Русское и российское

0
129
Время на чтение 5 минут
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, призванный выявить - как же люди относятся к требованию "Россия для русских"? Выяснилось, что 34 % это требование поддерживают - так или иначе. При этом 36 % уверены - "русские должны иметь больше прав, поскольку составляют большинство населения". А 15 % опрошенных считают, что "Россия должна быть государством русских людей".

Что ж, популярность русского национализма давно уже отмечается социологами. И только полная профнепригодность наших "патриотических вождей" мешает созданию действительно сильного Русского движения. Но тут любопытно другое. Устроители опроса решили выяснить - кого же у нас считают русскими.

Получилось следующее - 39% опрошенных понимают под русскими всех, кто воспитан в российских традициях, а 23% - тех, кто трудится во благо России. Ни много, ни мало, но 15 % склонны определять русскость по крови. В Москве и Петербурге сторонники такой идентификации составляют 21 %, что несколько опровергает положение о космополитизме крупных городов. Далее идут "почвенники" (12 %) - для них русскими являются все те, для кого родной язык русский. Потом следуют уже "фундаменталисты" со своими 7 % - они ставят во главу угла приверженность к "русской православной культуре".

Получается, что большинство не видит какой-либо четкой разницы между русскими и россиянами.

Любопытно, что один из предыдущих опросов на "русскую тему", также проведенный ВЦИОМ, показал еще более неожиданный и на первый взгляд непонятный результат. Согласно ему, 57% идентифицируют себя как граждан России и лишь 34% - как русские.

Получается следующий расклад. Где-то треть опрошенных выделяет русских в особый народ, который должен иметь какой-то особый статус (скорее всего, государствообразующего народа). Это - сторонники принципа "Крови и/или Почвы", который резко отличается от буржуазно-либерального принципа etat-nation ("государство-нация"), по которому национальность определяется гражданством, а не принадлежностью к народу.

Причем "Кровь" и "Почва" вовсе не обязательно должны друг другу противоречить. Большинство народа, его основу составляют люди, которые связаны с ним родственными узами. Не случайно слово "народ" имеет один корень со словом "род". Человеку намного легче отнести себя к определенному народу, если он относится к нему еще и "биологически". Тут уже налицо некоторая особенность социальной психологии.

А у человека, который находится в родстве с другими этносами, иногда наблюдается некоторая раздвоенность сознания. С одной стороны он может искренне желать стать русским, с другой - опасаться, что его не примут как "чужака". Отсюда - некоторые комплексы, выражающиеся в попытке дополнить русскость еще и некоторой наднациональной общностью (например, "евразийской").

Поэтому здесь необходим очень взвешенный подход. Нельзя все оценивать только по принципу кровного родства, отказывая в русскости тем, кто хочет стать русским. Но не допустима и другая крайность, когда это самое родство игнорируется, и когда в русские хотят записать как можно больше "инородцев". Последнее способно размыть этнокультурное ядро нации. Бесспорно, необходимо отчетливое видение той грани, за которой русификация превращается в дерусификацию. И, конечно же, необходимо тщательно продумать ту систему, которая позволит определенной части нерусского населения слиться с русским народом - без ущерба для последнего.

Итак, примерно треть опрошенных четко и однозначно выделяют русских в отдельную нацию, которая может, так или иначе, претендовать на особый статус. Если учесть, что русских в РФ приблизительно 80 %, то, с известной долей условности, можно сказать, что так мыслит чуть менее половины русских.

А чуть более половины не отделяют "русскость" и "российскости" (между тем, об этом разделении великолепно написал академик О. Н. Трубачев). Вряд ли это относится к представителям нерусских народов, которые, что очень правильно, не хотят терять своей этнической, народной самости, растворяясь в аморфной "российской нации". Нет, тут разговор должен, скорее всего, идти именно о русских, для которых ближе всего западное понимание нации, которая определяется через гражданство.

Удивляться тут особенно нечему, капиталистическое развитие как раз и предполагает усиление гражданственности в ущерб народности (этничности). Народ, в традиционном понимании, это община родственников. А родственникам как-то неудобно эксплуатировать друг друга и, вообще, вступать друг с другом в формально-правовые, по преимуществу, отношения. Но капитализм без этого не может, поэтому он предполагает полный или частичный отказ от этничности. Это очень удобно для разного рода воротил - частных и государственных (которых нельзя путать с национально мыслящими предпринимателями). Можно особенно не заботиться о своих бедняках - они ведь не родные. Если хотят жить хорошо, то пусть научатся вертеться и быть хоть маленькими, но буржуа. (Кстати, слово "гражданин" происходит от слов "град, город". Также, как и слово буржуа - от слова "бург".) Нет - пусть скажут спасибо, что не дохнут с голода.

Естественно, этот отказ от этнической солидарности всегда подается в красивой "патриотической" обертке. Людям внушается мысль о том, что все граждане должны составлять единую общность, сплоченную перед лицом разных внутренних и внешних вызовов. И под эти самые разговоры о гражданском единстве идет планомерная унификация всех этносов и социальных групп, которым хотят навязать одну и ту же этику буржуазности. Следующей, и последней, ступенью этой унификации будет демонтаж уже "национальных" буржуазных государств - в пользу "единого мирового гражданства".

Справедливости ради надо сказать, что элементы гражданского "национализма" возникли еще в советский период. Тогда народам СССР попытались навязать "новую историческую общность - советский народ". Здесь идентификацию тоже предлагали строить по принципу гражданственности. Гражданин Союза рассматривался как, прежде всего, советский человек и лишь во вторую очередь, как русский, грузин или туркмен.

Такой подход очень близок к западному (особенно, американскому), что кажется странным только на первый, весьма поверхностный взгляд. Советский коммунизм имел очень много общего с западным капитализмом - хотя бы уже тем, что и тот, и другой основывались на экономическом детерминизме. И советизм тоже эксплуатировал своих граждан, рассматривая их в качестве некоего материала для своих материалистических проектов. Коммунистам, также, как и капиталистам, не нужны этнические общины с их "архаичной" самобытностью. Им всегда нужны только граждане, у которых предельно ослаблено этническое самосознание. Такими гражданами очень удобно манипулировать.

Итак, внутри русской нации можно выделить два типа отношений к русскому и российскому. В первом случае имеет место быть традиционное отношение к русским как к отдельной нации, которая является государствообразующим народом. Во втором же случае мы сталкиваемся с вестеринизированным и модернистским взглядом на национальность, определяемую через гражданство. И приверженцы этих подходов могут вступить друг с другом в серьезное противостояние.

Это, конечно же, было бы очень нежелательным развитием событий. Свары внутри нации никогда не выгодны ей самой. И междоусобная борьба русских только усилит разного рода транснациональные структуры, которые, по большему счету, враждебны всем нациям. Поэтому в данном вопросе (как, впрочем, и во всех других) крайне необходимы - железная выдержка и высокая политическая культура. А также - серьезная идейно-политическая работа со всеми группами и слоями русской нации.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=30241&sq=19&crypt=
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Елисеев
Кошмар победителей
Как начался «большой террор»
30.01.2024
В ожидании Голема
О книге «Трансгуманизм: цифровой левиафан и голем-цивилизация»
25.08.2021
Империя и Зола
О новом диске Виталия Аверьянова «Империя зла»
19.01.2021
Противоречивый НЭП
Как в Советской России временно ввели капитализм
21.03.2016
Все статьи Александр Елисеев
Последние комментарии