itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Закон о кощунстве: взгляд религиоведа

0
151
Время на чтение 4 минуты
Ныне момент действительно критический, и в защите традиционные конфессии нуждаются. Прежде всего - Русская Православная Церковь. Будучи на первом месте по числу своих членов, она и на первом печальном месте по количеству убитых священнослужителей, оскверненных и ограбленных храмов, оскорбленных святынь

Как бы кто не судил, межрелигиозный мир - одна из основных скреп единства России. А исторический опыт учит тому, что выстраивание нормальных межрелигиозных отношений - всегда сфера деятельности государства. Хорошо, если общество само способно регулировать себя. Но со времен первобытности такого не бывало. Административное вмешательство в религиозную сферу в критические моменты не только оправданно, но и необходимо - даже если не вести речь о введении государственной религии. Только направлено это вмешательство должно быть не на управление религией, а на регулирование межконфессиональных отношений, на защиту прав традиционных религиозных групп. А ныне момент действительно критический, и в защите они нуждаются. Прежде всего - самая крупная конфессиональная организация страны, Русская Православная Церковь. Будучи на первом месте по числу своих членов, она и на первом печальном месте по количеству убитых священнослужителей, оскверненных и ограбленных храмов, оскорбленных святынь. То, что счет не идет сейчас на тысячи, не значит, что проблема не остра и что ее не существует. Каждое деяние антирелигиозных преступников и кощунников отдается болью в сердцах десятков миллионов верующих.

С этой точки зрения действительно необходим специальный закон об ужесточении ответственности за оскорбление религиозных и этических чувств ("о кощунстве"). Подобная идея периодически всплывает и в массовом, и в политическом сознании. В последнее время словосочетание упоминается все чаще - и в православной, и, например, в мусульманской среде. Это объяснимо и в большинстве случаев оправданно. Однако ясно и то, что закон не должен готовиться без участия самих конфессий и знакомых с ними изнутри специалистов, келейно. Иначе он может оказаться чрезвычайно расширенным по сфере действия, поставив под удар сами традиционные религии, либо излишне узким, не меняющим ничего в реальности. Что же должно подпасть под его действие, исходя из исторических традиций понимания "кощунства" и нашей повседневной реальности?

Первая категория деяний, являющихся кощунством - это уголовные преступления, и ныне карающиеся законом. Закон должен ужесточить ответственность за них и повлечь соответствующие изменения в УК. К этой категории следовало бы отнести: преступления против личности служителей культа, вандализм по отношению к культовым зданиям, кладбищам, памятникам и символам культа, ограбления храмовых зданий, призывы к насилию по религиозному признаку, публичное осквернение религиозных символов. Такие действия должны квалифицироваться как кощунство, независимо от их мотивов, по самому своему факту. Конкретные меры ужесточения, очевидно, должны разрабатывать юристы. Однако нельзя не отметить, что условные и "зачетные" наказания по подобным преступлениям, амнистии в зале суда, освобождения по "невменяемости" даже без принудительного лечения могут вызывать крайнее возмущение. При назначении наказаний по таким делам, очевидно, следует учитывать их крайнюю общественную опасность. По сути, преступления, связанные с кощунством, ничем не отличаются по своей провоцирующей силе от терроризма.

Вторая категория - более сложная с точки зрения определения. Часть входящих в нее деяний ныне карается (точнее, их пытаются карать) по статье "разжигание религиозной розни". Не всегда это получается, поскольку, строго говоря, совершающие их люди ничего в открытую не "разжигают", ни к чему не "подстрекают". Сюда можно отнести публичные оскорбления в адрес той или иной религии, священных для нее догматов, имен, понятий, символов. Далее - оскорбления или клевету в адрес конфессии, конфессиональной организации. Сюда же можно отнести религиозное самозванчество - необоснованное "присваивание" "новыми религиозными движениями" и отдельными лицами священных для других религий имен и символов. Дела по этой категории могут быть квалифицированы как дела о кощунстве только самими потерпевшими религиозными организациями. Соответственно, возбуждаться они должны по их заявлениям. С другой стороны, само такое заявление, конечно, не предрешает исход дела. Во всех подобных случаях ситуация должна тщательно расследоваться.

Столь же важно выделить и те деяния, которые не должны ни под каким видом подпадать под действие закона. Иначе он сам превратится в провоцирующую силу. Во-первых, под действие закона не должны подпадать издание, воспроизведение, цитирование исторических источников, священных и богослужебных текстов. Во-вторых - факты корректной и аргументированной межрелигиозной полемики. Причины этого вполне понятны и не нуждаются в подробных разъяснениях. Однако под действие закона (по второй категории) должны подпадать вырванные из общего контекста публикации фрагментов религиозно-полемических текстов в СМИ. Подобнее публикации, как правило, и являются сознательными провокациями. Ответственность, разумеется, несет не подвергшийся искажению первоисточник, а медийный публикатор. В-третьих, наконец, под действие закона не должны автоматически подпадать обращения граждан в органы государственной власти с просьбой рассмотреть деятельность той или иной религиозной организации. Подобные обращения должны рассматриваться в установленном законом порядке.

Что даст закон? Очевидно, он заставит многих ответственнее относиться к своим словам и поступкам. Он покажет, что государство стоит на страже межрелигиозного мира. Традиционные для России религии, прежде всего, Православие, обретут более надежную защиту от кощунников. С другой стороны, большая ответственность и взвешенность не повредит никому. Чем убедительнее и спокойнее звучит та или иная полемическая точка зрения, тем большее число реально влияющих на что-то людей она убеждает.

Но достаточно ли только "закона о кощунстве". Едва ли. Это должен быть лишь один из первых шагов на пути общей перестройки политики в религиозно-культурной сфере. Необходимый для такой переориентации справочный материал и государству, и экспертному сообществу может предоставить Всероссийская перепись населения. Высказанная Церковью и поддержанная рядом ведущих религиоведов идея ввести в опросник переписи вопрос об исповедании заслуживает скорейшего проведения в жизнь. Это покончит, думается, с некоторыми иллюзиями относительно религиозной карты России. Выявление подлинных религиозных предпочтений населения - хорошая основа для выстраивания государственного курса на будущее.

http://www.pravaya.ru/column/10218

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеев
Последняя черта
Приговор династии Годуновых
30.05.2011
Пепел в сердцах. За что погибли отец Андрей и его семья
В Тверской области сгорела семья священника Андрея Николаева
14.12.2006
Все статьи Сергей Алексеев
Последние комментарии