Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный"

О.  Лосева, Седмицa.Ru

13.12.2006


13 декабря праздник святого апостола Андрея Первозванного …

Андрей Первозванный
("Православная энциклопедия". Т.2. М., 2001. СC. 370-377)

Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции "Евхаристия". 1-пол. XI в.
Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции "Евхаристия". 1-пол. XI в.
Андрей Первозванный, апостол от 12 (память 30 ноября; 30 июня - в Соборе 12 апостолов). Происходивший, как и апостол Филипп, из Вифсаиды (Ин 1. 44), Андрей Первозванный жил в Капернауме (Мк 1. 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф 4. 18; Мк 1. 16). Отца Петра и Андрея Первозванного звали Иона (Мф 16. 17; Ин 1. 42) (некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени - Иоанн). Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин 1. 35-40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание - Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей Первозванный затем привел к Нему брата (Ин 1. 41-42). Согласно евангелистам Матфею и Марку, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера (Мф 4. 18; Мк 1. 16). При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается 2-м, происшедшим после возвращения Иисуса из пустыни (Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Санкт-Петербург, 1907. С. 154-155). В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после апостола Петра (Мф 10. 2; Лк 6. 14), или 4-е, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк 3. 18), место. Вместе со своим земляком апостолом Филиппом Андрей Первозванный, возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин 6. 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрей Первозванный, и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин 12. 21-22). Андрей Первозванный вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк 13. 3). В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян 1. 13). Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета,- это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян 2. 1).

Раннехристианская и византийская традиция.

Относительно дальнейшей жизни Андрея Первозванного уже в древности существовало 2 традиции. К середине II в. по Рождеству Христову восходят апокрифические "Андрея деяния". Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании "Книги о чудесах" Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Чёрного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Южного Причерноморья с апостолом Петром (1 Петр 1. 1): о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона (около 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, "Андрея и Матфия деяниях", действие происходит в некоем "городе людоедов" Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI в. с Иссулименом или Синопой. Другие апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь Андрея Первозванного в Северо-западную. Персию (греч. "Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян", араб. "Мученичество Андрея у курдов").

Другая традиция, восходящая по крайней мере к 1-й половине III в., отражена у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. III 1), который, дословно цитируя 3-й том "Толкования на Бытие" Оригена, считает, что М. Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом апостола Петра, в то время как Андрей Первозванный отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в так называемых апостольских списках, восходящих к утраченным сир. текстам IV в. В ранних редакциях этих списков область проповеди Андрея Первозванного была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI-VII вв.), проповедь Андрея Первозванного в Скифии была соединена с описанным в "Деяниях Андрея" мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), сюда же был добавлен и материал "Деяний Андрея" о проповеди Андрея Первозванного в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании Андрем Первозванным епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византии, со временем ставшее важным аргументом в полемике Константинополя и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов.

В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития Андрея Первозванного: не получившее распространения "Narratio" (BHG, N 99; 1-я пол. VII в. или IX-X вв.), более широко признанное "Житие Андрея", созданное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом, который прошел по предполагаемому пути Андрея Первозванного, собирая предания о нем. Опираясь на некоторые отрывочные сведения церковных писателей (Псевдо-Клементины, Псевдо-Епифаний и др.), местные предания, в том числе письменные (например, "Алфавитарий херсаков"), и переработанную концовку "Деяний Андрея", Епифаний поместил действие апокрифических источников в контекст канонических Деяний апостолов, устраняя фантастические элементы и пропуская те места проповеди, где он не побывал сам. Это житие сохранилось в 2 редакциях, принадлежащих, судя по всему, перу самого Епифания: 1-й, созданной как продолжение "Деяний Андрея и Матфия" (BHG, N 95b), и 2-й, дополненной сведениями о пребывании апостола в Палестине и Малой Азии и сокращенной в некоторых др. частях (BHG, N 102). По Епифанию, Андрей Первозванный совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного моря, причем всегда по маршруту юг - восток - север. В 1-м он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в западных землях, Андрей Первозванный двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и 7 другими учениками проповедовал в синагоге, которую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда Андрей Первозванный пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с апостолом Иоанном (о связи Андрея Первозванного с Иоанном свидетельствуют древние памятники, например Канон Муратори II в.). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, Андрей Первозванный отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к "Деяниям Андрея"). Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии Андрей Первозванный со спутниками проходил через Эдессу, где оставил апостола Фаддея, в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там апостола Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с другим своим спутником, апостолом Симоном Кананитом. Через Зихию, где Андрей Первозванный едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители которого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и "упорствующий в язычестве" Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога, а оттуда через Халкидон (где был поставлен епископ Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, Андрей Первозванный направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греческую часть жития с обращения апостолом Максимиллы, жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла, за что Андрей Первозванный был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части "Деяний Андрея", упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов).

