itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Фильм "Остров": Pro и Contra. О правде

Фильм "Остров" Павла Лунгина 
0
167
Время на чтение 5 минут
Прежде всего, зададимся вопросом: какое произведение Церковь может назвать своим? Такое произведение должно отвечать следующим требованиям.

1. Талантливое

2. Нравственное

3. Правдивое

Талант - это дар Божий, поэтому неталантливое произведение - бездарное, значит, принять его нельзя.

Талант можно употребить во благо, но можно и во зло. Нравственное произведение - "сейте разумное, доборе, вечное", - это произведение, авторы которого имеют ясный, чистый, высокий идеал.

Правда несет в себе отблеск благодати Божией, поэтому имеет духовную силу. Правда жизни, бытовая правда, правда психологическая, правда искусства, правда жанра, историческая правда. Пренебрежение правдой лишает произведение духовной силы.

Десятилетия безбожной власти привели к утрате нравственной, и, может быть, особенно исторической правды.

Искусство - это не сама жизнь, а некоторое отражение ее. Поэтому у искусства имеются свои законы, но они не произвольны. Есть некоторого рода ограничения, которые зависят от вида искусства, его жанра итд.

В сказочном произведении, например, может быть говорящий волк, медведь или колобок. Законы жанра позволяют нарушать естественные законы, но "можно писать о яблоньке с золотыми яблочками, но нельзя писать о грушах на сливе", - подметил Н.В. Гоголь, который обладал очень тонким художественным и историческим чутьем и чувством меры. Поэтому сразу настораживает, когда в первом же эпизоде герой фильма, кочегар, открыв дверцу топки и кинув несколько лопат угля, уходит, не закрыв ее. Это незаметное, но грубое нарушение бытовой, профессиональной правды заставляет ожидать подобных нарушений, к сожалению, эти ожидания многократно сбываются.

Прежде чем обратить внимание наших читателей на эти несоответствия, отметим, что фильм без сомнения создан талантливыми людьми, которые впервые в отечественном кинематографе подняли в художественном произведении церковную тему. Фильм стал событием, он горячо и широко обсуждается, что говорит о востребованности темы и о том, что фильм не оставляет зрителей равнодушными. Можно подивиться мужеству и настойчивости авторов, которым удалось добиться того, чтобы тема, которая в недавнем прошлом была недоступной, если не сказать запретной, пробить и поставить фильм. За это, конечно, им необходимо воздать слова благодарности. Этот фильм стал событием сегодняшнего дня. Но беда, да и вина его создателей в том, что, как уже говорилось, они пренебрегли бытовой, исторической, да и духовной правдой. Но у художника права пренебрегать правдой нет.

Вернемся к военному эпизоду. Немецкий корабль, который действует у наших берегов под покровом ночи, сам себя демаскирует, включив прожекторы и топовые огни, которые видны за несколько километров. Мы употребили специальный термин "топовые огни", т.е. огни на верхушках мачт, не для того, чтобы проявить свою эрудицию, а для того,чтобы показать, что если бы авторы приложили немного усилий, то смогли бы придумать более правдоподобный эпизод.

Далее, спрашивается, зачем военному кораблю, вооруженному артиллерийскими орудиями, брать на абордаж грязный угольщик, когда он могли бы расстрелять и потопить его с большого расстояния? Зачем заставлять убивать капитана, если они все равно этот угольщик взорвали? Зачем на борту боевого корабля пехотинец в каске и с автоматом? Это просто нелепость. Как мог капитан немецкого корабля вручить заряженный пистолет вражескому матросу, да еще по-интеллигентски, так, чтобы ему было удобно взять пистолет, но при этом, направив его ствол себе в бок, рискуя, что тот нажмет на курок? Да и не были немецкие моряки столь бессмысленно жестокими. Это не гестапо, не зондеркоманды и не охрана концлагеря. Кроме того, капитан в боевом походе не имеет право покидать борт корабля. В этом эпизоде профессионально показано, как бедного парня бьют ногами по ребрам. По-видимому, этой "премудрости" в наших учебных заведениях учат, а бережному отношению к правде - нет. Кстати, непонятно, как в студеной воде истекающий кровью капитан Тихон мог выжить?

Таким образом, герой фильма, не выдержав побоев и струсив, становится предателем, поскольку он выдал своего капитана, его убийцей, а заодно и дезертиром, ведь для него война закончилась в 1942 году. Следуя логике фильма, в то время когда его ровесники сражались и погибали на войне, он "духовно возрастал" в монастыре. Непонятно и то, как трус, предатель, убийца и дезертир в течение более тридцати лет мог остаться вне поля зрения вездесущих органов государственной безопасности и не подвергся тяжелой каре?

