Душа кричит, не в брюхе урчит

0
103
Время на чтение 3 минуты
В театре слепых бесполезно рассаживать по местам. Лучше брать за руки и водить их по миру сцены, совокупность запахов, звуков, ощущений вдруг в одно мгновенье вспыхнет целостной картиной. А если у человека ослепло сердце? Здесь нужно идти в театр драмы, где дают пьесу "Семеро святых из деревни Брюхо" по пьесе Людмилы Улицкой. Она заняла сейчас колеблеимый ветрами шесток блюстителя моды и голоса поколения, поэтому ее принято дарить премиями и спрашивать о состоянии вселенной. Рассказанная ею история о расстреле нескольких христиан в двадцатые годы красноармейцами была бы простоватой, если бы не духовная глубина, которая открывается только глазам сердца. Поэтому перед режиссером Алексеем Ивановичем Ларичевым стояла непростая задача - показать то, что глазам не видно. И так как на это требуется изрядное усилие души, то тюменские критикессы с неразвлеченным и неутешенным отсутствием духовного опыта набросились на отсутсвие в спектакле канкана.

А между тем история не для беззубых. Мир дощатой и бревенчатой России замечательно разработан художником спектакля Ирэной Ярутис. Доски, которых в изобилии в первом акте, покрыты золотом и символизируют иконы, настоящие иконы уместны ли на сцене? Такие доски есть почти у каждого персонажа, это напоминание о том, что в каждом человеке есть образ Божий, что каждый человек - это живая икона Бога. Даже пьяница - икона, пусть закопченная и поцарапанная жизнью, но все-таки икона. И вот способность разглядеть лик Бога за любой человеческой личиной призван спектакль.

Круг первый спектакля - это мир вокруг блаженной Дуси. Дуся с юности обезножела и выглядит сварливой старухой, ворчащей на свое окружение, но это если не приглядываться к ее хожалкам. Одна из хожалок - молоденькая девушка - вечно занята мыслями о невозможном семейном счастье, и Дуся вынуждена грубоватыми окриками напоминать ей о мире духовном. Другая, Антонина, уже монахиня, и мысли ее иной раз так высоки, что сварливость Дуси возвращают ее на землю, где, как ни крути, нужно кипятить самовар и накрывать на стол. Третья, грубоватая деревенская баба, любит в религиозности все внешнее, любит красивую икону Николы Угодничка, Дуся правит ее духовный мир, чтобы та не заскорузла в привычках. Погруженная в молитву, Дуся вынуждена вечно ворчать на своих хожалок, занимаясь их духовным воспитанием. Но она нежно любит их, и так как открыто их хвалить не может, чтобы не испортить, любовь свою она переносит на тряпичных куколок, называя их своими "деточками" (имеются в виду ее духовные чада). Взяв кукол из рук юродствующей Дуси, режиссер превратил их на сцене в глубокий символ человеческой души. Куклы сидят в зрительном зале, они нанизаны на копья как образ мучительной эпохи, черные куклы пугают нас бесами, белоснежные куклы валятся вниз как символ расстрелянных людей. Изобразить душу куклой на сцене - это хорошо и умно в театре.

Поведение Дуси определяется тем, что она - юродивая, то есть она вынужденно отвергла все человеческие законы общежития, чтобы освободить душу для молитвы. Она сделалась сумасшедшей для людей, чтобы стать ближе к Богу.

Ее кругу непрестанной любви и взаимного послушания противостоит круг, как выразился бы Велимир Хлебников, отрицательных двойников: матершинница и злюка сумасшедшая Маня, деревенский пьяница-учитель, блудливая девка.

Учитель пьет от своей большой образованности, девка гуляет, потому что муж сильно хороший. А Маня безумствует весьма подозрительно, уж больно слова ее эхом витают вокруг Дуси.

Выйдем из зала в антракте, поразмыслим.

Дуся в юности потеряла своего мужа, от этого потрясения сделалась инвалидом. Если семья ее была набожной, то можно предположить, что жених ушел в монастырь или занялся иным духовным подвигом. Когда в конце спектакля мы узнаем, что бесстыдница Маня - это переодетый мужчина, то поймем, что это бывший жених Дуси Прокл, который вместе с невестой принял на себя рациональное безумие юродства для странного, но такого русского служения Господу.

Третий круг - это комиссар Рогов и двое красноармейцев. Их роль могла быть плоской, как, казалось бы, плоска сама идея быть палачом. Но если тебя, читатель, и твоих знакомых соберут в одном месте и предложат кому-то исполнять вполне законную в обществе работу палача, то наверняка откажутся все. Потому что это роль для избранного человека, который может быть вразумлен на покаяние только убийством. Мотивы на убийство комиссара Рогова самые прекрасные, он с озаренными глазами мечтает о новом мире, где больше не будет ни богатых, ни бедных. Только для этого нужно богатых и бедных убрать. Как это живо для нашего времени расслоения общества!

Духовные полюса Дуси и Рогова делят всех персонажей на светлые одежды мучеников и рогожи цвета спекшейся крови их мучителей. Когда тьма отделена от света, между ними не может быть перебежчиков. Но в жизни, как и на сцене, не так: молодой Тимоша дезертирует из Красной армии и прячется в доме у Дуси, но найденный там своим братом-комиссаром, вынужден участвовать в расстреле блаженной, ее хожалок, приходского священника и юродствующей Мани. Зло бесовскими барабанами окутывает души людей, поставленных перед выбором самих себя. В посконно-домотканной сценической Руси режиссера Ларичева колокола обыденными ведрами тревожно гудят по усопшим и возносятся на небеса семью мученическими венцами. Кто же седьмой, расстрелянных шестеро? Это предатель Тимоша берет на себя после расстрела деревенских блаженных тяжелый крест юродства, теперь он безумен для "новой вселенной" комиссара Рогова, его покаяние только начинается после того, как занавес опустился.

Диалог требует, чтобы собеседники были достойны разговора. Сильный спектакль ставит вопросы зрителю, это не теплая водичка расслабления, а холодный душ живой мысли. Если вы готовы на встряску от приторной обыденности, сходите в театр.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=633
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35