Мы даем детям свободу

Основы православной культуры 
0
120
Время на чтение 4 минуты
В свете дискуссии вокруг предмета "Основы православной культуры", которая продолжается не один год, не теряя своей актуальности, а, напротив, приобретая все больший резонанс в современном российском обществе, мы публикуем интервью с автором историко-культурологической программы "История религиозной культуры" и учебника "Основы православной культуры" Аллой Валентиновной Бородиной.

- Алла Валентиновна, как давно Вы задумали этот курс?

- Уже более 10-12 лет назад. Над методикой, содержанием я работаю до сих пор, но замысел, родился именно тогда. За этим трудом стоит определенный религиозный опыт, социальные, политические события, которые мы наблюдали в начале 90-х годов. Если в советское время мы воспитывались в духе закона, в духе морали, авторитета государственной идеи, ценностей, общенародных ценностей, то в то страшное перестроечное время мы увидели полный крах ценностей. Я поняла, что если сам народ не будет заботиться о своих детях, то перспективы наши - это исчезновение русского народа и его культуры.

- Что Вы брали за основу для Вашего курса?

- Я не сказала бы, что я что-то брала за основу - тогда ничего не было, какие-то программы вызывали то смех, то недоумение у специалистов, у чиновников в департаменте образования. Я стала создавать свою программу, и с самого начала становилось понятным, что это должно быть историко-культурологическое образование, где в основе - формирование культуры народа. Культурологический материал идет как иллюстрация этой глубины.

- Ваш курс задумывался как "обязательный" с самого начала?

- Да, он задумывался, как учебный курс. По поводу термина "обязательный". Учебный курс обычно включен в сетку часов. Если сегодня родители не хотят, чтобы дети изучали тот или иной предмет, дети могут не посещать его. Мы рекомендуем поставить этот урок в сетке часов последним или первым, чтобы была возможность отказаться от посещения этих занятий.

- Во время круглого стола отец Максим Козлов в РИА Новости говорил, что важно разработать механизмы, установить контроль, которые позволили бы этот курс преподнести так, чтобы не возникло перегибов, конфессиональных противопоставлений...

- Я об этом много думала. И разрабатывая этот курс, мы старались сохранить свободу. Я считаю, что свобода - это есть во многом гарантия качества.

И очень важно для нашего курса соблюдение свободы выбора.

- А в чем заключается эта свобода?

- Я учителям говорю: не пытайтесь быть духовным наставником в том смысле, как это практикуется в церкви, вы не духовник, вы - учитель. Это тоже очень высокий уровень, но не надо пытаться выстроить всех вокруг себя. Мы должны дать свободу ребенку, но при этом ориентировать на ценности. Мы знакомим ребенка с культурой, но оставляем ему возможность самому решать, в какой традиции он будет жить. Конечно мы будем безмерно рады, если он выберет в конце концов православную традицию, придет к воцерковлению. Но мы боимся воспитывать в детях фарисейство. Наша концепция как раз позволяет выдержать все в норме. И конечно, мы ориентируемся на то, что миссия русского человека - сохранить православие, традиции, т. е. то что дорого для народа. Наши учебники хорошо раскрывают понятие культуры. К примеру, они рассказывают о памятниках Александру Невскому, Серафиму Саровскому, Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину, - людей, которые своей жизнью явили пример высокой духовности. Дети становятся причастны этому знанию, и сами делают выводы.

Мы также позаботились о том, чтобы лексика ребенка, при работе с учебником, расширилась и стала включать исторические, культурологические, духовные слова-термины.

- Алла Валентиновна, а почему Вы не назвали свой курс просто - История русской культуры?

- Это в содержании есть, зачем это нужно? У меня программа называется - История религиозных культур.

- То есть история религиозных культур - это и есть та самая огромная программа, в которую входит курс "Основы православной культуры"?

- Основы православной культуры родились в рамках этой программы, как отдельный курс, и теоретически, я это тоже понимала, что самым востребованным будут разделы, которые будут касаться именно "Основ православной культуры". И так было все подтверждено на практике. Как только вышел первый учебник "Основ православной культуры", стал формироваться социальный заказ.

Вообще, сам учебник рассчитан только на 1 год и соответствует пятому разделу программы, это 36 часов, 36 уроков.

- А на какой возраст рассчитан этот учебник?

- Раздел для первого года обучения, т. е. для 6-го класса, включает в себя "начальный минимум". Потом дети переходят уже к другим разделам программы История религиозных культур. Если преподавание предмета начинается в 11 классе, мы все равно рекомендуем использовать упомянутый учебник, потому что несмотря на то, что к этому возрасту у детей появляется некая конфессиональная картина мира - "начальный минимум" надо освоить обязательно.

- Алла Валентиновна, а кого Вы видите в качестве преподавателей этого курса?

- Я считаю, что преподавать этот курс должен учитель. В начальной школе - это учитель начальных классов. Оптимальный вариант, если это тот учитель, который ведет русский, чтение, математику, то есть все основные предметы. Это может быть учитель искусства и "Основ православной культуры". Обязательно должен быть какой-то предмет базовый (желательно даже чтобы не один), чтобы содержание курса "Основы православной культуры", могли быть использованы для повышения качества преподавания базового предмета.

- Какой должна быть, по-вашему, подготовка преподавателей?

- Учитель "Основ православной культуры" должен быть квалифицированным специалистом и, желательно, с опытом работы. Но полноты образования должны быть особые курсы для учителей: краткосрочные курсы на 72 часа, как минимум. Причем с этой задачей подготовки педагогов на курсах повышения квалификации не справиться только светская система образования, нужно, чтобы были преподаватели со стороны Церкви. Наш курс, как минимум, позволяет увидеть, как можно полноценно, качественно изучать православную культуру, в рамках литературы, искусства, мировой культуры.

- Должны ли преподаватели быть верующими, воцерковленными?

- Я бы не выдвигала таких требований. По закону преподавать может человек любого вероисповедания. Но неправославный не будет заниматься ОПК. Возможно через соприкосновение с предметом он сам начнет расти, понимать, осознавать. Если учителю тема Православия совсем не близка, я с трудом представляю, как он будет преподавать этот предмет.

Беседовала Елена Душка

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=3186
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Бородина
Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного уровней образования в рамках ФГОС
Выступление на секции «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (28.01.2019 г., Храм Христа Спасителя)
03.02.2019
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
04.02.2018
Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
07.02.2017
«Сделать духовно-нравственное воспитание подлинно евангельским...»
Выступление на семинаре «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно-нравственной личности обучающегося» XV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений (Обнинск, 26 февраля 2014 года)
06.03.2014
Все статьи Алла Бородина
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16