Те, кто не знаком с историей Русской Православной Церкви, а таких среди зрителей немало, могут не знать, что Советская власть обрушила на Церковь лютые по своей жестокости гонения, что последняя предвоенная пятилетка носила название безбожной, и к ее концу на территории СССР (в границах 1939 года) не должно было остаться ни одного действующего храма. Если к началу войны эта цель была достигнута не во всех регионах СССР, то монастыри были закрыты повсеместно, не осталось ни одного действующего монастыря. С исторической точки зрения в те времена монастырек, пусть маленький, с насельниками в подрясниках и скуфейках - это невозможная нелепость, которая, конечно, против воли авторов, искажает историческую правду и дезинформирует зрителей, оставляя их в неведении о трагедии Русской Православной Церкви.

Не только историческая, но и нравственная правда нарушается в фильме. Как может кающийся грешник, чью совесть отягощает убийство, спрашивать кого-либо: "Напомни, за что Каин убил Авеля?" Разве самому брат Анатолию нельзя задать вопрос: "Напомни, за что брат Анатолий убил брата Тихона?" А если он не осознает, что как христианин и как тяжкий грешник, он не смеет никого укорять в недостатке любви к себе, или пачкать руки отцу - эконому, то никак нельзя считать его духовным человеком. Никакой дар не дает права его обладателю грубить и унижать человеческое достоинство простых людей и так униженных и оскорбленных тяжелыми условиями жизни.


На наш взгляд, можно признать блестящим замысел эпизода, когда к брату Анатолию приходит молодая женщина, на которой не желает жениться отец ребенка, которого она ждет. Но, к сожалению, его воплощение нельзя считать удачным. Не для того, чтобы получить благословение на аборт пришла эта молодая женщина, а для утешения, поддержки и совета. Можно было показать, с какой любовью, как бережно, даже нежно, брат Анатолий ее утешает и успокаивает. Он мог бы сказать ей: "Ведь девушка должна соблюдать себя в чистоте, ведь ты согрешила, правда? Не будешь больше грешить, обещаешь? Ну, тогда иди к батюшке Иову, он очень хороший батюшка. Поисповедуйся, а завтра причастишься". Наутро она радостная приходит прощаться, а брат Анатолий приглашает ее снова приезжать в монастырь и дает денег на дорогу. И вот, через некоторое время она счастливая приезжает с ребенком на руках. Анатолий ее спрашивает: "можешь ли представить, что твоего сыночка у тебя нет?", "Нет, конечно!", "А помнишь, что ты тогда хотела от него избавиться?" И она, потрясенная его любовью и прозорливостью, радостно и благодарно низко-низко ему кланяется.

А в фильме брат Анатолий якобы за то, что она его хочет в ад утащить, затопал на безответную женщину ногами и прогнал, даже имени не спросил. Сказал, правда, что мальчик будет золотой, но добавил, что замуж никто ее не возьмет. Утешил. Вряд ли она вновь приедет в этот монастырь, да и в храм вряд ли пойдет.

На наш взгляд, тем, кто желает создавать нравственные произведения искусства, следует приложить талант, энергию, глубокие знания, чтобы показать глубину, теплоту и чистоту человеческих отношений, всю силу и красоту веры и любви, которые только и могут преобразить мир.

Несмотря на то, что фильм "Остров" не лишен недостатков, надо приветствовать его выход на экран. Он ставит трудные проблемы и, если авторы фильма не всегда их удачно решают, говорит о трудности проблемы и о том, что трудно быть первыми. Мы должны быть благодарными тем, кто не побоялся быть первопроходцами.

http://www.pravmir.ru/article_1507.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Ильяшенко
«Я видел во сне царя»: Беседа о св. Царственных
Страстотерпцах и традиционных духовно-нравственных ценностях
09.10.2023
«О бесах знаю не по наслышке, а в личном
опыте с ними познакомился. Терпеть их не могу.»
09.06.2023
Все статьи Протоиерей Александр Ильяшенко
Фильм "Остров" Павла Лунгина
«Пётр Николаевич показал преображающую силу покаяния»
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Петра Мамонова
16.07.2021
Как Лунгин научит нас Родину «любить»!
Профессор Валентин Семёнов об антирусском сериале известного режиссера
03.04.2015
«Остров» в тумане
Возвращаясь к фильму П.Лунгина
10.12.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09