itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Опасность исламизации и этнизации общества на Юге России

0
267
Время на чтение 5 минут
Современное исламское движение на Северном Кавказе, представленное целым рядом организаций, весьма неоднородно. Их исламский религиозно-политический характер нередко является номинальным, а их действительные интересы лежит в сфере борьбы региональных правящих групп.

Главную роль в мусульманском движении на Северном Кавказе играет традиционный ислам, а его основным оппонентом выступает радикальный ислам, получивший не вполне точное определение "ваххабизм". Незавершенный процесс организационного сплочения традиционалистов, а также их постоянная борьба с исламистами-радикалами, объективно ослабляют их позиции.

В этой ситуации область влияния традиционного ислама на Юге России, помимо исламизма (радикального ислама), пытаются захватить околоисламские (квазиисламские) организации, большинство которых, строго говоря, мусульманскими не являются. Среди них - "исламские", национальные (националистические) партии и движения, в том числе "Исламская партия возрождения" (ИПВ), "Истинные патриоты России" (ИПР), "Союз мусульман России" (СМР), общероссийские общественно-политические движения "Нур" и "Рефах", общероссийский общественно-политический блок "Меджлис" и другие.

"Исламская партия возрождения" была создана в июле 1990 г. на учредительном съезде ИПВ в Астрахани. Уже в январе 1991 г. в Махачкале (Дагестан) была образована северокавказская секция ИПВ. В последующем на организационной и идеологической базе ИПВ, активно развивавшей внешние связи, стали формироваться и другие исламские структуры. Особенно этот процесс характерен для наиболее исламизированной республики Северного Кавказа - Дагестана. Еще в сентябре 1990 г. в Махачкале состоялся учредительный съезд Исламской демократической партии (ИДП), затем преобразованной в Исламскую партию Дагестана (ИПД). ИПД - кадровая партия, ее сторонники собираются на свои форумы лишь по мере необходимости.

Идеология Исламской партии Дагестана, как и большинства других аналогичных исламских структур, весьма эклектична. В ней присутствуют исламские, демократические, социалистические и иные лозунги. "ИПД будет всемерно поддерживать проведение реформ, направленных на обеспечение конституционного права каждого на частную собственность, объявленную в Исламе священной, формирование многоукладной экономики, сочетающей различные формы собственности, - подчеркивает лидер партии С.Х. Асиятилов, - но выступает против установления капиталистического способа производства и потребления, противоречащего сути и содержанию социально-ориентированной исламской экономики..."1.

Во время выборов в Государственную Думу в 1995 г. особую активность проявили такие организации, как общероссийское общественно-политическое движение "Союз мусульман России" (СМР) и общероссийское мусульманское общественное движение "Нур". Депутатом Госдумы от "Союза мусульман России" на дополнительных выборах в 1997 г. по Махачкалинскому избирательному округу был избран дагестанец Надиршах Хачилаев, получивший известность в период чеченской войны 1994 - 1996 гг.

В последующем некоторые исламские организации трансформировались в политические партии. Так, лидеры движения "Нур" Раджабов, Яруллин и Садыков создали "Исламскую партию России" (ИПР). Однако, ИПР не прошла перерегистрацию, и на ее основе были созданы две новые исламские партии - "Партия справедливости и развития России" (ПСРР) и "Истинные патриоты России" (ИПР). Обе партии, ратующие за "третий путь", возглавляют дагестанцы - отец и сын М. Раджабов и З. Раджабов. "Помимо коммунистической, либеральной и прочих существует еще одна идеология, ниспосланная Всевышним и основанная на Божественных законах, - говорит М. Раджабов, - именно эта идеология "третьего пути" взята за идеологическую основу обеих партий"2.

Партия "Истинные патриоты России" на выборах в Государственную Думу в 2002 г. выдвинула свой список кандидатов, но не смогла преодолеть 5-процентный барьер. Даже в Дагестане она собрала тогда всего 3,8% голосов. Однако, к концу 2006 г. активность М. Раджабова вновь стала возрастать. Это напрямую связано с предстоящими в марте 2007 г. в Дагестане выборами в Народное Собрание (Парламент). В ноябре 2006 г. по республиканскому телевидению уже дважды прозвучали выступления М. Раджабова, в которых он призывал дагестанцев голосовать только за его партию. Известно, что Раджабов-отец тесно связан с шейхом Саидом Афанди Черкейским, имеющий большой авторитет среди верующих мусульман республики (особенно аварцев). Партия вполне может опереться также на поддержку жителей нагорной части Дагестана.

В поддержку национальных (националистических) требований выступали или выступают "Конгресс народов Кавказа" (КНК), "Общенациональный конгресс чеченского народа" (ОКЧН), "Международная черкесская ассоциация" (МЧА), "Конгресс кабардинского народа" (ККН), "Национальный совет балкарского народа" (НСБН), "Демократический джамагат", "Бирлик", "Тенглик" и многие другие, активно использующие исламскую символику. В период кризиса и распада СССР, используя рост социально-политической напряженности в стране, эти структуры не раз оказывали ощутимое давление на республиканские власти, причем исламские лозунги вкупе с призывами к этническому (национальному) возрождению служили, как правило, прикрытием корпоративных и сепаратистских интересов. Ярчайшим примером этого стала Чечня, где политизация этноса достигла высшего уровня.

К середине 90-х гг. ХХ в. многие национальные организации в регионе трансформировались в откровенные националистические, отчего их социальная база сузилась, наметились тенденции частичной деполитизации этничности и перемещения конфликтного потенциала с регионального на локальный уровень. Однако, придать этим тенденциям долговременный характер не удалось. В последнее время поступают сигналы о том, что роль этнической мобилизации на Северном Кавказе возрастает, а временно локализованные конфликты могут приобрести региональный размах. Вновь, как перед распадом СССР, наблюдается возрастающая политическая активность национальных движений аварцев, кумыков, лезгин (Республика Дагестан), абазин, черкесов (Карачаево-Черкесская Республика), балкарцев (Кабардино-Балкарская Республика), ногайцев (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край), выдвигающих требования создания национальных административно-территориальных образований.

Сложно развивается политический процесс в "самой спокойной" республике региона - Адыгее. Адыгские общественные организации стремятся вывести на международный уровень полемику вокруг идеи объединения Республики Адыгея с Краснодарским краем. Сейчас в Адыгее националистические силы отрабатывают модель политического давления на федеральный центр в ситуации конфликта между интересами властей РФ и местных властных элит.

Опасность дальнейшей этнизации и исламизации общества и политики на Северном Кавказе вполне реальна. Значительных усилий по мобилизации больших групп людей на участие в открытых конфликтах сейчас не требуется. Любой мелкий бытовой конфликт может быстро перерасти в межнациональное противостояние с применением насилия. Властям необходимо очень внимательно следить за условиями жизни людей на местах, их настроениями. Необходим серьезный этносоциальной и этнополитический мониторинг, отслеживание динамики протестных настроений, выявление очагов роста напряжённости.

Общество и государство на Юге России стоят перед вызовом новой эскалации напряжённости. Нельзя считать окончательно урегулированными и разрешенными чеченский и осетино-ингушский конфликты - в их недрах происходят изменения, которые могут снова взорвать ситуацию. Возникают и новые очаги открытого межэтнического противостояния, наиболее опасный из них - в Дагестане. Высокий потенциал межэтнической напряженности существует в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, то есть практически по всей территории Южного федерального округа. И везде в этих процессах присутствует "исламский фактор", активно взаимодействующий с национальными (националистическими) элементами. Вопрос опасной исламизации и этнизации общественных процессов на Юге России вновь выдвигается в повестку дня.



1 Асиятилов С.Х. Спасение Дагестана в исламе. Махачкала, 1989. С. 8-9.

2 Раджабов М. Мы предлагаем российскому народу объединиться в партии, опирающиеся на самую современную идеологию // Истинный путь. 2003. август. С. 10.


http://www.fondsk.ru/article.php?id=480

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Добаев
Все статьи Игорь Добаев
Последние комментарии