На "Житие" Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об Андрее Первозванном, Никита Давид Пафлагон составил на основе его 2-й редакции Похвальное слово (энкомий) А. П. и житие энкомиастического типа - "Laudatio, в котором добавил к повествованию Епифания упоминания о проповеди Андрея Первозванного в деревне Харакс в Пафлагонии, о поставлении епископа Пальма в Амастриде и историю с Лесбием в Патрах. Симеон Метафраст, использовавший 1-ю редакцию "Жития" Епифания, распространил область проповеди Андрея Первозванного до Дуная и присоединил, так же как и Никита Давид, рассказ о перенесении мощей апостола в Константинополь. Известны также несколько византийских энкомиев Андрея Первозванного. Дальнейшее развитие византийская традиция получила в Грузии и на Руси.

В Грузии начало христианской проповеди издавна связывалось с именем Андрея Первозванного: грузины (греческое: горсины) упоминаются в некоторых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII в. был переведен на грузинский язык и включен в грузинский гомилетико-литургический сборник Кларджетский многоглав (IX в.), отражающий древнейшую (VI-VIII вв.) литургическую практику Грузинской Церкви. В конце X в. прп. Евфимием Святогорцем была переведена на грузинский язык "Похвала" ("Хождение и проповеди святого Андрея Первозванного") Никиты Пафлагона; уже в X-XI вв. в западной и юго-западной частях Грузии была широко распространена оригинальная грузинская версия "Похвалы", включенная Леонтием Мровели в XI в. в состав грузинского летописного сборника Картлис Цховреба, повествующая о проповеди Андрея Первозванного в Юго-Западной Грузии во время его 3-го путешествия. Согласно жребию Грузия досталась в удел Пресвятой Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда Андрея Первозванного. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, Андрей Первозванный вместе с апостолом Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греч. лазы). Крестив их, Андрей Первозванный пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил церковь во имя Пресвятой Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Южная Грузия), апостол водрузил там железный крест ("Ркинис джвари"). В селении Заден-Гора Андрей Первозванный сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с селением Ацкури, религиозным и административным центром древнего Самцхе, где Андрей Первозванный воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, Андрей Первозванный предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев Андрей Первозванный оставил икону в маленькой часовне селения Ацкури (откуда пошло название иконы - Ацкурская; средневековый грузинский историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. византийским императором Ираклием, поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до города Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили Андрея Первозванного враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию.

Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого грузинские богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я половина XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом. Вопросам истории обращения грузин прп. Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в котором выдвинул положение о 2 этапах просвещения Грузии - трудами апостола Андрей Первозванный и святой равноапостольной Нины. Это положение было узаконено в 1105 г. Руис-Урбнисским Собором Грузинской Церкви.

Достоверность сведений о проповеди Андрея Первозванного на территории современной Грузии некоторые грузинские ученые ставили под сомнение (И. Джавахишвили, К. Кекелидзе), однако фактологическое содержание грузинской версии жития Андрея Первозванного (маршрут святого, этнотопонимика, точное описание социальной среды и быта) оставляют этот вопрос открытым. С целью выявления дополнительных доказательств о пребывании Андрея Первозванного на территории Грузии в 1988 г. начались археологические раскопки в окрестностях селения Ацкури. Обнаружены сооружения V в. до Р. Х.- I в., следы акрополя I в., погребальный инвентарь.

Почитание в России.

Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе Андрея Первозванного (Евсевий. Церк. ист. III 1). В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.) - поэта, почти современника Андрея Первозванного, можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации (Подосинов А. В. Овидий и Причерноморье: Опыт источниковедческого анализа поэтического текста // Древнейшие государства на территории СССР. 1983. М., 1984. С. 8, 22-23).

По мнению ряда исследователей, этнонимом "скифы" позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, т. е. на бывших скифских землях.

Впрочем, некоторые византийские памятники (напр., "Narratio") понимают под Скифией, в которой проповедовал Андрей Первозванный, т. н. Малую Скифию - римскую провинцию и ранневизантийскую церковную епархию в устье Дуная (район современной Добруджи, Румыния). Однако эта провинция появилась лишь в ходе реформ императора Диоклетиана (конец III в.) и, т. о., не существовала во времена Оригена.

В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время 3-го путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех православных Церквах, в конце XI в. появился его славянский перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андреем Первозванным русских пределов - "Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь", сохранившееся в составе Повести Временных Лет. Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и "въсхоте поити в Римъ"; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего. Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу.

К XI в. относится рост почитания Андрея Первозванного на Руси: в 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын кн. Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 г. Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Древнейшие упоминания Андрея Первозванного находятся в месяцесловах Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. (Л. 1 об.), Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 243) и Архангельского 1092 г. (Л. 138 об.). С 1097 г. в русской традиции засвидетельствованы церковные службы Андрею Первозванному (Ягич. С. 493-503).

С XII в. развивалась практически непрерывно традиция сказаний об Андрее Первозванном в русском Прологе. В Прологи 1-й редакции включены краткое житие Андрея Первозванного "Страсть святаго, и прехвального, и первозванаго Андрея, брата великаго Петра", в Прологи 2-й редакции - еще и "Слово о проявлении Крещения Рускыя земля". В 1-й половине XIV в. житие Андрея Первозванного было вновь переведено на славянский язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе стишного Пролога. Оно встречается в большом количестве южнославянских и русских списков XIV-XVII вв. Известна также "обновленная" редакция, в которой объединены оба текста об Андрее Первозванном - житие и "Слово о проявлении Крещения Рускыя земля" (самый ранний список - РНБ. Соф. N 1374, до 1513 г.). В житийной литературе "Слово" впервые встречается в житии свт. Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым около 1420 г.

В ВМЧ под 30 ноября помещена подборка текстов, посвященных Андрей Первозванный. Кроме проложного жития и Сказания о хождении Андрея Первозванного на Русь ВМЧ содержат перевод "Деяний Андрея и Матфия", 1-ю редакцию "Жития" Епифания Монаха, отрывок из "Сказания" Симеона Метафраста и похвальное слово Прокла, Патриарха Константинопольского.

Со времени свт. Макария, в 1526-1542 гг. бывшего архиепископом Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие Повесть Временных Лет Такие сказания содержит "Степенная книга" (1560-1563), где в новой обработке записано Слово о посещении Руси Андреем Первозванным, помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном - в житии св. Владимира. В сказании из "Степенной книги" говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в "веси, нарицаемой Грузине", где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхову, Ладожскому озеру и Неве он отправился в Варяги, затем в Рим и Царьград. "Степенная книга" также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной. О жезле Андрея Первозванного из селения Грузина подробнее рассказывается в житии прп. Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению архиепископа Макария (Повести о житии Михаила Клопского. С. 148). Тогда же, очевидно, было написано Похвальное слово Андрея Первозванного "и о монастыре, рекомом Грузино", известное в списках XVII в. Во 2-й половине XVI в. было составлено "Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче", где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Таким образом, подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.

