itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

От явления Богородицы до раскола

Православие в Эстонии по-прежнему переживает нелегкие времена

Новости Москвы 
0
189
Время на чтение 4 минуты
У православия в Эстонии давняя история. Первые письменные свидетельства о его появлении на эстонской земле относятся к XII в. По церковному преданию, оно уже утвердилось здесь с основанием в 1030 г. князем Ярославом Мудрым города Юрьева (Тарту).

По легенде, сама Богородица благословила распространение православия на эстонской земле, в XIII в. явившись на Пюхтицкой горе местным пастухам. В XVI в. на этих землях проповедовал священномученик Корнилий Псково-Печорский. В это время приходы существовали в Ревеле (ныне Таллин) и Юрьеве, причем право русских купцов иметь свой храм в Ревеле гарантировалось договором Ливонского ордена с Новгородом, а позднее - с московскими государями.

Начало XVIII в. - новый этап в распространении православия в Эстонии. После окончания Северной войны на эстонских землях, ставших частью Российской империи, медленно, но верно стало увеличиваться число православных приходов, в основном объединявших русское население. Массовое обращение коренного населения сопровождается возникновением собственно эстонских приходов и увеличением числа священников-эстонцев. Православная духовная семинария в Риге готовит священнослужителей для Эстонии и Латвии - некоторые ученики и выпускники этой семинарии стали впоследствии у кормила церковного правления в Балтийском крае.

Революция 1917 г. и обретение Эстонией государственной независимости вызвали серьезные изменения в положении Церкви (до этого времени приходы Эстонии входили в состав Рижской епархии). Приходы, находившиеся на территории Эстонии, вошли в Ревельскую епархию, а в 1920 г. определением Патриарха Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия.

Однако уже в 1923 г. Эстонская Православная Церковь переходит в юрисдикцию Константинополя. Связь с Московским Патриархатом была прервана после прихода к власти в России большевиков вплоть до начала 1940-х гг., когда митрополит Александр (Паулус) принес покаяние перед Священным Синодом Русской Православной Церкви (РПЦ) и Патриаршим Местоблюстителем, Блаженнейшим Митрополитом Сергием (Страгородским).

Советский период жизни Эстонской Церкви, как и для всей РПЦ, стал временем испытаний. Закрылась почти половина приходов, стоял вопрос о закрытии Александро-Невского собора и Пюхтицкого монастыря, отстоять которые удалось благодаря митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию (Ридигеру), ныне Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Выход Эстонской Республики из состава СССР принес Православной Церкви не только свободу, но и новые осложнения. В 1993 году Алексий II своим "Томосом" подтвердил автономию, дарованную Эстонской Церкви Патриархом Тихоном. Но от раскола по национальному признаку эта автономия ее не спасла. Раскол был инспирирован, как и в 1920-е гг., эстонскими националистическими кругами, которые видели в представителях Московского Патриархата враждебную "руку Москвы". В начале 1990-х гг. XX в. Эстонская Православная Церковь раскололась на две структуры: Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую Апостольскую Православную Церковь Константинопольского Патриархата (ЭАПЦ КП).

Москва объявила о прекращении литургического общения с Константинополем вплоть до разрешения конфликта. Итогом стало подписание комиссиями двух Патриархатов так называемого Цюрихского соглашения в 1996 г., по которому стало возможным размежевание двух частей Эстонской Церкви как в каноническом, так и имущественном отношении. Принципы Цюрихского соглашения были подтверждены в Берлине в 2001 г.

Вместе с тем только в марте 2001 г. состоялась государственная регистрация ЭПЦ МП с учетом основного принципа, на котором настаивала Москва. Этот принцип заключается в следующем: ЭПЦ МП - не новообразование, возникшее в советское время, а автономная Церковь в составе Московского Патриархата, берущая свое начало от "Томоса" Патриарха Тихона 1920 г.

В настоящее время у ЭПЦ МП тридцать два прихода. Подавляющее большинство прихожан - этнические русские или русскоязычные жители Эстонии, которых насчитывается 150-200 тысяч. Собственно эстонских приходов нет, а духовенство в своей основной массе получило образование в учебных заведениях России, редко Финляндии.

Государство, как правило, оказывает поддержку в области ремонта и реставрации церковных зданий. В то же время у ЭПЦ МП практически полностью отсутствуют контакты с учреждениями образования, но это связано с общими проблемами преподавания русского языка в стране. Однако в Нарве действует частная православная гимназия.

Отношения с ЭАПЦ остаются нестабильными. Как утверждает секретарь предстоятеля ЭПЦ МП митрополита Корнилия (Якобса) священник Алексий Колосов, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата "опережает ЭАПЦ и количественно, и по уровню организации духовной жизни". Церкви, находящиеся в юрисдикции Константинополя (около 50 приходов), расположены преимущественно в глубинке.

"Они не хотят идти на контакт, - утверждает секретарь митрополита. - Для того чтобы открыться, нужно преодолеть внутренние разногласия. Церковь это не здания, а сообщество людей. Мы не требуем у них здания. Самое главное - люди, которые являются носителями веры". Так или иначе, вопрос о зданиях также остается нерешенным: вопреки положениям Цюрихского и Берлинского соглашений, из 18 храмов и приходских домов, которые ЭАПЦ должна передать ЭПЦ МП, переданы лишь пять объектов. Как отметил в одном из своих недавних интервью митрополит Корнилий, передаче зданий препятствуют и государственные чиновники, видящие в ЭПЦ МП "руку Москвы". В ЭАПЦ, в свою очередь, утверждают, что их Церковь лишь "канонически связана" с Константинопольским Патриархатом, но в то же время является автономной, "в отличие от ЭПЦ МП, которая представляет собой часть Московского Патриархата".

http://religion.ng.ru/history/2006-12-06/5_bogorodica.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии