itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Отец Паисий

0
125
Время на чтение 3 минуты
Благодаря отцу В. я познакомился с одни из наиболее известных современных греческих старцев - отцом Паисием. К сожалению, в памяти осталось очень мало от этой встречи. Постараюсь вспомнить всё по порядку.

В один из дней (это был мой третий визит на Афон - в июне 1984 года) отец В. предложил мне пойти к отцу Паисию. Я согласился с радостью, но не без трепета. Когда мы шли вдвоём по направлению к келье подвижника, мой трепет усиливался, в голову лезли мысли: "Приблизимся мы к нему, он глянет на меня и грозно скажет: 'Зачем сюда привели этого неисправимого грешника? Гоните его отсюда!'"

Мы подошли к маленькому белому домику на пригорке, обнесённому высокой оградой. На калитке висел замок. От двери дома до калитки была протянута проволока. Отец В. позвонил в колокольчик. Очевидно кто-то нас из окна увидел, так как из двери высунулась рука и повесила на проволоку ключ, который тут же, повинуясь закону тяготения, съехал вниз, к калитке. Мой спутник отпер замок, и мы вошли. Поднялись на пригорок и сели на скамеечку, сбоку от двери. Почти сразу же к нам вышел хозяин - невысокий, сухонький монах с курчавой, седоватой бородой. Одет он был в типичный для Афона выгоревший на солнце холщовый застиранный подрясник, давно утративший свой первоначальный чёрный цвет, и в безрукавку поверх него. Я поразился, что отец Паисий совсем не выглядел глубоким стариком. Ласково улыбаясь, он приветствовал нас. Взгляд у него был, я даже сказал бы, застенчивым. В руках старец держал поднос с сокращенным вариантом типичного афонского угощения - двумя стаканами прохладной воды и кусочками рахат-лукума.

Отец В. рассказал отцу Паисию обо мне. Услышав, что я из России, батюшка обрадовался, сказав, что его старец был русским и что он всегда счастлив слышать об обращении к Богу молодёжи из атеистических семей - это доказывает, что вера в России возродится, и н всегда молится об этом.

Сейчас я почти забыл весь свой греческий - практики нет, но тогда худо-бедно мог объясниться и почти всё понимал. Конечно, помогало то, что я несколько лет подряд проводил по месяцу в греческой среде. Так что разговор я старался вести на греческом, время от времени прибегая к помощи отца В. Но это сыграло и свою отрицательную роль: я слишком концентрировался на языке и поэтому большая часть содержания беседы вскоре оказалась почти стёртой из моей памяти, хотя сама беседа была довольно долгой - я говорил с отцом Паисием около сорока минут, а затем ещё около часа сидел в сторонке и ждал, пока отец В. получит от батюшки ответы на все свои вопросы. Впрочем, никаких особенно сложных вопросов я не задавал: говорили мы о вещах вполне обыденных, как я сказал бы сейчас - базовых.

В числе прочего я спросил у старца его мнение о том, становиться ли мне монахом или продолжать искать супругу. Он ответил, что не может решить это за меня, но что решение я должен принимать поскорее. "Вот сколько вам лет?" - спросил он. Я ответил, что двадцать девять. "Лучше принять решение до тридцати, - сказал старец. - Чем позже, тем сложнее будет и принимать решение, и затем придерживаться его. В тридцать один год человеку нужен один сильный толчок (и тут старец, улыбаясь, довольно сильно подпихнул меня так, что я чуть не слетел со скамейки), чтобы его подвигнуть в правильном направлении, в тридцать два - два толчка, в тридцать три - три и т. д.

Женился я только в тридцать семь лет...

В ответ на ещё один мой вопрос (не помню какой) батюшка пошутил о состоянии своих зубов, действительно имевших далеко не лучший вид - наверное он никогда не ходил к дантисту. Когда мы встали, чтобы проститься, старец зашёл в свою келью и вынес оттуда небольшие четки (в тридцать три зерна) собственной вязки. Несколько лет я не расставался с ними, но потом, к большому моему горю, они потерялись в одном из путешествий. Может быть, на то была воля Божия.

Когда мы спустились к калитке, то увидели там человек десять разновозрастных паломников-греков, терпеливо ждавших, не пожелает ли отец Паисий их принять.

И это, в общем-то, всё, что я могу припомнить о встрече с отцом Паисием. Намного яснее, чем содержание разговора, в памяти держится ощущение от него - радость, свет и тепло. Белая стена кельи, залитый солнцем пригорок, пряный запах трав и улыбающееся, полное любви и участия лицо старца.

Опубликовано в книге А. Дворкин Афонские рассказы. М., 2006

http://www.pravmir.ru/article_1584.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дворкин
Все статьи Александр Дворкин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30