Особенно настойчиво тема апостольской преемственности Русской Церкви стала звучать в XVII в. в Киеве. В 1621 г. Киево-Печерский иеромонах, впоследствии архимандрит, Захария Копыстенский написал "Палинодию, или Книгу обороны святой кафолической Всходней Церкви" в защиту Православной Церкви против латино-униатских сочинений (РИБ. СПб., 1878. С. 713-1200). В главе "О уверении и Крещении руссов" Захария рассуждает о достоинстве Андрея Первозванного как старшего брата апостола Петра и апостола Первозванного, затем излагает предание о посещении Андреем Первозванным. Киевских гор и Новгородской земли, поясняя, что Андрей Первозванный в это время многих крестил, ибо апостолы никогда напрасно не ходили. Этот рассказ иеромонах Захария подкрепил ссылкой на местное киевское предание: "На той горе в Киеве, где стоял апостол, того ж часу и церковь была поставлена, где и теперь есть, як и повесть и до сих дний обносится о той церкви и о той горе" (имеется в виду церковь в честь Воздвижения Креста Христова, построенная в Киеве в XIII в. на месте креста Андрея Первозванного., в XVI в. она была перестроена; в 1744 на этом месте возведен каменный храм во имя Андрея Первозванного по проекту Ф. Б. Растрелли). В том же 1621 г. в Киеве состоялся Собор восстановленной православной иерархии с митрополитом Иовом (Борецким) во главе по вопросу о мерах защиты православной Церкви и ее благоустроении. В деянии Собора сказано: "Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили... то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол" (Малышевский. С. 43-44).

Богатая традиция сказаний об Андрее Первозванном, существовавшая на Руси с древних времен, дополнялась и в более поздние периоды ее истории. В XIX в. А. Н. Мошиным были записаны "Легенды Великих Лук", содержащие предание о посещении этих мест Андреем Первозванным. В согласии с местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо чтилась в таких рус. монастырях, как Балаклавский Георгиевский монастырь близ г. Севастополя, Инкерманский св. Климента мон-рь под Севастополем, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере, Деревяницкий новгородский монастырь, вотчиной которого с сер. XIV в. являлось селение Грузино.

При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя "крестителя земли Русской" получил главный орден Российской империи, а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота.

В Западной Европе почитание Андрея Первозванного засвидетельствовано с V в. В Равенне ему была посвящена часовня архиепископского дворца. В Риме папа свт. Григорий I Великий (ум. 604) возвел монастырь во имя Андрея Первозванного (где находилась и резиденция самого папы); помимо него в Риме существовали еще по меньшей мере 5 храмов и обителей, посвященных этому апостолу.

Древнейшим независимым западным житием А. П. следует считать, по-видимому, "Письмо диаконов и пресвитеров ахейских" (VI в.), получившее весьма широкое распространение и переведенное на греч. язык. Не позднее VI в. был создан лат. перевод "Андрея деяний", куда был включен и отрывок "Андрея и Матфия деяний", также переведенных на латынь. На основе этого текста епископ Григорий Турский составил около 591-592 гг. "Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея".

Григорий Турский свидетельствует о древности почитания Андрея Первозванного в Галлии, упоминая храмы в честь апостола и рассказывая о совершенных им чудесах. С 1250 г. в аббатстве Сен-Виктор находился будто бы крест, на котором был распят Андрей Первозванный; в 1438 г. герцог Бургундии Филипп Добрый перенес частицу андреевского креста в Брюссельскую дворцовую капеллу. Андрей Первозванный считался покровителем Бургундии, а его диагональный крест ("crux decussata", имеющий позднесредневековое происхождение) стал символом этого государства. Позже почитание Андрея Первозванного распространилось на Австрию и Испанию. В Германии Андрей Первозванный был связан с миссионерской деятельностью, особенно на севере страны: ему были посвящены соборы в некоторых новоучрежденных епархиальных центрах (Вюрцбург, Бремен). В Англии в VIII в. возникает поэма (одна из самых ранних на древнеанглийском) на основе "Андрея и Матфия деяний". Особым почитанием апостол пользуется в Шотландии, где он считается святым покровителем страны (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Почитание Андрея Первозванного было распространено также в Скандинавии, Ирландии и некоторых др. европ. странах.

Мощи Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция). В 357 г. по поручению императора Констанция II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в Константинополь и помещены в основание церковь Святых апостолов. В VI в., при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом; "преложение мощей апостолов" занесено в греч. синаксарь под 20 июня (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 186). После взятия Константинополя крестоносцами кард. Петр Капуанский увез мощи Андрея Первозванног в итальянский город Амальфи (1208), где они находятся в настоящее время.

