Чтобы простил самый главный Врач или Как не надо исповедоваться

0
256
Время на чтение 4 минуты

"Правильная Исповедь" - это неправильно

"Батюшка, а как правильно исповедоваться"? Этот вопрос можно услышать не только от людей, ничего не знающих о православной вере, но нередко и от прихожан, которые ходят в храм и исповедуются уже с десяток лет.

Прежде всего хотелось бы слово "правильно" поставить в кавычки, потому что словосочетание "правильная Исповедь" создаёт иллюзию, что существует некий шаблон для покаяния. Думаю, лучше всего объяснить, как "правильно" исповедоваться, можно апофатически, т.е. через объяснение того, как этого делать НЕ нужно. Но сначала скажем немного о сути этого Таинства.

"Удобно же вы, верующие, устроились: нагрешишь, нагрешишь, а потом - покаешься, и можно дальше грешить!" Такое мне приходилось слышать не раз и не два. А вот другое распространённое мнение: "Я могу и дома покаяться, зачем мне ещё к попу идти, он сам грешный".

К сожалению, для большинства людей (даже воцерковлённых) Исповедь - это когда грехи прощают, и больше ничего. Но дело в том, что православное богословие понимает грех не как преступление, которое требует амнистии, а как заболевание, которое нужно лечить. Любой грех, любая страсть - это болезнь, которая терзает человека, мучает его, мешает жить счастливо и полноценно, хотя сам "больной" часто не может понять причину своих страданий. А теперь представьте: человек с язвой желудка после долгих мучений и попыток самолечения наконец-то приходит к врачу и говорит: "Доктор, желудок болит, помогите, погибаю". А доктор ему в ответ: "Ну ладно, иди домой, я на тебя не сержусь за то, что ты язву заработал". Бред? Но точно так же будет выглядеть ситуация, когда на Исповедь придёт, например, запойный пьяница и скажет: "Господи, я из-за этого пьянства окаянного всё потерял: работу, семью, квартиру, облик человеческий, помоги мне, у меня у самого не хватает сил бросить". А священник ему скажет: "Ну, иди, Бог тебя простил".

Суть Исповеди как раз в том, что в этом Таинстве грехи не просто прощаются, а ВРАЧУЮТСЯ. Каяться можно (и нужно!) и дома, но исцеление даётся только в Таинстве церковном. Церковь - это больница, а Христос - Врач. Потому Господь и говорит в Евангелии: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2, 17). Вот только человеку бывает очень трудно признаться даже самому себе в том, что он болен грехом и нуждается в исцелении.

Как часто вместо того, чтобы честно себе сказать: "Да, это я САМ (а вовсе не "стерва" тёща) развалил семью", "Это из-за МОЕГО пьянства, а не из-за плохого начальника я потерял работу", "Детей такими ленивыми и равнодушными воспитал тоже именно я - собственным примером", человек предпочитает говорить: "Мне не везёт в жизни", "Меня кто-то сглазил, порчу навёл", "На мне проклятие", "Меня никто не понимает, не ценит и не любит" и т.д. Причём очень быстро находится тот, кто "сглазил", "проклял", "наколдовал"... Искать виноватых ведь намного легче, чем менять характер, привычки, отказываться от своих "слабостей", в общем, лечиться от греха.

О типичных ошибках на Исповеди

90% исповедей начинаются со слов: "Батюшка, простите, согрешил(а)..." Может, это и не грубая ошибка, но всё-таки слова покаяния мы должны обращать к Богу, а не к священнику, ведь и грешны мы перед Господом, а не перед батюшкой. И грехи на Исповеди отпускает Господь ЧЕРЕЗ священника, а не сам священнослужитель. Да, священник слышит и слушает исповедь, если необходимо, может что-то уточнить, что-то посоветовать, но всё же он лишь свидетель (как на свадьбе). Если же вы хотите что-то спросить или о чём-то посоветоваться со священником, то лучше это сделать после того, как ваша Исповедь будет произнесена.

Другая беда, с которой часто приходится сталкиваться, - пустословие. Исповедь должна быть содержательной и благоговейной, ведь мы обращаемся к Самому Христу. Пустая болтовня во время Таинства говорит о том, что человек либо плохо готов к Исповеди, либо пытается скрыть самое главное, не решаясь о нём сказать. И это означает, что человек исповедуется священнику, а не Богу.

Ещё одна распространённая ошибка случается, когда люди начинают исповедоваться в чужих грехах: "Прости, Господи, я раздражалась, потому что у меня муж пьёт, работать не хочет...", - далее следует (коротенько, минут на сорок) рассказ о плохом муже. Исповедоваться надо в СВОИХ грехах, не оправдывая себя и не сваливая вину на людей и обстоятельства, ведь они - лишь орудия в руках любящего Бога, Который пытается через них открыть нам самих себя. Одна из важнейших целей духовной жизни - познать себя и через это смириться.

Нередко постоянные прихожане сокрушаются: "Я раньше намного лучше была, а теперь с каждым годом всё хуже и хуже". Приходится объяснять, что в Православии "растут вниз", и дело не в том, что грехов больше стало, а в том, что мы постепенно избавляемся от иллюзий насчёт самих себя. Как часто можно услышать признания: "Я не гордая", "Я не завистливый", "Ох, ну уж жадности во мне совсем нет", и бывает необходимо много лет регулярной молитвы, постов и исповедей, чтобы человек понял однажды, как глубоко все эти годы заблуждался. Есть такая карусель - "Колесо обозрения", чем выше поднимаешься, тем больше видно и тем страшнее. Так вот, духовная жизнь напоминает такую карусель - с каждым годом всё страшнее от того, что в себе видишь. Это нормальный путь духовного развития. А вот если человек ощущает, что становится всё более праведным, надо бить тревогу. Скорее всего, духовная жизнь такого "христианина" свелась к исполнению внешних норм и предписаний, которые без видения своих грехов превращаются в лицемерие и фарисейство.

Каждый из нас - абсолютно уникальная и неповторимая личность, поэтому и исповедь каждого человека тоже, в какой-то мере, уникальна, неповторима. Главное - иметь сокрушение о своих грехах и желание поменять жизнь, а "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

Иерей Роман МАТЮКОВ, храм новомучеников и исповедников Российских, г. Алдан

http://gazetalogos.narod.ru/numbers/18/18-10.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40