Духовный учитель Якутии

Завещание великого просветителя

0
400
Время на чтение 5 минут
Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон (1906-2005) был не просто писателем, драматургом, музееведом. Нет, для якутского народа он стал одновременно продолжателем и дела Ломоносова и дела святителя Иннокентия, митрополита Московского. Суорун Омоллоон - истинный духовный учитель Якутии. Дожив почти до ста лет, он стал деятельным участником событий нового XXI века.

Счастлив тот народ, который любит своих стариков. Счастлив тот народ, который помнит и чтит своих стариков. Ведь у каждого народа были и есть свои великие старики - мудрецы, учителя, те, кто помогал и помогает народу осознать свое место в истории, напоминает народу о его предназначении, сдерживает недоброе, но учит добру... Таким великим стариком, учителем, мудрецом якутского народа был Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон.

Мне повезло. Я был знаком с Дмитрием Кононовичем в последние годы его жизни, вкусил сладость его мудрости в наших пусть и недолгих, но очень содержательных беседах. И теперь хочу рассказать и вам об этом удивительном человеке.

Дмитрий Кононович родился 14 сентября 1906 года. Учился в Якутском педагогическом техникуме, затем работал артистом и руководителем национальной труппы в Русском народном театре Якутска, заведовал сектором языка и письменности Института языка и культуры Якутии.

В литературу Суорун Омоллоон вступил как прозаик и драматург в начале 30-х годов XX столетия.

В основе его творчества - мощный пласт народной якутской культуры. Суорун Омоллоон писал: "В детстве я, как и многие сверстники, был воспитан на сказках и на эпосе - олонхо родного народа... Я много раз слушал олонхо, исполняемые самыми разнообразными, лирическими или глубоко трагическими песнями, речитативами и всегда получал неописуемое удовольствие".

Тогда же, в детстве, Суорун Омоллоон встретился с русской культурой, ставшей другим истоком его творчества: "На 13-й версте (верстами Сивцев образно именовал годы своей жизни) мне в руки дали букварь. Дал мне его русский Сергей Иванович Прокопьев. А в букваре-то были картинки великих русских художников, сочинения гениев русского народа Толстого и Пушкина. И Сергей Иванович, не жалея своего труда, научил меня, несмышленого якутенка, написать свое имя: Дмитрий Сивцев...".

Вклад Суоруна Омоллоона в развитие национальной якутской культуры трудно переоценить. Его пьеса "Кузнец Кюкюр" (1932) считается лучшим произведением якутской драматургии. По его либретто поставлена первая опера на якутском языке "Нюргун Боотур" (по мотивам народного эпоса-олонхо), а также первый национальный балет "Полевой цветок". Он стал соавтором якутского "Букваря", по которому до сих пор учатся в школе. Он - автор множества книг прозы и публицистики на русском и якутском языках.

Уже в 1934 году 28-летний Суорун Омоллоон был принят в члены только что созданного Союза писателей СССР. И с тех пор его труды на ниве развития отечественной литературы и культуры были отмечены многими высокими званиями: Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР, народный писатель Якутии, лауреат Государственных премий Республики Саха-Якутия, академик Академии духовности РС(Я), лауреат Большой Литературной премии России, член Высшего Творческого Совета Союза писателей России.

Впрочем, не все в судьбе Суоруна Омоллоона было радостно и гладко. В 1950-е годы, как и многие другие якутские писатели, он был арестован.

Однако позднее вспоминал свои тюремные дни даже с юмором: "Людей в камере было очень много, все нары заняты, и нас клали прямо под нарами. Клопов там было море! Следователь попался интеллигентный, он меня не бил..." А когда с разрешения бывшего арестанта кинодокументалисты просмотрели дело Суоруна Омоллоона в архивах КГБ-ФСБ (Дмитрий Кононович сказал киношникам: "Посмотрите, потом расскажете. Я ведь сам этого дела не видел"), то подтвердили, что во время допросов он вел себя очень достойно, нигде не покривил душой. Протоколы допросов Суоруна Омоллоона в точности совпали с его рассказами.