Согласно западному преданию, хранитель мощей апостола в Патрах инок Регул, узнав о намерении императора Констанция забрать мощи Андрея Первозванного в Константинополь, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в г. Килримонте. Появление там мощей апостола уже в IV в. не вызывает доверия у современных исследователей; по мнению западных ученых, они могли быть перенесены в Шотландию при епископе Акке (сер. VIII в.), который был преемником св. Вилфрида, известного паломническими хождениями в Иерусалим и Рим. Монастырь во имя Андрея Первозванного в Килримонте известен с 747 г. (под этим годом ирландская летопись сообщает о смерти килримонтского аббата). С XI в. развивалось паломничество к хранившимся здесь мощам апостола, провозглашенного покровителем Шотландии. Король Александр I (1106-1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, который с этого времени стал называться Сент-Андрус ("город святого Андрея"). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 г. здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318); в 1559 г. собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Андрея Первозванного уничтожены.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. Из Стишного Пролога Феодора Продрома (начала XII в.) следует, что эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе. В 1462 г. морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе св. Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 г. папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 г. здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного - крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом - большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить эту святыню, находившуюся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню; один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Из средневековых паломничеств в Константинополь известно, что рука Андрея Первозванного в XII в. хранилась в церкви Богородицы (Фаросской?) в Большом дворце (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. / Пер., предисловие и комментарий Л. К. Масиеля Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). О главе А. П. в монастыре св. Георгия в Манганах сообщают многочисленные паломники, в т. ч. и русские, накануне падения Константинополя в 1453 г.

Вопрос о времени и обстоятельствах появления частиц мощей Андрея Первозванного в афонских монастырях остается открытым. В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола, в Андреевском скиту - частицы главы, в Пантелеимоновом монастыре - стопа. В 1644 г. иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в наст. время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603-1604 гг. по указанию Бориса Феодоровича Годунова был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, помещенный в Благовещенском соборе Московского Кремля.

А.Ю. Виноградов, М. Сургуладзе, Т. В. Анохина, О. В. Лосева

Деяния апостола Андрея
Статья из II тома "Православной энциклопедии"

Название на греческом - Andreou Praxeis, на латинском Acta Andreae. Раннехристианский апокриф. Попытку реконструкции текста не дошедшего до нас оригинала предпринял Ж. М. Приёр, проанализировавший все его позднейшие переработки. Появление "Деяний Андрея" относится ко 2-й пол. II в. (вероятнее, ок. 150); место их создания остается предметом дискуссий: это может быть как Греция - место мученической кончины ап. Андрея, так и М. Азия, Сирия или Египет. В III в. "Деяния Андрея" наряду с деяниями апостолов Петра, Павла, Иоанна и Фомы были включены в т. н. Корпус Левкия. Впервые о них среди др. апокрифических текстов упоминает в 1-й четв. IV в. Евсевий Кесарийский (Церк. ист. III 25. 6); свт. Епифаний Кипрский, обличая еретический характер этого сочинения, приписывает его апотактитам (апостоликам) или оригенистам (Epiph. Haer. 47. 1. 5; 61. 1. 5; 63. 2. 1). Лат. писатели кон. IV - нач. V в. Филастрий, еп. Брешианский (Divers. her. // CCSL. T. 9. P. 255), блж. Августин (Contra Fel. II 6) и Еводий Узальский (De fide contra Man. 38) считали "Деяния Андрея" связанными с манихеями (об их популярности в этой среде свидетельствуют папирусные отрывки из т. н. Манихейской псалтири III в., однако манихейское происхождение "Деяний Андрея" сомнительно; см. Junod, Kaestli). Один из эпизодов Деяний упомянут в Послании Псевдо-Тита (V в.), автор которого принадлежал к секте присциллиан. Несомненный еретический характер "Деяний Андрея" подтвержден в декрете папы Геласия I (Decretum Gelasianum, 494), где они названы "сочинением еретиков и схизматиков". Последним из греч. авторов о них упоминает во 2-й пол. IX в. Константинопольский Патриарх свт. Фотий, считающий их, как и весь "Корпус Левкия", "бездарными, нелепыми и противоречивыми" (Bibl. 114).

Первоначальный текст "Деяний Андрея" содержал, по свидетельству Филастрия, описания деяний ап. Андрея, "совершенные им по пути из Понта в Грецию". Оригинал реконструируется прежде всего на основании Книги о чудесах апостола Андрея Григория Турского (Liber de miraculis beati Andreae apostoli, ок. 591-592), а также копт. папирусного отрывка IV в. (Pap. copt. Utrecht I) и позднейших обработок заключительной части текста - армянского Мученичества св. ап. Андрея VI-VII в, греческие Жития св. ап. Андрея Епифания Монаха (1-я пол. IX в.) и греч. Патрских деяний, сохранившихся в нескольких редакциях (BHG, N 94h, 95, 97, 98, 99cл.). Кроме того, переработанные отрывки из "Деяний Андрея" вошли в состав др. греческих текстов (BHG, N 94, 96, 100).

Согласно реконструкциям текста "Деяний Андрея" (Prieur, MacDonald), свою проповедь ап. Андрей начинает на южном берегу Чёрного м., двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Из-за присоединения к итинерарию "Деяний Андрея" других апокрифического сказания, Деяний Андрея и Матфия в городе людоедов, из текста Григория Турского неясно, где начинается путешествие ап. Андрея и где он совершает первое чудо - исцеление слепого. В Амасии он воскрешает раба-египтянина у знатного горожанина Деметрия и избавляет юношу Сострата от ложных обвинений; в Синопе изгоняет беса, вошедшего в сына некоего Гратина; в Никее прогоняет 7 бесов, живших среди гробниц и побивавших камнями прохожих; этих же бесов он побеждает вторично в Никомидии, воскресив растерзанного ими (в обличье псов) юношу. Затем ап. Андрей, укрощая бурю, переправляется в Византий (буд. Константинополь), поражает при помощи ангела толпу вооруженных разбойников во Фракии и чудесно уплывает из Перинфа в Македонию. В Филиппах апостол предотвращает брак между двоюродными братом и сестрой (этот эпизод описывается в Послании Псевдо-Тита), спасает юношу Эксоя, с которым отправляется в Фессалонику. Там он исцеляет сына горожанина Карпиана и бесноватого юношу, а затем возвращается в Филиппы, чтобы вылечить сына некоего Медия. После ряда чудес ап. Андрея приводят на допрос к проконсулу Вирину; затем он убивает змия и видит во сне Христа с апостолами Петром и Иоанном. Наконец, ап. Андрей отправляется в Ахайю, где обращает ко Христу сначала проконсула Лесбия, а затем (совершив ряд чудес и исцелений в Патрах, Коринфе и Мегаре) жену проконсула Эгеата Максимиллу и его брата Стратокла, за что проконсул заключает апостола в тюрьму и затем распинает на кресте.

Богословские воззрения, отраженные в "Деяниях Андрея", проанализированы Ж. М. Приёром (Prieur. Andreasakten. S. 103-107). Согласно им, родственный Богу элемент ("душа", "дух", "ум", "человек") оказался заключен в тело и подчинен злым началам - "времени", "движению", "множественности" (греч.- ta polla), "бытию" (греч.- genesis); сам человек не осознавал это состояние из-за действия враждебных демонических сил. Возможность выйти из него он получил лишь после Откровения, которое позволило ему "осознать" (греч.- gnoridzein) свое божественное происхождение и господство над собой злых сил. Откровение происходит через чудеса и проповедь апостолов. Ап. Андрей, "посвященный в майевтику и мантику", своими деяниями пробуждает в людях самосознание и укрепляет его до достижения духовной зрелости. После получения Откровения ученики ап. Андрея изгоняют из своей жизни все, что "вне" (греч.- ektos), телесное и мирское, и устремляются к духовному и божественному, в частности, они, как и энкратиты, отказываются от плотских сношений, целью их жизни становится подражание мученичеству учителя. Община учеников ("братья") получает от ап. Андрея "печать", оберегающую их от злых сил.

