"Это - первый крупный совместный проект по созданию вооружений, где контрагентом является одна из стран НАТО", - говорит технический менеджер Андрей Ефимов. Клиентом-заказчиком разработки выступили итальянские военные моряки. Они предложили концепцию (то есть тактико-технические характеристики) подлодки. Субмарина должна решать широкий круг боевых задач. А именно: уничтожать надводные и подводные корабли, осуществлять постановку мин и вести разведку. Кроме того, ПЛ будет способна высаживать и принимать на борт десант.
Проектировочные работы предполагается закончить в следующем, 2007 году. Их идея зародилась в рамках комиссии по военно-техническому сотрудничеству РФ-Италия. Активное участие сразу же принял Рособоронэкспорт. Такой заказ в профессиональном отношении лестен для российской стороны, поскольку итальянские конструкторы считаются в мире одними из лучших в строительстве боевых кораблей любых классов. У них за плечами - богатые технические традиции и высокопрофессиональная школа. Кроме того, присутствует нехитрый расчет: российские идеи, вооружение и оборудование хотя и занимают передовые позиции, однако их стоимость значительно ниже, чем у аналогичных фирм в других странах.
По итальянской терминологии проект носит наименование "концептуальный", что соответствует российскому - "эскизное проектирование". По плану завершения его второго этапа и были представлены соответствующие документы в Рим.
Подлодка оказалась довольно "зубастой". У нее шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Они способны использовать новейшую итальянскую торпеду "Блек шарк" или ракету российского комплекса "Club-S". Что позволяет уничтожать не только надводные цели, но также и наземные объекты. Это приоритетная задача для проектировщиков современных субмарин. Здесь Россия в лидерах. Ракеты, подобные "Club", имеются только у США.
Девиз проекта - высокая боевая эффективность и простота эксплуатации. Ближайший его конкурент - немецкая ПЛ типа "212" - в полтора раза больше по водоизмещению и к тому же не имеет такого оружия, как "Сlub". Вдобавок у российского "детища" экипаж меньше почти вдвое. Экономический эффект от эксплуатации, согласно предварительной оценке, дает выигрыш в 30%.
Разработчики проекта уделили внимание не только боевой эффективности сбмарины, но и вопросам ее обитаемости. "Комфортность новой подлодки обеспечивается с учетом стандартоа НАТО, - говорит технический менеджер Андрей Ефимов. - Всего три шестиместные каюты, для командира - отдельная. Теперь койки и койками назвать нельзя. Это постели удобные, значительно удлиненные. То есть - как в хорошем, дорогостоящем купе железнодорожного вагона. Под водой это важно".
"Ничто человеческое нам не чуждо, - подчеркивает Андрей Ефимов. - Специальный дизайн разработан даже для гальюна: он просторный и удобный.
Эффективная система кондиционирования - очень больной вопрос для всех подлодок. Но справились и с этой задачей.
Впервые в отечественной практике разработан совершенный дизайн для подводного корабля вообще. Теперь нет никаких рогулек, крючков, рычажков, которые можно было бы задеть одеждой, споткнуться и так далее. Совершенным получился командный пост - радует глаз, функционально удобный. Пришлось привлечь профессиональных дизайнеров - в России это впервые. Удобное размещение пультов, операторских кресел, их рациональное освещение - это и многое другое оказалось не столь просто сделать, много вариантов пришлось перепробовать. Наконец, был готов макет. Итальянцы дали ему высокую оценку, сравнив с компактным автомобилем - маленьким снаружи и весьма объемным внутри. Итальянцы, мировые мастера дизайна - от одежды, всяческих аксессуаров до законодателей моды в мировом автостроении, градостроительстве, архитектуре с похвалой отозвались о работе российских конструкторов".
Через несколько месяцев российская сторона планирует полностью сдать проект новой подлодки итальянским ВМС. На следующем этапе - строительства - рассчитывает, что тоже потребуется ее участие. Уже решено, что сталь для корпуса будет приобретена на одном из предприятий РФ. Совершенно неожиданный факт: на три четверти радиоэлектронное оборудование предполагается скомпоновать из российских составляющих. Итальянцы же оснастят подлодку своими дизель-генераторами, системами управления движением и электрооборудованием.
Конструкторы кораблей из Санкт-Петербурга хотели бы надеяться, что их работа над проектом будущей итальянской подлодки принесет практическую пользу не только ВМС Североатлантического альянса, но и отечественному Военно-морскому флоту.
http://nvo.ng.ru/armament/2006-12-08/6_submarine.html