Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

F-22: год спустя после принятия на вооружение

Ольга  Кошкина, Независимое военное обозрение

15.12.2006


Концепция боевого применения отрабатывается и совершенствуется на практике …

15 декабря 2005 г. ВВС США объявили, что истребитель F-22A "Рэптор" фирмы "Локхид Мартин" достиг состояния начальной боевой готовности, и нет никаких препятствий к принятию этого самолета на вооружение. Этому заявлению предшествовали не только длительные испытания истребителя, связанные с оценкой его летно-технических и боевых возможностей, и не только изменение его обозначения с F/A-22 на F-22A, сделавшее более соответствующим тактическое обозначение самолета достигнутому уровню его боевых возможностей. Этому заявлению предшествовала также очень напряженная работа специалистов оперативно-тактических служб ВВС США, направленная на разработку той концепции боевого применения F-22A, при которой наиболее полно реализуются возможности F-22A, ставшего первым истребителем 5-го поколения, принятым на вооружение. За этим заявлением последовала не менее напряженная работа по реализации этой концепции, в том числе - в части тактической подготовки летного состава первых эскадрилий истребителя F-22A.

МЕСТО F-22 В ОПЕРАТИВНО- ТАКТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ


Появившийся в середине 1990-х годов специальный доклад командования ВВС США по перспективному развитию этого вида вооруженных сил "Air Force Vision 2020" впервые обозначил общие контуры реформирования организационной структуры боевой авиации ВВС США. Одним из основных моментов этого реформирования стала идея перехода к высокомобильным авиационным соединениям, получившим обозначение экспедиционных вооруженных армий (Air Expeditionary Force - AEF) и авиакрыльев быстрого реагирования (Aerospace Expeditionary Wing - AEW). Эта идея была связана со стратегической установкой на главенствующую роль военно-воздушных сил в обеспечении военно-политического доминирования США во всем мире. Перенос основной ответственности в обеспечении этого доминирования с авианесущих ударных групп ВМС США на боевые соединения типа AEF и AEW позволил бы, по мнению представителей командования ВВС США, существенно снизить расходы на проведение боевых рейдов американских вооруженных сил в различные точки мира, где возникает необходимость американского военного присутствия.

Представление о самой структуре боевых соединений AEF с момента появления рассматриваемой концепции развития ВВС США претерпело ряд изменений. Первоначальное представление американских военных связывало идею создания таких боевых систем с использованием бомбардировщиков-"невидимок" B-2 и истребителей F-16C. Первые из них, уже апробированные в качестве носителей высокоточных авиационных бомб JDAM различного калибра, должны были в рассматриваемой боевой системе играть роль исполнительных элементов, истребители же F-16 должны были выполнять роль обеспечивающих элементов боевой системы.

Суть этого "обеспечения" состояла в основном в предотвращении атаки бомбардировщиков B-2 истребителями противника, т.е. в прикрытии действия B-2 по наземным целям. Такими целями должны были являться в первую очередь сильно укрепленные объекты противника, для уничтожения которых требовалось применение бомб JDAM большого калибра. Такими целями могли быть и различные образцы наземной бронетехники и транспортных средств, на которые B-2 могли "высыпать" сразу несколько десятков бомб JDAM небольшого калибра.

Следует отметить, что уже в самом начале эта концепция реализации боевой системы AEF рассматривалась ее разработчиками как предварительная, поскольку уже тогда обозначилась идея использования в рамках боевых систем AEF истребителей 5-го поколения F-22A. Однако в середине 1990-х годов создание F-22A проходило через очередную полосу трудностей, и идея использования F-22A не могла быть "опорной точкой" в реализации концепции AEF, основанной в целом на интеграции реально существующих компонентов перспективной боевой системы.

Данная идея получила свое развитие позднее, в связи с успехами программы создания F-22A, что сделало вполне обоснованным рассмотрение этого истребителя в качестве элемента боевой системы AEF. К моменту принятия F-22A на вооружение он уже прочно занял свое место в структуре перспективных боевых формирований AEF. Причем он не просто сменил здесь истребитель F-16, он принял на себя гораздо большее число функций.

В рамках боевых формирований AEF истребитель F-22 должен взять на себя прикрытие бомбардировщиков B-2 не только от истребителей противника, но и от наземных ЗРК, а главное - должен стать управляющим элементом при ведении боевых действий, снабжая находящиеся в режиме радиомолчания бомбардировщики B-2 всей необходимой для их действия информацией. Именно такое функциональное построение перспективной боевой системы, получившее условное обозначение GSTF (Global Strike Task Force), стало рассматриваться как основной вариант реализации концепции AEF.

