itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Тятя, тятя, наши сети...

Ваше слово, товарищ браузер!

Пастырская проповедь 
0
261
Время на чтение 6 минут
Как относится к интернету Церковь? В молитве есть просьба не вводить нас во искушение, а в сети искушения на каждом шагу. О парадоксах интернета в беседе с корреспондентом журнала Анной ПАЛЬЧЕВОЙ рассуждает ведущий одного из православных форумов, руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря игумен ПЕТР (Мещеринов).

- Как вы относитесь к тому, что люди начинают молиться перед экраном компьютера? Не отваживает ли это их от храма - ведь перед монитором-то молиться проще и ходить никуда не надо...

- Молитва - это обращение сердца к Богу. Если икона, появившаяся на мониторе, дает к тому повод, то ничего плохого в этом нет. Ну а не молиться можно и стоя в храме. Распространены, например, сейчас кассеты с записями разных молитв, Псалтири. Вставил в магнитофон, нажал кнопку - и там вычитываются утренние или вечерние молитвы. А будут ли люди при этом сами молиться - уже от них зависит. Можно рассматривать интернет как повод для молитвы. Но этот повод можно найти в любой ситуации.

Появляющееся на экране изображение иконы не освящено. Но молиться на него - раскрывать акафист и читать перед монитором, - я думаю, никто не станет. Я довольно много общаюсь с молодежью, и не замечал, чтобы большое количество людей предпочитало молитву перед монитором молитве в храме. Ведь интернет - это виртуальное пространство, там может быть только информационный отсыл к иконе.

Или возьмем интернет-рассылки с просьбами "прошу молитв". Можно собрать сотни молитвенников за себя по всему миру, но эти люди часто и не знают, за кого молятся. Однако это не интернет-проблема. На Родительскую субботу нам приносят в алтарь километровые горы записок, которые священники должны прочитать. Мы тоже не знаем тех, кто там записан. Или по радио "Радонеж" в каждой передаче слышим: "Братья и сестры, просим помолиться" - и дальше перечисляют имена. И когда слышишь, думаешь про себя: "Помоги, Господи!" Это тоже повод для молитвы. Если уж так строго подходить, тогда мы и в храмах должны молиться только за тех, кого мы знаем.

Мне кажется, что такой интернет-повод к молитве какую-то свою нишу займет, но это не будет массовым. Особенно у нас, с нашим очень сильным обрядовым восприятием Церкви. Людям всегда будет важно прийти самим в храм, приложиться к иконам в их "реальном" а не виртуальном виде, поставить свечи и написать записки.

- Молчуна в реальной жизни интернет может сделать болтливым, смиренного человека - страстным и т. д. Получается, что интернет гипертрофирует некоторые проявления в человеке или вовсе изменяет его?

- Интернет отражает жизнь. Как сказал Экклезиаст, "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Екк. 1, 9). Например, в современном социуме очень много блудного (вся реклама на этом строится, посмотрите, как люди одеваются, на каком уровне друг с другом общаются и т. п.), и в интернете больше половины сайтов - порнография. Специфика интернета в том, что он действует напрямую и поэтому адекватно показывает срез интересов общества. Сколько православных форумов в интернете? Десятка два, может быть; и посещаемость их невелика. Если на нашем сайте, предположим, пять участников и три гостя, а на блудном сайте - 150 участников одномоментно, а гостей - 1400, значит, такое соотношение сил в реальной жизни, и интернет это отображает.

Молотком можно забить гвоздь, а можно убить человека. То же самое и интернет. Это средство. Но все зависит от того, как человек им пользуется. Жизнь людей усложняется, Господь дает все более тонкие, разносторонние инструменты, которые в определенных ситуациях становятся и более опасными. Появился интернет и высветил многие особые стороны человеческой души. Это нужно воспринимать как данность. Нельзя сказать, что человек в реальной жизни настоящий, а в интернете ненастоящий, потому что виртуальная часть личности все равно часть этого человека.

В человеке заложено многое. Мне кажется, мудрость христианина именно в том, чтобы, как апостол Павел говорит, всего испытывать, хорошего держаться (см. 1 Фес. 5, 21). Как говорится в книге Сираха: "...сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена" (Сир. 37, 30-31). Все души разные, и не для каждой подходит то, что хорошо для другой. А как вредное узнать? Только на опыте - на своем или на чужом.

Да, существует интернет-зависимость. Если человек в сети застрял на всю жизнь - это плохо. Но в этом не интернет виноват. Знаете, есть и обжорство. Не будем же мы из-за того, что кто-то злоупотребляет едой, запрещать всем есть? Есть дорожно-транспортные происшествия, самолеты падают, корабли тонут. Но эта проблема не решается отказом от автомобилей, самолетов, кораблей. Так же и тут. Надо бороться с зависимостью, а не с интернетом.