Сухонький в свои пожилые годы, маленького росточка, Дмитрий Кононович Сивцев удивлял окружающих какой-то неимоверной энергией. Он постоянно носился с какой-нибудь идеей, с новым проектом и других людей увлекал своими идеями и проектами. Так, по его инициативе были созданы несколько литературных музеев, в том числе музей "Якутской политической ссылки" в Черкехе, Ленский историко-архитектурный музей-заповедник "Дружба", Ытык-Кюельский литературно-художественный музей-заповедник "Таатта". В этих музеях стараниями Суоруна Омоллоона собраны поистине волшебные деревянные города из изб и построек якутских и русских крестьян, из острожных башен, могучих амбаров, из крепких крепостных стен. Дмитрий Кононович по-хозяйски заботился о музеях, разбросанных по якутской тайге. И незадолго до смерти он вновь объехал свои музейные "владения", проверял, где и что не так, намечал ремонтные работы...

Будучи православным человеком, он и свой народ учил любви к православной вере.

И, наверное, самым великим делом всей его жизни можно назвать участие в литературном редактировании книги "Санга кэстыл" (2004 г.) - Нового Завета на якутском языке. Именно этой работе Суорун Омоллоон посвятил последние годы жизни.

Дмитрий Кононович огромное значение придавал укреплению православной веры в Якутии. Особенно жестко он относился к ставшему в 1990-е годы модным в среде якутской интеллигенции язычеству, шаманизму. Дмитрий Кононович в многочисленных статьях и выступлениях резко осуждал эти языческие увлечения, считая их тягой к первобытному варварству. И наоборот, именно в христианстве видел единственно возможный путь к национальному возрождению. В одной из статей он напоминал: "Христианский идеал, внесенный в языческую среду, очеловечивает ее". А в статье "Корневая культура и шаманизм" (1999 г.) писал: "130 лет назад Якутия впервые обрела свой суверенитет, и это был духовный суверенитет. Именно тогда образовалась самостоятельная Якутская епархия благодаря многолетнему труду русского священника Иннокентия Вениаминова, сумевшего убедить царя и церковное начальство, что "Якутия - это особый мир". В ту пору мы стали в один ряд со всеми политически значимыми народами мира. Терять это завоевание сегодня - по меньшей мере, легкомысленно..."

И совсем неслучайно в центре каждого устроенного им музея обязательно стоит деревянный православный храм.

В 2000 году, когда Суорун Омоллоон привез нас в музей-заповедник "Таатта", я сам видел, как якутские детишки под водительством православного священника впервые познавали в храмовых стенах истину Закона Божия.

Дмитрий Кононович Сивцев оставил якутскому народу немало заветов. А одним из самых главных был такой: "Не ищите опор на стороне. Они в нас, в наших народах, в великой дружбе с Россией. Это наше счастье, что у нас одна Вера, Вера Православная... В русской же литературе наша опора - это Пушкин, Достоевский, Шолохов. Русская литература - это наша литература, вместе мы богаче..."

Суорун Омоллоон любил Россию, и его любила вся Россия.

Поэтому в октябре 2006 года в дни празднования столетнего юбилея великого якутского писателя в делегации Союза писателей России, прибывшей в Якутию по приглашению президента Республики Штырова, были представители из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Краснодара, Саратова, Калуги, Иванова, Ельца, Башкортостана, Дагестана, Кабардино-Балкарии. А в одновременно проводившейся научной конференции, посвященной творчеству Сивцева, участвовали ученые из Центральной России, из Сибири, Бурятии, Тувы, Горного Алтая.

Писатели России были поражены редким по нашим временам отношением руководства Республики Саха-Якутии, всего якутского народа к слову, к литературе, к культуре. Оценили писатели и тот факт, что многонациональная Якутия показывает всей России пример братских взаимоотношений различных народов. Во всем этом - исполнение заветов Дмитрия Кононовича Сивцева.

В Якутии очень бережно и даже трогательно относятся к памяти национальных гениев. В институтах, университетах, в библиотеках, школах, даже в торговых центрах, везде мы видели портреты якутских писателей, цитаты из их сочинений, их афористичные изречения. А еще светочам якутской литературы ставятся прекрасные памятники. Вот и Суоруну Омоллоону готовится памятник в Якутске, а на месте его захоронения на родовом кладбище, рядом с могилами отца и матери, над его надгробием уже стоит прекрасная деревянная часовня.

http://stoletie.ru/territoria/061219150046.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Перевезенцев
Государство-цивилизация, Святая Русь
– революция в доктринальных документах, новации в образовании 
02.09.2023
Шведские сказки о диких славянах и настоящая
история: объективный научный взгляд на прошлое России
24.03.2023
Все статьи Сергей Перевезенцев
Последние комментарии