Папа повернулся лицом на Восток

Была ли успешной поездка Бенедикта XVI в Турцию?

0
95
Время на чтение 4 минуты
Завершившийся 1 декабря четырехдневный визит Папы Римского Бенедикта XVI в Турцию западные СМИ в один голос признали успешным. По мнению госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне, турецкий вояж Понтифика "принес позитивные результаты в политическом плане" и "положительно повлиял на восприятие Папы турецким обществом". Так ли это на самом деле?

Под "политическим успехом" можно понимать, например, в целом удачную попытку "задобрить" турецкие власти, возмущенные "регенсбургской лекцией" Бенедикта XVI. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил, что во время краткой беседы с ним в аэропорту Анкары 28 ноября Папа выразил поддержку вступлению Турции в Евросоюз. Газета Chicago Tribune назвала это "умным маневром" Понтифика. Однако на фоне призывов Еврокомиссии к странам ЕС приостановить переговоры с турецким правительством жест Бенедикта XVI, всегда скептически высказывавшегося по поводу евроинтеграции Турции, скорее напоминал дипломатический прокол.

Ватикану пришлось отыгрывать назад и делать оговорки. Пресс-секретарь Святого Престола священник Федерико Ломбарди заявил, что Папа всего лишь "выразил солидарность идее "альянса цивилизаций", которую поддерживает премьер Эрдоган", а Ватикан "не может повлиять на вступление Турции в ЕС". Да и тон высказываний Бенедикта XVI о перспективах евроинтеграции Турции по ходу пребывания на берегах Босфора успел поменяться.

Совместное заявление, которое сделали 30 ноября Папа и Константинопольский Патриарх Варфоломей I, содержит несколько существенных пассажей, касающихся ЕС. Обозревателей турецкой газеты Milliyet насторожил тот акцент, который Понтифик и Патриарх сделали на "сохранении христианских корней Европы", - не секрет, что в мусульманской Турции идею ЕС как "христианского клуба" воспринимают крайне негативно. А слова о необходимости "защиты прав религиозных меньшинств" - прямая инвектива в адрес Турции, дублирующая критику со стороны Евросоюза.

Представители ЕС требуют от турецких властей обеспечения полной свободы вероисповедания для немусульманских религиозных меньшинств. Прежде всего это касается христиан: православных, католиков, представителей древних Восточных Церквей и протестантов. "Полная свобода" предполагает защиту имущественных прав Церквей и открытие религиозных школ, в частности православной семинарии на острове Халки, закрытой в 1971 г.

Теплая встреча Бенедикта XVI и Варфоломея I, свидетельствующая об укреплении связей между Римом и Константинополем, не могла вызвать приступов радости у турецких властей. Тем более что Папа нон-стоп именовал Варфоломея I Вселенским Патриархом. Для правительства Турции этот титул - как красная тряпка, намек на создание "православного Ватикана" на турецкой территории. Примечательно, что журналисты, освещавшие встречу глав Церквей, долгое время не могли получить аккредитацию - турецкий МИД и Совет по делам печати не разрешали Константинопольскому Патриархату распространять аккредитационные карты, на которых Варфоломей I был обозначен как Вселенский Патриарх.

Кстати, совместное заявление Папы и Патриарха, их встречу и экуменическую молитву в церкви Св. Георгия на Фанаре западные СМИ также склонны расценивать как "политический успех" Святого Престола и значительный прорыв в православно-католических отношениях. Хотя весь "прорыв" де-факто заключается в том, что Папа, обращаясь к верующим с балкона патриаршей резиденции 30 ноября, назвал разделение Церквей "скандалом для всего мира". Это не более чем терминологическое и риторическое новшество, тогда как взаимоотношения Рима и Константинополя стабильны и прочны с 1965 г., когда Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I приняли декларацию о взаимном снятии анафем. Напомним, что приглашение Бенедикта XVI было изначально инициативой Варфоломея I, "перехваченной" впоследствии турецким правительством.

У папского визита в Турцию была еще одна цель - Бенедикт XVI должен был расположить к себе турецких мусульман, гневно реагировавших на "регенсбургскую лекцию". Встречаясь с главой турецкого Совета по делам религий Верховным муфтием Турции Али Бардакоглу, Понтифик повторил уже не раз звучавшие за последние месяцы слова о необходимости межрелигиозного диалога и неприемлемости исламофобии. Свои слова он подкрепил не только стандартными ссылками на Папу Иоанна Павла II и документы II Ватиканского Собора, но и цитатами из "дружеского" письма Папы Григория VII к мавританскому эмиру 1076 г.

Пример Григория VII как иллюстрация исламо-христианского диалога выглядит более чем странно. Это своего рода ноу-хау Бенедикта XVI. Письмо эмиру Римский Понтифик, конечно, писал, но в историю вошел скорее благодаря своим призывам к освобождению Святой Земли от турок в 1074 г., чем миролюбивой переписке с исламскими лидерами. Так что, судя по всему, налицо еще один просчет ватиканской дипломатии.

Впрочем, встреча с Али Бардакоглу - официоз. "Завоевать сердца" турецких мусульман был призван другой жест Понтифика - молитва в мечети султана Ахмета (Голубой мечети) в Стамбуле вечером 30 ноября. Фото Папы, молящегося рядом с муфтием Стамбула Мустафой Чагрыджи с лицом, обращенным в сторону Мекки, обошло передовицы многих турецких газет. "Мир в Стамбуле", "Папа получил прощение в мечети султана Ахмета", - гласили газетные заголовки.

Впрочем, волна протестов, всколыхнувших исламский мир после "регенсбургской лекции", давно пошла на убыль, и Турция здесь не исключение. Нужен был всего лишь эффектный, красивый жест, чтобы окончательно закрепить "примирение", и молитва в мечети стала таким жестом. Однако все остались, как говорится, при своих интересах. Мусульмане, готовые простить Папу, давно это сделали. А исламисты и в дни папского визита проводили спонтанные демонстрации и акции протеста, считая поездку Понтифика "новым крестовым походом".

"Папа покинул Турцию, так и не сказав, что конкретно нужно сделать для развития взаимопонимания и диалога между мусульманами и христианами", - резюмирует журналист Associated Press Брайан Мерфи. "Будет ли Папа придерживаться того же мирного тона, когда вернется в Ватикан?" - задается вопросом египетская газета Al-Hayat. Исламский мир как пороховая почка. Одна искра, неосторожная цитата - и произойдет новый взрыв. А "позитивные результаты" турецкого визита окажутся неактуальными.

http://religion.ng.ru/politic/2006-12-06/1_papa.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21