- Чем, по-вашему, интернет полезен, а чем вреден для Церкви?

- Во-первых, интернет безусловно полезен в деле информирования. Часто священноначалие принимает и постановляет одно, а церковная действительность живет совершенно другой жизнью. Типичный пример - это постановление Патриарха и Синода о младостарчестве, о духовнической практике, принятое в 1998 году. Своевременное и необходимое, вызванное колоссальными проблемами церковной жизни. Но его никто не знает, люди по-прежнему ищут старцев и полустарцев - как будто голос Священноначалия не прозвучал. Постановление надо огласить соборно, довести до сведения не только клириков, но и мирян. И интернет-пространство как раз позволяет сделать это максимально просто и быстро. Во-вторых, есть интернет-общение. Хотя оно имеет явные минусы - оно менее ответственное, более страстное, потому что там гораздо меньше, чем "в реале", необходимости "включать тормоза", - но оно все равно важно. Хорошо, когда православные люди общаются хоть в интернете, на форумах. Есть ужасно ерундовые православные форумы, но они ценны тем, что позволяют видеть, чем живет церковный народ, что для людей важно, что у них в головах. В-третьих, интернет полезен еще и просто как хранилище информации. Существует масса удобных и доступных богослужебных библиотек, можно читать Библию со ссылками и комментариями.

Ну а абсолютно вредна для Церкви греховная часть интернета, естественно.

Церковь воспринимает мир, с одной стороны, как падший, с другой - как мир Божий. Эта двойственность создает поле для евангельской деятельности. Церковь не преобразовывает внешнее, но всегда воздействует на социум и культуру изнутри. Так Церковь преобразила языческий мир. Рим пал, но исконные институты остались: государство, семья - моногамия стала нормой. Церковь всегда очень трезво подходит к человеку. Человек склонен ко греху, у него падшая природа, а если ему талдычат: "Этого не делай!" - он обязательно сделает. Запретами здесь ничего не добьешься. Гораздо продуктивнее исходить из того, что молодые люди уже и так сидят в сети, и их как-то воспитывать. Поэтому Святейший Патриарх все время подчеркивает необходимость использования интернет-технологий, чтобы были самые разнообразные и епархиальные, и приходские, и монастырские сайты.

Жизнь ставит вопросы, и Церковь должна на них реагировать. Очень важен опыт этого пятнадцатилетия, прошедшего с тех пор, как Церковь перестала зависеть от государства. Этот опыт показал, что первая реакция церковного человека, церковного сообщества на нововведения отрицательная: запретить, грех! Но потом Церковь вынуждена констатировать, что это не выход. Церковь - это же богочеловеческий организм, и Дух Святой просвещает людей, хотя и с большим трудом. Со скрипом преодолевая инерцию, Церкви приходится осознавать проблему и решать ее более конструктивно.

Интернет-пространство, конечно, никогда не заменит реальность. Но присутствие интернета в жизни расширяется, особенно для молодого поколения. Вскоре люди не смогут существовать без интернета. И задача Церкви - вести свою просветительскую работу с учетом этого факта.

Технологии, конечно, будут развиваться и дальше. Но в Церкви, особенно в богослужебной практике, традиционализм останется. Вспомните: когда появился интернет, забили тревогу, что, мол, теперь и книг не будет. Ничего подобного - и книги есть, и журналы, и ТВ. Одно другому не мешает.

Мне кажется, есть два направления в церковной деятельности. Первое - это охранительство. Когда оно выходит за рамки здравого консерватизма и становится тотальным, то оно обречено на провал. Второе направление - как это было всегда в истории - евангельское, творческое осмысление жизни. Церковь возникла в Римской империи, пережила эпоху гонений, потом была христианская империя, потом начался период ересей, потом империя распалась... и Церковь всегда выходила с честью из всех этих ситуаций. Почему? Потому что она осмысляла современность, те исторические условия, в которые ее поставил Бог, а не отрицала их. А те, кто отрицал, оказывались в расколе, в ереси.

Мне кажется, что на вызовы времени церковные люди должны реагировать с бодростью, некоторым даже задором: Господь дает нам что-то новое, и мы должны это евангельски осмыслить. Это очень интересно.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=9999&article=538
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Мещеринов)
Больше чем культура
Пессимистические заметки о Бахе и о наших современниках
17.10.2007
Мучение любви, или...
Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Мучение любви"
27.07.2007
Все статьи Игумен Петр (Мещеринов)
Пастырская проповедь
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30