесения ракетных ударов по береговым целям, на его борту могут разместиться три вертолета.

Главный ударный комплекс на "Ушакове" - "Гранит". Это 20 крылатых ракет, которые могут нести ядерные боеголовки, способные поражать цели на расстоянии 700 км. На вооружении крейсера находится также противолодочный комплекс "Метель". Эти ракеты могут нести торпеды по воздуху на расстояние до 80 км. На корабле установлен ракетный комплекс "Оса", дальность действия которого доходит до 20 км. Для собственной обороны крейсер имеет зенитные ракеты с дальностью поражения воздушных целей на расстоянии до 80 км., реактивные противолодочные бомбометы, с дальность поражения цели до 60 км, ракеты для уничтожения торпед. Плюс ко всему - корабельная артиллерия различного назначения, включая 100-миллиметровые пушки, и меньшего калибра [4].

Любая, даже самая современная техника, ничего не значит без человека. По словам заместителя командира по воспитательной работе, личный состав крейсера высокопрофессиональный, дружный. Начиная с 1995 года, около 300 призывников из Архангельской области, проходили службу на корабле, среди них: Игорь Стародубов из Котласа, Алексей Гришин из Северодвинска, Василий Подосенов из деревни Вершинино Плесецкого района, Антон Воронов из Нарьян-Мара, Игорь Быков из Архангельска. Сегодня на крейсере служат семеро наших земляков.

В 1986 году крейсер "Киров", выполнявший боевое задание в Атлантике, снимал с воды экипаж терпящей аварию российской подлодки. В 1989 году экипаж крейсера сделал все, чтобы спасти оставшихся в живых подводников с затонувшей в Северном море подводной лодки "Комсомолец".

Спустя время, в 1990 году, крейсеру самому пришлось пережить аварию. В боевом походе на Средиземное море была обнаружена трещина в ядерном реакторе. Крейсер тогда добрался до родных берегов своим ходом и надолго встал к причальной стенке. В 1992 г., указом президента Российской Федерации, крейсер "Киров" переименовали в "Адмирал Ушаков".

С 1999 г. крейсер находится в Северодвинске в тревожном ожидании судьбоносного решения. Было время, когда корабль вообще хотели разрезать на металл, но второго такого России сейчас не построить, поэтому сначала Совет Федерации принимает постановление от 14 октября 1999 г. "О необходимости сохранения в боевом составе ВМФ крейсера "Адмирал Ушаков". 13 января 1999 г. Государственная дума Российской Федерации принимает аналогичное постановление. Но решение Федерального собрания это одно, а открытие финансирования - совсем другое.

Сочетание мощи и интеллекта, вложенных в этот корабль, с его нынешнем положением, поражает и угнетает. А ведь корабль такого класса - это не только гордость ВМФ, но престиж России. "Везер". На нем имелось две палубы, два дизеля, мощностью по 3800 л. с. Длина судна составляла 155 м., ширина - 18 м., высота -10 м. Общая грузоподъемность теплохода составляла 10820 т., чистая грузоподъемность - 9000 т., водоизмещение в грузу - 16620 т., осадка без груза - 3,36 м., в грузу - 8,32 м.

Интенсивно развивающаяся, с 20-х гг. XX в. в Архангельской области, лесная промышленность требовала и особого транспорта для сплава леса. Так появляется "водный труженик".

Буксирный колесный пароход "Адмирал Ушаков" построили в 1948 г. на заводе "Ленинская Кузница". Судно предназначалось для буксировки несамоходных судов и плотов. Тип судна - буксирный пароход с бортовыми колесами и развитыми надстройками на обносах. Габаритные размеры судна составляли: 57 м. в длину, 17 м. в ширину, 9 м. в высоту. Водоизмещение судна с полными запасами, работающего на жидком топливе - 346 тонн, на твердом топливе - 363 тонны. Средняя осадка составляла 1 метр. На судне имелось 26 мест для экипажа, срок автономности - 8 суток.

Этот пароход был приписан к Северному речному пароходству и ходил по Северной Двине, Его списали в 1986 году [6].

Федор Ушаков сыграл значительную роль в истории нашего государства и флота. Считаю за честь, что корабли, названные его именем связаны с историей нашего края.

Примечание:
1. Бережной С. С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. Справочник. М.: Воениздат, 1997. С. 107-108.
2. Молитва в российском флоте (16-2003) // http://rusvest.ru/index.php?s&13&16-2003
3. Артиллерийские крейсера пр. 68, 68-бис типа "Свердлов" и их модификации // Морской сборник. 2003 N 10.
4. Павлов А. С. Военные корабли СССР и России. 1945 - 1955 гг. Справочник. Якутск, 1994. С. 69-71.
5. Морские сухогрузные транспортные суда. Справочник. Л.: Транспорт, 1968. С. 13 - 14.
6. Архив Северного речного пароходства.

http://www.pobeda.ru/content/view/4694/21/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме