Христа не явили народу

Александр Иванов в ГТГ на Крымском валу

0
180
Время на чтение 4 минуты
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка "Александр Иванов. Живопись и графика", посвященная 200-летию со дня рождения художника. Зачем ее открыли и кому она адресована, неудачно пытался разобраться ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

На Крымский вал привезли около ста произведений Александра Иванова из старого здания Третьяковки и еще сорок - из Русского музея из Петербурга. На пресс-конференции первый заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева подчеркнула, что у галереи был замысел, и очень тонкий, превосходный, и его удалось реализовать, но что это за замысел, она журналистам не скажет, а предоставляет догадываться самим. Так что тут открылся простор для толкований, но честно скажу, мне представилась какая-то совсем простая штука, которой вряд ли уместно так уж гордиться.

В общем, у великого русского живописца Александра Иванова есть великая русская картина "Явление Христа народу" и не менее замечательный цикл "Библейские эскизы", а есть еще остальные работы, не настолько великие, хотя и довольно многочисленные. В одном собрании Третьяковки 330 единиц хранения Иванова. И замысел, как я понял, заключался в том, чтобы оставить "Явление Христа народу" и избранные эскизы к картине в основной экспозиции в Лаврушинском переулке и там же показывать и библейские эскизы. А уж остальные, менее значительные, хотя и достойные работы - "Приама, испрашивающего у Ахилла тело Гектора", "Беллерофонта, отправляющегося на бой с Химерою", "Иосифа, толкующего сны виночерпию и хлебодару", "Явление Христа Марии Магдалине", "Аполлона, Гиацинта и Кипариса", а также и эскизы к картине "Явление Христа народу" вместе с ее небольшим вариантом из Русского музея - показать в здании на Крымском валу. Это, в общем-то, даже и не замысел, а давняя традиция - все самое значительное показывать в Лаврушинском, а на Крымский вал везти менее востребованные продукты в надежде, что они там заиграют. Вряд ли галерея имела в виду именно этот концептуальный ход, но другого не просматривается.

Правда, было бы неверно сказать, что замысел выставки выстроен только по остаточному принципу. Нет, то, что осталось от художника за вычетом библейских эскизов, "Явления Христа" и тех эскизов к картине, которые висят в основной экспозиции, значительно проредили. В собрании ГТГ эскизов одной правой ноги Иоанна Крестителя больше десятка, и на свежего человека это может произвести неприятное впечатление. А так получилась сравнительно легкая выставка, к тому же с зарубежным привкусом. Последний случился от выставки "Величие Рима", которая была в 2003 году. Итальянцам тогда эскизы к картине дали, а само "Явление Христа народу" - нет. Они взяли и на холст в размер картины (примерно пять с половиной на семь с половиной метров), на который была нанесена прорисовка картины, повесили эскизы к ней каждый на свое место. То есть эскиз головы Иоанна Крестителя висел на месте головы Иоанна Крестителя в картине и другие эскизы тоже по своим местам. Хотя некоторые упрекали тот показ Иванова за излишнюю фрагментарность, но прием, видимо, так понравился, что его решили повторить в ГТГ. Центр экспозиции занимает прорисовка с "Явления Христа", где как бы цветными лоскутами выделены места скопления эскизов в зале. Голова Крестителя на картине выделена цветом в прямоугольный лоскут вместе с горами и деревьями над ней, а рядом висят эскизы головы, а также эскизы гор и еще эскизы ветки, попавшей в раскадровку. В принципе эффектно, хотя Александр Иванов в такой логике выглядит более великим комбинатором, чем великим живописцем.

У этого живописца есть такая особенность. Сначала вы смотрите эскизы к картине "Явление Христа народу", и хотя вас может поразить мастерство, экспрессия лиц, пластика драпировок и величественность пейзажей, но вам не хватает целого. То есть эскизы сами по себе производят неполное впечатление, вы понимаете, что это все же служебный материал, который надо воспринимать в связи с картиной. Вы скоренько идете к самой картине, где все те же самые лица и фрагменты вставлены уже в общую композицию, и там обнаруживаете, что все они как-то приглушены, лишены выразительности и вообще на эскизах было гораздо лучше. Имеет место быть нехватка художественного совершенства, и от этого вы разворачиваетесь и бежите к эскизам за экспрессией. Тут вам опять не хватает целого, вы опять к картине, ну и все по новой. Эскизы к картине принято показывать вместе с ней, обычно - в одном зале, чтобы этот бег по кругу не вышел слишком утомительным. И уже 150 лет люди так и бегают туда-сюда, пока не выдохнутся и у них не возникнет ощущение значительности всего, что с ними произошло в этом зале.

А тут такая экспозиция, что бежать некуда, потому что картины нет. Только эскизы из Петербурга, прорисовка с картины и все. Причем творчество Александра Иванова уже прочно осмыслено и устроено как путь к картине, так что все его ранние произведения, от "Приама" и "Беллерофонта", за которые он получил право на поездку в Рим, и до итальянских пейзажей, где художник открыл для себя пленэр,- все воспринимается не само по себе, а в связи с главной картиной. А ее-то как раз и не случается.

И вот ходишь по залам на Крымском валу и думаешь - какой, однако же, странный замысел. Зачем бы это все могло быть? Зачем некоторые вещи Иванова свезли в эти неприятные пространства с отвратительнейшим светом? Выставка ведь, вероятно, должна иметь какого-то адресата. Если это просто для людей, любящих русское искусство, то показывать им Александра Иванова без библейских эскизов и "Явления Христа народу" - это надувательство. Если это для специалистов, которым бегание от эскиза к картине и обратно уже давно надоело и которые смакуют особенности композиции небольших "Мальчиков на берегу Неаполитанского залива", то тогда неясно, зачем выставку проредили и почему не показали все 330 единиц хранения ГТГ и всю коллекцию Русского музея. Все-таки специалистам интересно увидеть не только хрестоматийные вещи, но и десятки правых ног Иоанна Крестителя.

Наверное, эти претензии можно было бы адресовать устроителям, но, с другой стороны, легко представить себе, что они возразят. Не хватает библейских эскизов и "Явления Христа народу" - ждем в здании в Лаврушинском переулке. Нет всех произведений Александра Иванова из нашей коллекции? Ну знаете, мы не можем делать выставку для специалистов, а обычному посетителю это неинтересно. Какой тогда замысел? Ну как какой, 200 лет со дня рождения! И вот в честь юбилея мы показываем его произведения. Часть в историческом здании, а часть здесь, на Крымском валу. Одна выставка хорошо, а две лучше. И, повздыхав о том, что бывает искусствознание, концепции, какие-то выставочные идеи, понимаешь, что в такой позиции есть своя правда. Простоватая, но против нее не возразишь. У художника юбилей. Чего вы хотите?

http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=733564&IssueId=30289

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Григорий Ревзин
Все статьи Григорий Ревзин
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02