Однако и эта концепция реализации боевой системы не рассматривается сегодня ее разработчиками как окончательная. Очевидно, что определенное место в этой системе может занять ударный истребитель F-35, "потеснив" здесь бомбардировщик B-2. Однако, как когда-то сам F-22, истребитель F-35, разработка которого попала в 2005 году в полосу неудач, не используется сегодня в качестве "опорной точки" в реализации концепции AEF.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что истребитель F-22 станет неотъемлемой составляющей экспедиционных авиационных армий AEF в варианте их построения, именуемом GSTF. Включающие в себя также ударные самолеты B-2 и F-117 эти боевые системы будут играть роль "тарана", пробивающего брешь в обороне противника. Решающее значение при этом будет иметь малая информационная заметность входящих в систему боевых самолетов и применение мощного высокоточного ударного оружия. Как только угроза со стороны ПВО противника уменьшается до приемлемого уровня, в боевые действия вступают другие самолеты, с меньшей степенью малозаметности.

По своим тактическим возможностям истребитель F-22A является малозаметным, высокоскоростным самолетом, оснащенным высокоточным прицельным оборудованием. При полете со скоростью, соответствующей числу M=1,8, средства обнаружения противника практически не могут обнаружить самолет в пределах дальности их действия. При этом самолет может выполнять маневры с высокой динамикой.

По мнению специалистов ВВС США, F-22A в состоянии безнаказанно действовать в зоне ПВО противника. А это значит, что нет необходимости дважды атаковать одни и те же цели. И есть возможность в каждый момент сфокусироваться на приоритетных целях, будь то истребители Су-27, наземная батарея ЗРК C-300, склад оружия массового поражения или командный пункт противника. Летчик F-22A имеет возможность получить максимальную ситуационную осведомленность, используя, в частности, информационную сеть командования и управления, в которую поступают данные, сообщающие летчику о приоритетных целях.

Расширенные информационные возможности системы датчиков самолета определили появление ряда тактических новшеств. Пилоты F-22A могут действовать более автономно, чем это могли позволить себе пилоты существующих истребителей, вынужденных придерживаться концепции взаимной поддержки во время боевых действий. Для истребителей F-15С, например, принято, что четыре истребителя во время ближнего боя составляют тактическое формирование, в котором каждый летчик несет ответственность за свою часть воздушного пространства. Он прежде всего выполняет свою боевую задачу при взаимной информационной поддержке и только затем уже видит общую картину боя.

На истребителе F-22A комплект бортовых датчиков информации предоставляет летчику полную картину боя, и это позволяет вести бой при менее плотном тактическом формировании истребителей. При этом каждый самолет становится менее доступен для обнаружения, нежели при плотном тактическом формировании из двух истребителей, находящихся близко друг от друга. Стандарт тактического формирования для F-22A предусматривает расстояние от одного самолета до другого 16 км. Это оптимальное расстояние для малозаметных самолетов, совершающих полет со скоростью, соответствующей числу M=1,8. Летчик способен в случае необходимости быстро вступить в бой, находясь изначально достаточно далеко от места действия боевых средств противника (64...80 км).

Все эти тактические возможности истребителя F-22A определяют в совокупности его роль и место в экспедиционной воздушной армии AEF. Как подчеркивается специалистами американских ВВС, вариант этой комплексной боевой системы, именуемый GSTF, во многом характеризуется функциями действующих здесь эскадрилий F-22A. В связи с этим одной из главных задач служб ВВС США, ответственных за развертывание F-22A на вооружении, стала тактическая подготовка летчиков этого истребителя. Ее целью является освоение летчиками F-22A навыков, необходимых для обеспечения превосходства в воздухе во всем спектре возможных боевых ситуаций с фокусировкой внимания на обеспечении подавления наземной обороны противника как главной функции экспедиционной воздушной армии AEF.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКОВ


При создании самолета F-22A "Рэптор" был предусмотрен качественный скачок в части тактических возможностей ведения боевых действий. Это потребовало реализации качественного скачка и в подготовке летчиков этого истребителя, проводимой 43-й учебно-тренировочной эскадрильей 325-го авиакрыла на авиабазе Тиндэлл, штат Флорида.

На конец 2006 года эскадрилья имела 23 одноместных самолета F-22A (по мнению ВВС США, в двухместном варианте УТС этого истребителя нет необходимости). Еще один самолет F-22A был передан на авиабазу как наземный стенд для обучения технического персонала. Остальные предусмотренные для летной подготовки семь самолетов, как предполагается, будут поставлены в 2007-2008 годах.

