Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006.
Имя старца Порфирия Кавсокаливита уже знакомо российскому читателю. В 2004 году в издательстве Саратовской епархии вышла книга А. Калиацоса "Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия". Книга эта была написана одним из мирян - духовных чад старца. Она содержит воспоминания о многолетнем общении с батюшкой, его чудесной помощи многим людям. Можно сказать, что это "взгляд со стороны".
В новом издании мы слышим живой вдохновенный голос самого старца Порфирия. Голос этот полон любви, и любовь эта - к Богу, к людям - преизливается со страниц книги на читающего ее: "Если я стану рассказывать вам о своей жизни на Святой Горе, о моей любви и преданности, недостанет мне времени, чтобы повествовать... (Евр. 11, 32). Но любовь моя к вам побуждает рассказать, сколько помню".
Первая часть книги - это жизнь старца, рассказанная им самим, вторая - его наставления, произнесенные в разное время. Они были бережно записаны и сохранены сестрами монастыря Хрисопиги, в жизни которого старец принимал участие на протяжении нескольких десятилетий.
Поскольку большую часть жизни старец Порфирий нес свое служение в миру - тридцать три года он был настоятелем и духовником в больничном храме Афинской поликлиники, к нему приходило множество людей, и эти люди оставили невероятное количество свидетельств о его прозорливости, чудесах и исцелениях по его молитвам (об этом в основном рассказывается в книге А. Калиацоса). "Житие и слова" содержат повествование другого уровня - они позволяют нам хотя бы отчасти понять душевное устроение великого подвижника, который мог бы сказать о себе вместе с апостолом Павлом: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Любовь ко Христу - центр всей жизни отца Порфирия, научиться этой любви, в которой все для человека,- главный его совет всем нам: "Я одно понял, что, когда кто-либо познает Христа, возлюбит Его и будет возлюблен Им, тогда все становится прекрасным, святым, радостным и легким".
Удивительна сама история жизни преподобного Старца: в двенадцатилетнем возрасте, прочитав житие святого Иоанна Каливита, он решил тайно от родителей отправиться на Афон - и трижды возвращался в нерешительности. Наконец, Сам Бог вручил юношу попечениям духовника - старца Пантелеимона, и для него началась жизнь на Святой Горе, которая, по его собственным словам, была молитвой, радостью и послушанием старцам: "Лени не было совсем. Мне нравилось молиться, даже когда я был уставшим. В обессиленном состоянии я еще больше искал Бога. Вы должны этому поверить и понять, что это действительно возможно. Это результат любви. Дело не в том, что ты быстро ходишь, делаешь одно дело, начинаешь другое, возвращаешься и следишь за тем, чтобы успеть закончить все: полить, прополоть, принести земли и дров, сходить в горы, принести деревяшки для рукоделия. Благодаря любви становишься неутомимым. И знаете, куда тогда деваются грехи? Они все спят".
Жизнеописание старца Порфирия необычно и поразительно интересно еще и потому, что он всегда остро чувствовал реальность духовного мира и видел проявления Божественного Промысла в каждом человеке, в каждой твари. Например, один из уроков на всю жизнь (как служить Богу, славить Бога всем сердцем, живя в безвестности) он получил... слушая соловья.
Еще несколько слов Старца о благословенном Афоне: "На Святой Горе встают в два часа. В тот час я ощущал благоговейный трепет. Молитва сотрясала местность, сотрясала духовный мир. Вот какова любовь ко Христу".
В девятнадцатилетнем возрасте вынужденно, из-за тяжелой болезни, по Промыслу Божию он оставил Афон и до глубокой старости служил людям как духовник, облегчая их страдания, разрешая недоумения. Последнее десятилетие жизни старец посвятил основанию и строительству монастыря в Милеси. Вероятно, к этому времени относится большинство слов и поучений, опубликованных во второй части книги: о Церкви, молитве, Таинстве покаяния, болезнях, воспитании детей. В них - опыт, примеры из жизни наших современников, которые обращались к старцу Порфирию за помощью, казалось бы, в безнадежных ситуациях. И снова и снова он учил их доверию Богу и благородству в молитве: "Часто мне звонят даже из-за рубежа и задают вопросы о детях и на другие темы. Вот и сегодня мне позвонила одна мать из Милана и спросила, как ей вести себя со своими детьми. Я сказал ей вот что: "Молись и, когда необходимо, говори с детьми с любовью. Побольше молись и поменьше слов им говори. И ко всем должно быть больше молитвы и меньше слов... Потому что своими разговорами мы становимся назойливыми для других, вызываем их сопротивление и иногда возмущение. Поэтому лучше таинственно говорить с их сердцами посредством таинственной молитвы, чем с их ушами"... Все бывает от молитвы, молчания и любви".
Незадолго до своей кончины, готовясь к ней, Старец вернулся на столь любимую им Святую Гору, в Кавсокаливию. Там он отошел ко Господу 2 декабря 1991 года. Его последними словами были слова из первосвященнической молитвы Спасителя: "Да будут едино" (Ин. 17, 22).
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/20061210.html