"Церковь должна стать духовным центром государства"

Доцент МГИМО считает, что участие верующих в решении насущных социальных проблем вернет общество к соборности

0
148
Время на чтение 4 минуты
О светском образовании, кризисе европейской цивилизации, журналистской этике и задачах Церкви в XXI веке с нашим корреспондентом беседовал декан факультета международной журналистики МГИМО, член попечительского совета Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского и редколлегии православного журнала "Фома" Ярослав Скворцов.

-Не вступают ли в противоречие методы журналистов (в том числе православных) с их верой?

- Я думаю, вера человека определяет модель его поведения в разных ситуациях. Журналистика в нынешнем своем проявлении сама по себе штука циничная, но ею можно и нужно заниматься по совести, по вере и быть при этом очень успешным человеком в профессии. Журналистика - не как совокупность изданий, а как сообщество людей - способна быть духовной и бездушной, сеющей доброе и вечное или разрушающей идеалы. Мешать человеку вера не должна (ну, разве что фанатикам); скорее - наоборот.

- Легко ли человеку вообще оставаться христианином в современном мире?

- Тяжело тому, кто таковым не является, честно говоря. Потому что в мире, в котором утрачена универсальная система ценностей, сложно найти истинные и непоколебимые точки опоры. А христианство как идеология, если угодно, как модель построения общества является одной из жизненных философий, способных помочь человеку найти ответы на вечные вопросы.

- В чем вы видите основные причины потери универсальных ценностей?

- В какой-то мере виновата научно-техническая революция, приведшая к существенным изменениям в процессе распространения и использования информации. Индивиду запросто в таком потоке захлебнуться... Соответственно, вечные вопросы - что хорошо, что плохо; как жить, чему служить - в совокупности с технологическими и экономическими потрясениями приводят человека к необходимости принимать сложные, но срочные решения. Но кризис - это ведь точка роста. Правда, кризис, который длится уже 15 лет, - состояние непонятное... Он все же предполагает достаточно ограниченную временную протяженность.

- Не приведет ли этот кризис вообще к упадку европейской цивилизации?

- Однозначного ответа на этот вопрос дать никто не может. А может быть, тем жизнь и интересна, что, в отличие от наук точных, здесь практически никогда не сделать однозначный вывод. То, что это процесс двусторонний, что идет взаимопроникновение цивилизаций, очевидно. Если мы говорим о каком-то "конфликте интересов", то чьи ценности окажутся сильнее, тоже вопрос. Наверное, можно привести массу аргументов в пользу того, что европейская цивилизация обречена, и проводить аналогии с Римской империей. Но, как говорил один политический деятель ХХ века, "любые аналогии опасны, особенно исторические". Мне кажется, у европейской цивилизации достаточно сильных, жизнеспособных ценностей, которые более агрессивные цивилизации вытеснить не смогут. Но то, что ее влияние ослабевает, уже факт.

- Европейский человек настолько боится конфликтов с другими цивилизациями, что появилось такое понятие, как воинствующая политкорректность. К чему может привести такой чрезмерный страх обидеть кого-то?

- Эта проблема существует не только в Старом, но и в Новом Свете. Например, Мексика, страна традиционно католическая, всерьез опасается агрессивного проникновения в достаточно монолитное с точки зрения духовности современное мексиканское общество американского протестантизма. "Болезнь толерантности" способна привести к кризису сознания. Скажем, еще полтора-два десятка лет назад отношение к сексуальным меньшинствам было вовсе не таким, мягко говоря, терпимым, как сегодня. Дело не в практике гей-парадов в ряде крупнейших европейских городов, не в политиках, не скрывающих своей ориентации, а скорее, в проникновении этого вируса в литературу, в искусство, в академическую среду. Наверное, здесь мы имеем дело с эффектом маятника: из крайности в крайность. Степень насыщения и благополучия послевоенного европейского общества приводит к сдвигам в сознании. Когда нет ежедневной потребности бороться за выживание, думать о хлебе насущном, надо бороться... за что-то другое. Например, за права человека, в том числе - права сексуальных меньшинств. Но давайте вспомним: сразу после 11 сентября 2001-го общество, которое еще вчера морщилось по поводу того, что кто-то просит открыть сумку или заглянуть в карман, стало с охотой разуваться около металлоискателей в аэропортах.

- Должна ли Церковь укреплять этот здравый смысл, моральный дух?

- Несколько наивно всерьез рассчитывать на то, что Церковь как общественный институт возьмет на себя эту роль. Церковь в современном российском обществе очень авторитетна (по многим социологическим опросам, она входит в тройку институтов, коим граждане доверяют в первую очередь), но как любая общественная организация - в отличие от Веры - имеет свои ограниченные функции. Нельзя требовать от законодательной власти, чтобы общество соблюдало принимаемые ею законы, это прерогатива самого общества и каждого ее представителя.

- Например, Католическая церковь, чувствуя потерю своего влияния, делает шаги к сближению с РПЦ...

- То, что РПЦ стремительно наращивает влияние в современном российском обществе, - факт. Думаю, что именно этот пример воспринимается европейскими католиками как поучительный. И все же любое копирование может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Люди разные, культуры разные. Но если своих идей нет...

- Должна ли Церковь встраиваться в информационное общество?

- Как один из институтов общества Церковь уже по определению в нем пребывает. Другое дело, как складываются отношения этого института с другими. В обществе накопилось много задач, которые требуют решения: помощь старикам, беспризорникам, лицам, потерявшим по разным причинам кров, опека больниц, детских домов и домов престарелых. Люди и материально не обделенные, и духовно богатые, великодушные могут и должны относиться к такой ситуации по-христиански. Монастыри, осознающие свою социальную роль, тоже могут взять на себя решение этих задач. Таким путем обществу в целом можно и должно вернуть тягу к соборной духовности. Если двигаться в этом направлении, Церковь обязательно станет духовным центром государства; оплотом, без которого любая нация прожить не может...

Между тем...

АНГЛИЧАНЕ БОЯТСЯ РОЖДЕСТВА

В Великобритании промышленная согласовательная служба ACAS посоветовала работодателям избегать религиозных рождественских атрибутов, чтобы не задеть чувства нехристиан. По данным исследований, 74 процента руководителей предприятий опасаются, что празднование Рождества может навлечь на них обвинения в нарушении антидискриминационных законов. Между тем католический епископ Личфилда (Уэльс) посвятил свое рождественское послание призыву "сохранить самое драгоценное из наших духовных достояний в центре общественной жизни". Он приветствовал решение городского совета Скарборо, где поставили традиционный рождественский вертеп на городской площади.

Беседовала Камилла НИГМАТУЛЛИНА

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=259619140
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Скворцов
Все статьи Ярослав Скворцов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 05:51
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07