В связи с началом подготовки летного состава боевых эскадрилий F-22 "Рэптор" 43-я учебно-тренировочная эскадрилья была существенно реформирована. К октябрю 2003 года ВВС США собрали на авиабазе Тиндэлл лучших летчиков-инструкторов из училищ, ведущих подготовку летчиков-истребителей. В настоящее время здесь работают 15 летчиков-инструкторов, и их число должно повыситься к 2007-2008 годам до 25. Кроме того, эскадрилья получила квалифицированный персонал с авиабазы ВВС США Эдвардс (шт. Калифорния), где проходили войсковые испытания F-22A. По ряду аспектов обучение летчиков 43-й эскадрильи ведут гражданские специалисты, преподающие на авиабазах Тиндэлл и Лэнгли.

К концу 2006 года освоение истребителя F-22A в 43-й эскадрилье прошло более 40 летчиков. В их числе бывший командующий штабом ВВС США генерал Дж. Джампер. Несмотря на новизну стоящей перед ней задачи, 43-я эскадрилья ВВС США уже обучает представителей других видов вооруженных сил. В начале 2006 года обучение в 43-й эскадрилье прошли один из летчиков ВМС США и первый представитель зарубежной страны - летчик ВВС Великобритании. К середине 2006 года первоначальное обучение полетам на F-22A закончили несколько летчиков 192-го авиакрыла Авиационной национальной гвардии, которые до тех пор летали на истребителях F-16. Они были переведены в 27-ю и 94-ю боевые эскадрильи 1-го авиакрыла на авиабазе Лэнгли. В конечном счете более 30 летчиков из 192-го авиакрыла после переобучения будут переведены в 1-е авиакрыло. В принятии решения относительно количества летчиков, подготавливаемых для полетов на истребителе F-2A, будет играть роль формируемая сейчас структура 1-го авиакрыла.

Ежегодно 43-я учебно-тренировочная эскадрилья обучает 6 групп курсантов, по 8 летчиков в каждом. Первоначально сюда отбирались только опытные летчики-истребители со средним налетом 750 часов, большинство из которых - бывшие инструкторы. Затем требование было сокращено до 400...500 часов налета на самолетах-истребителях. Несмотря на то, что F-22A "Рэптор" представляет собой самолет, предназначенный не только для обеспечения превосходства в воздухе, но и для выполнения ударных задач, в программу подготовки летчиков этого самолета были допущены не только летчики многоцелевых самолетов, например, F-16, но и летчики истребителей F-15C, специализировавшиеся до этого только на выполнении задач завоевания превосходства в воздухе.

Недостаточно опытные летчики, являющиеся выпускниками летных школ, смогут начать обучение полетам на самолете F-22A только в 2007-2008 годах. Это обусловлено желанием ВВС США, чтобы самолет F-22A сначала достиг стадии полного освоения. (Такая стадия наступает, когда налет самолета достигнет 100 000 часов. В настоящее же время парк самолетов "Рэптор" накопил только чуть более 5000 часов налета.) ВВС США отстаивает эту позицию, потому что самолет F-22A все еще относительно нов, и остается слишком много неясностей относительно специфики работы его систем. Кроме того, командующие высокого уровня ВВС США все еще занимаются отработкой приемов тактического использования F-22A.

По этим двум причинам в настоящее время только опытные пилоты допущены к программе подготовки летчиков F-22A. Такая ситуация означает, что основной курс "Трэк 1", преподаваемый в 43-й эскадрилье, - это курс перехода достаточно опытных летчиков на новый самолет, на котором они не летали ранее. Программа постоянно обновляется, поскольку обнаруживаются новые тактические методы боевого применения самолета F-22A. Эти обновления возникают и в самой 43-й учебно-тренировочной эскадрилье, а также приходят от боевых эскадрилий с авиабазы Лэнгли и от 422-й испытательно-исследовательской эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Неллис (шт. Невада).

Последнее из этих формирований реализует участие истребителей F-22A в военных учениях "Рэд Флэг", в ходе которых отрабатывается тактика применения американских боевых самолетов. И по результатам таких учений можно, в частности, определить, как целесообразнее в перспективе разделить летно-тактическую подготовку пилотов F-22A "Рэптор" между учебным курсом, проводимым в 43-й эскадрилье, и тренировочными полетами, проводимыми в боевых эскадрильях, оснащенных этими истребителями.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА "ТРЭК 1"


В первый месяц учебного курса "Трэк 1" ведется теоретическая подготовка, после чего следуют два месяца полетов. В целом программа "Трэк 1" требует 30 часов учебного полетного времени, хотя обучаемые во время этого курса также проходят и наземную тренировку. В распоряжении 43-й эскадрильи имеется 13 тренажеров применения вооружения и 4 тренажера полного боевого задания, а также летный тренажер с высокоточным воспроизведением кругового обзора. Как подчеркивают сами американские специалисты, несмотря на всю сложность и новизну технологий, примененных на истребителе F-22A "Рэптор", курс обучения весьма непродолжителен. Эквивалентный курс обучения полетам на многоцелевом самолете F-16 ВВС США фактически длится дольше, в общей сложности около шести месяцев, и включает порядка 70 часов налета. Сокращенная длительность курса "Трэк 1" связана с тем, что он проводится при наличии высокого исходного уровня профессионализма летчиков.