Блаженство достигается уже на земле с принятием спасительного знания и освобождением от греха путем аскезы, но лишь после смерти оно достигает полноты, когда душа воссоединяется со своим источником, пребывая в покое (греч.- anapausis) и созерцании Бога. Бог предстает в "Деяниях Андрея" неведомым Богом, откровение о Котором несет ап. Андрей, и он становится источником открываемого ап. Андреем знания. Бог близок к уверовавшим в Него и заботится о них. Понятие "спасение во Христе" не встречается в "Деяниях Андрея" Иисус, Его земная жизнь, крестная смерть и Пришествие не являются предметом апостольской проповеди. Эпитеты Бога: "Господь", "Бог", "Иисус" (эти слова являются в тексте полными синонимами; выражение "Сын Божий" отсутствует вовсе), "Владыка", "Нерожденный", "Свет", "Жизнь", "Отец", "Брат", "Величие", "Наднебесный", "Милующий", "Милостивый", "Спасающий", "Лучший", "Прекрасный", "Справедливый", "Единый".

В тексте "Деяний Андрея" можно проследить влияние гностицизма, платонизма, неопифагорейства и стоицизма; при этом Приёр не считает возможным отнести это произведение к какой-либо определенной философской или религиозной среде. На многочисленных примерах он показывает, что древнейший текст деяний носил не гностическую, как предполагалось ранее (Lipsius и др.), а скорее энкратитскую окраску с возможным неоплатоническим влиянием (Hornschuh).

Наряду с "Деяниями Андрея" как на греческой, так и на восточной почве возникли и другие апокрифические сказания о проповеди ап. Андрея, носящие по большей части фантастический оттенок. Самое широкое распространение в различных редакциях получили Андрея и Матфия деяния (связь их с "Деяниями Андрея" остается предметом дискуссий, см. Prieur, MacDonald), по содержанию их продолжают Петра и Андрея деяниях (BHG, N 1489). Большинство других апокрифических деяний Андрея (за исключением "Деяний Андрея и Варфоломея" - BHG, N 2056) сохранилось только на восточных языках (коптском, арабском, эфиопском): Андрея и Филимона деяния, Павла и Андрея деяния, Мученичество Андрея у курдов (CANT, N 236).

Источники: CANT, N 225-236; Acta apostolorum apocrypha / Ed. R. A. Lipsius et M. Bonnet. Lipsiae; P., 1898. T. 2/1. P. 1-64; Acta Andreae / Ed. J.-M. Prieur. Turnhout, 1989. T. 1-2. (CCSA; 5-6); MacDonald D. R. The Acts of Andrew and The Acts of Andrew and Matthias in the City of Cannibals. Atlanta, 1990.

Литература:
Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // ЖМНП. 1877. Т. 189. Ч. 2. С. 41-82, 157-185; Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1883. Bd. 1. S. 543-622; Петровский С. В. Апокрифические сказания об апостольской проповеди по черноморскому побережью // ЗапООИД. 1898. Т. 21. С. 1-184; Flamion J. Les Actes Apocryphes de l'apotre Andre, des Actes d'Andre et de Mathias, de Pierre et d'Andre et les textes apparentes. Louvain, 1911; Quispel G. An Unknown Fragment of the Acts of Andrew (Pap. Copt. Utrecht 1) // VigChr. 1956. Vol. 10. P. 129-148; Hornschuh M. Andreasakten // NTApo. Bd. 2. S. 270-297; Plumacher E. Apostelakten // Pauly, Wissowa. Suppl.-Bd. 15. 1978. Sp. 11-70; Erbetta M. Gli apocrifi del Nuovo Testamento. Torino, 1975. Vol. 2. P. 395-449; Moraldi L. Apocrifi del Nuovo Testamento. Torino, 1986. Vol. 2. P. 1351-1429; Prieur J.-M. Les Actes apocryphes de l'apotre Andre: Presentation des diverses traditions apocryphes et etat de la question // ANRW. 1988. Tl. 2: Principat. Bd. 25. Teilbd. 6. S. 4384-4414; idem. Andreasakten // NTApo. Bd. 2. S. 93-137; Bremmer J. N. (ed.) The Apocryphal Acts of Andrew. Leuven, 2000. (Stud. on the Apocryphal Acts of the Apostles; 5).

А. Ю. Виноградов

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=39355&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме