Елка от великой княгини

Из истории новогоднего праздника

Новости Москвы 
0
108
Время на чтение 5 минут
Еще в Шумере, Вавилоне и Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры впервые (по мнению ученых) стали праздновать Новый год. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в реках Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, религиозными празднествами и свободными от работы днями было ознаменовано это событие, которое объяснялось жрецами как наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти.

В это время запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина. Много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату, поскольку именно реки были основой религии, жизни и даже календаря в Междуречье.

В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера).

На Руси начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи.

В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора - считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября.

Но с введением нового Нового года оказались связаны весьма серьезные неприятности для большинства населения. Ведь к 1 сентября великим князем велено было заплатить дани, пошлины, различные оброки и т.п.

К такому варианту "праздника" подданные великого князя отнеслись резко отрицательно, и сентябрьский Новый год долго не был популярен в народе. Уплата податей и оброков как-то не соответствовала праздничному настроению. Но зато в этом варианте Нового года был и приятный для россиян момент. Для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, в Кремле каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к великому князю и искать непосредственно у него "правды и милости". Оделяя каждого яблоком, великий князь называл каждого "братом" и поздравлял с Новым годом. Как и многое другое, обычай этот позаимствован был у Византии. Как часто бывает, москвичи получили очевидное преимущество перед обитателями провинциальной России - ведь идти на Новый год искать княжьей милости им было значительно ближе.

По-настоящему праздником Новый год стал только при Петре I.

Правда, он так часто использовал этот праздник как повод для жестоких шуток, что для многих бояр Новый год превращался в томительное ожидание недобрых забав царского двора. И было чего ждать - возьмет Петр Алексеевич, да и заставит важного боярина голым гузном на лукошко с яйцами сесть - пускай, дескать, цыплят высиживает. Или, еще того хуже, вырядит в "еллинского бога Бахуса", посадит на бочку, и понесут знатного Рюриковича в таком виде на улицу, на потеху толпе московской или питерской. Так что Новый год всегда в России был самым удивительным праздником...

Традиция использовать елку для рождественских и новогодних праздников пришла к нам, да и вообще распространилась в Европе сравнительно недавно. Хотя известно, что издавна северные народы "милостивили" мороз, украшая деревья. Дело в том, что долгое время принят был другой обычай - устанавливать в доме дерево к 1 мая. Дерево это так и называлось - майским, как символ пробуждения и оплодотворения великого духа природы. В России, например, ставили увитую разноцветными ленточками березу.

Впервые же использовать елку как рождественское дерево начали в XVI веке в Германии, в области Верхнего Рейна. Оттуда и пошла эта традиция.

Первую новогоднюю елку в России часто приписывают Петру I. Однако это не совсем так. Петр I издал 20 декабря 1699 года указ, постановив считать начало года с 1 января и указал "... по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочных духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых..., а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветви на вороты, или над храминою своею поставить..." После смерти Петра I новогодние елки перед воротами ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои заведения, причем эти елки стояли круглый год, отсюда пошло их название - "елки-палки".

Откуда взялся Дед Мороз? Газета "Харьковские ведомости" в 1913 году дала такую версию возвращения праздничной елки, поставленной уже не перед воротами, а ставшей центром праздника: "В первый раз в Москве 96 лет тому назад, в 1817 г., накануне Рождества, по желанию супруги великого князя Николая Павловича великой княгини Александры Федоровны зажглась в Николаевском дворце... германская рождественская елка..." Затем елки пришли и в другие города России, в Киев, например, в 1878 году.

Школьные елки начали проводить только во второй половине XIX века, в основном для сирот и детей из неимущих семей.

Сценарии таких общественных елок существовали, но сводились к нескольким пунктам: чтению стихов о зиме и елке, танцу снежинок и подаркам под елкой. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, пряниками, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой в советскую эпоху пришла красная пятиконечная.

Как считают специалисты, Дед Мороз впервые появился на этом празднике в 1910 году (а Снегурочки не было вовсе). Главным событием рождественской елки было Рождество Христово, оно наполняло смыслом все происходящее и определяло его сценарий. Елки часто устраивались в благотворительных целях - например, в пользу раненых и больных воинов.

Ставилась новогодняя елка в России и в первые годы Советской власти. Так известно, что Ленин вместе с детьми встречал новый 1919 год возле елки в Сокольниках.

Однако в 1928 году празднование Нового года с рождественской елкой было окончательно запрещено.

Этот обычай назвали вредным и буржуазным, и даже журнал "Юный натуралист" предложил "не тратить ни копейки на этот праздник". Перелом в отношении к новогодней елке случился в середине 1930-х годов. Никита. Хрущев писал в своих воспоминаниях, как вождь украинских коммунистов Павел Постышев, приехав из Киева в Москву, в один из своих визитов поднял перед Сталиным вопрос: "Товарищ Сталин, вот была хорошая традиция, и народу понравилась, детям тоже принесла бы радость - рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?" Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим". Так и произошло. Статья Постышева была опубликована в "Правде" 28 декабря 1935 года и называлась "Давайте организуем к Новому Году детям хорошую елку!", где он призвал "этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец".

И новогодняя елка вновь зашагала по стране.

В 1936 году Постышев организовал в Харьковском Дворце пионеров одну из первых в стране, после почти десятилетнего перерыва, новогоднюю елку.


ЦК ВЛКСМ "благословил" этот праздник специальной резолюцией. Широкую известность получил тогда дружеский шарж: Дед Мороз (Постышев) вручает детям елку.

Вот описание елки 1937 года в московском Колонном зале: "Первый зал украшен цветами... огромное панно с изображением Сталина среди детей... Всех заинтриговала темнота Колонного зала. На сцене зажгись два пылающих костра, и стала заметна поднимающаяся фигура Деда Мороза в белом костюме, с длинной бородой и с сумкой через плечо... В Колонный зал впускают детей в полутьме. Елка зажигается, и перед детьми на сцене вырастает Дед Мороз...Дед Мороз уже не один, а с ним Снегурочка - шаловливая девчонка, которая мешает Деду в его разговорах с детьми, выдает его тайны детям. Это создает большую интимность между Дедом Морозом и школьниками". Похоже, что создатели нового советского обряда просто вспомнили о героине сказке А.Н Островского "Снегурочка" и сделали ее непременной спутницей Деда Мороза. Кстати, европейский собрат нашего Деда Мороза - Санта Клаус традиционно обходится без спутницы. На сцене появлялись: зайчики, медведи, ежики - друзья Деда Мороза и Снегурочки и враги - всевозможная лесная нечисть: Баба-яга, Кикимора, Леший, Водяной.

Позднее были попытки сменить главных персонажей новогоднего праздника - заменить Деда Мороза и Снегурочку Котом в сапогах или Космонавтом (в начале 1960-х годов), но отказываться от успевших стать привычными и любимыми Деда Мороза и Снегурочки дети не желали.

http://stoletie.ru/minuvshee/061228170541.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Петросова
Благодарность команданте
По инициативе Фиделя Кастро на Кубе построен православный храм
23.10.2008
Бард "сталинской эпохи"
110 лет назад родился Лебедев-Кумач
07.08.2008
Лавров венец
Митрополит Иларион официально возглавил РПЦЗ
19.05.2008
Кого освободил Берия
55 лет назад был принят Указ "Об амнистии"
29.03.2008
Все статьи Анна Петросова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 15:58
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:41
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49