Основы полетов на истребителе F-22A преподаются в первые четыре занятия и включают навыки взлета и посадки, а также ознакомление с характеристиками управляемости самолета. После этого начинается летно-тактическая подготовка, во время которой учащиеся овладевают навыками использования информационных датчиков и оружия. Для боевых задач "воздух-поверхность" в настоящее время используется только управляемая бомба GBU-32 JDAM массой 454 кг, наведение которой осуществляется с помощью глобальной спутниковой навигационной системы GPS. Во время выполнения учебных боевых задач "воздух-воздух" используются УР AIM-120C AMRAAM и AIM-9M "Сайдуиндер". В последующие два-три года планируется приобретение для 43-й эскадрильи также УР AIM-9X.

Самолет также оснащен пушкой M61A2 калибром 20 мм и магазином, содержащим 480 снарядов. (Несмотря на высокие технологии, с которыми создан самолет F-22A, руководство ВВС США до сих пор считает важным наличие на борту самолета пушки в отличие от ВВС Великобритании, которые приняли решение удалить пушечное вооружение с истребителя "Еврофайтер Тайфун".) По мнению американских специалистов, в боевой среде, где летчик F-22A в состоянии избежать поражения в дальнем ракетном бою благодаря малозаметности истребителя, пушка становится одним из важных видов вооружения. Пушка также необходима при атаке наземных целей. Она никогда не предназначалась, например, для использования таким способом на истребителе F-15E "Страйк Игл". Однако во время боевых действий в Афганистане и Ираке возникали ситуации, когда самолет, израсходовав свой боезапас, вынужден был прибегать к использованию пушки. Также возникали ситуации, когда пушка использовалась при непосредственной авиационной поддержке наземных войск, поскольку радиус поражения используемых бомб был небезопасен для собственных боевых порядков.

Во время первого учебного боя учащийся осваивает два положения самолета в воздухе: вначале наступательное, затем оборонительное. После этого отрабатываются две атаки, при которых самолет находится в нейтральном положении, а каждый летчик пытается занять большую высоту. Затем летчики двух истребителей F-22A отрабатывают перехват самолета противника. Данная задача сопровождается полетом с тактическим перехватом, вовлекающим два самолета F-22A в бой против четырех самолетов противника, часть из которых может вновь включиться в бой в случае их "поражения". В итоге два летчика самолетов F-22A ведут бой, как правило, в общей сложности с шестью самолетами противника. После этого учащиеся получают первое представление о возможностях атаки "воздух-поверхность", которая заключается в имитационном применении оружия GBU-32 в ответ на возникающие наземные угрозы.

В качестве основного противника выступает, как правило, эскадрилья истребителей (главным образом это истребители F-15C), имитирующих российские самолеты, вооруженные УР класса "воздух-воздух". Наземные угрозы, против которых обучающиеся ведут боевые действия, представляют собой различные ЗРК российского производства. Самолет F-22A имеет встроенный учебный тренажер, который может моделировать угрозы от различных типов ЗРК.

Затем по учебному плану начинается боевая тактическая подготовка с имитированием комплексных боевых задач. При выполнении этих задач учащиеся совершают полеты по тому же самому профилю, как и при атаке наземных целей, но теперь перед ними возникают также и воздушные угрозы. Поражение целей, критичных по времени применения оружия, представляет собой следующий шаг обучения, при котором имитируется наличие как воздушных, так и наземных угроз. Кроме того, во время выполнения этого боевого задания летчик осуществляет взлет без наличия информации о наземной цели. Координаты для атаки цели передаются во время полета и поступают по его команде из БРЭО самолета в бомбу GBU-32.

Заключительное учебное задание перед окончанием курсов включает сопровождение бомбардировщика B-2 "Спирит" или боевого самолета F-117 "Найтхоук". В этой боевой ситуации истребитель F-22A выполняет функции авиационной поддержки ударных самолетов, в рамках системы GSTR. Имитируемая ситуация характеризуется высоким уровнем наземной угрозы.

После выполнения этого боевого задания летчик прекращает обучение в рамках концепции боевой системы GSTF. Он оканчивает курсы как ведомый с основными умениями и навыками полета и выполнения всех требуемых боевых заданий для истребителя F-22A. Ему предстоит выполнить еще 20 часов тренировочных полетов в боевой эскадрилье для того, чтобы получить квалификацию полностью боеготового летчика истребителя F-22A "Рэптор".

http://nvo.ng.ru/armament/2006-12-15/6_f22.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме