Михаил Ремизов написал очень удачную статью с не очень удачным названием "Апология национализма". Название неудачное, поскольку ни в какой "апологии" национализм сегодня не нуждается. Время "апологетики" некоторым образом прошло. Наступило новое время - время догматизации. Мы вступаем в большую, может быть, даже на несколько десятилетий, эпоху "великих ересей", в которой должна выковаться русская идеологическая ортодоксия.
Статья Ремизова хороша как раз тем, что указывает на несколько таких ересей, "внеэтнический" национализм, новое издание "россиянства" - это раз, ретроградство, анти-модерн (не путать с контр-модерном ), отрицание во имя традиции самой проблематики модернизации, - это два, этнократия - попытка создать из русских еще одну этническую мафию, новых чеченцев, - это три. Все три еретических типажа хорошо наблюдаемы в пейзаже, имеют определенные имена и фамилии, и весьма шумливы. Несомненно, разобраться со всеми тремя и выбросить их за пределы площадки - важнейшая задача для всех ответственных националистов.
Однако исчерпывается ли этим список ересей и заблуждений? Боюсь что нет. И боюсь, что сам Ремизов впадает в одно из таких заблуждений, хотя и более тонкое, определяя национализм как: "стратегию мобилизации этничности, ее ресурсов, для построения современного общества". Тут такая тонкость, что почти никто и не поймет, ну мобилизация, ну ресурсов этничности, ну для построения современного общества, чего тут непонятного. Однако вот в чем дело, - в течение многих столетий мобилизация чего-либо производилась в России в целях строительства чего-либо в одной единственной форме, в форме разрушения этой мобилизуемой субстанции.
Так, современное общество в России уже строили начиная с середины XIX века путем все большей "мобилизации" основного антропологического ресурса - традиционного крестьянства. Даже не с XIX, а с начала XVIII - на мобилизации этого ресурса были выстроены два из четырех русских проектов - имперский-милитаристский и советский-урбанистический. В первом случае мобилизация крестьян была частичной, в форме рекрутчины в сочетании с закрепощением. Во втором - тотальной: коллективизация, индустриализация, инженеризация (про эту волну, начавшуюся в 1950-е, когда чуть ли не половину активного контингента нации выучили на технические специальности, - почему-то забывают). Результатом этих мобилизаций стала ликвидация крестьянства как культурного и антропологического слоя, а стало быть и как ресурса, который может быть пущен в дело, мобилизован.
Апелляция к "этничности" как к последнему ресурсу мобилизации означает, что других просто нет, и что русская этничность, а стало быть и русский этнос, в процессе этой мобилизации должны быть разрушены для создания с помощью высвобожденной энергии некоего общества или даже сверхобщества. Чтобы извлечь необходимую энергию, этничность придется "расщепить", однако в этом случае она перестанет быть идентичностью и потеряет смысл в качестве целеполагания.
То есть, либо мы считаем интересы русского этноса целью, а сам этнос ценностью и общей идентичностью, основой для национальной солидарности. И тогда, разумеется, мобилизации подвергается не "ресурс этничности", а как раз все прочие ресурсы, во имя этой этничности. Либо русские для нас средство. И тогда этничность может быть мобилизована, в том числе и в самых экстремальных формах, даже в фашизоидных, так, чтобы во имя "русскости" ходить хоть на рельсы в метро, хоть по шпалам на Таймыр. Но в результате этой "мобилизации" русские как этнос прекратятся, а русская идентичность - разрушится, поскольку мобилизованная этничность - это уже не идентичность, а униформа. Вот это главная опасность - превращение этничности в униформу.
Как умный и тонкий мыслитель Ремизов забрался в такой лабиринт, в который сам, разумеется, совершенно не собирался? Виноваты:
а) слишком тесное сближение нации и этноса;
б) некритическое принятие догм "конструктивизма" и "модернизма" в теории нации.
В результате получается, что нация - это этнос, который на определенном этапе "выстроил" из себя нацию. Хотя все намного сложнее - нация это "второе тело" этноса, это очень специальная социальная структура, которую выстраивает этнос как раз для того, чтобы со всеми своими вершками и корешками не стать заложником политических обстоятельств, военных конфликтов и т.д. При создании нации этнос не мобилизуется, а мобилизует те ресурсы, которые он может мобилизовать во имя своих целей - государство, экономику, союзные этносы и т.д. И ошибка, допустим, этнократов, состоит в том, что они пытаются под видом "национализма" устроить фактическую де-национализацию исторического существования этноса, сделать его участником исторических конфликтов напрямую. Ремизов делает ту же ошибку с другой стороны - он хочет вобрать этнос в нацию без остатка, не учитывая, что он там не помещается.
Но есть, как и всегда у Ремизова, мысли просто золотые: "Мы сами должны определиться в одном важном вопросе: насколько противоречат русские интересы интересам других народов России? Или, точнее, как они вообще соотносятся с ними? Ответ, что никак не соотносятся, поскольку мы не должны думать о других, здесь абсолютно неуместен. Политика - это не в последнюю очередь искусство заинтересовывать других собственными интересами. Поэтому естественная цель русского политического национализма - не допустить антирусской консолидации российских народов и по возможности сделать их своими союзниками". В увлечении этнократической денационализацией и бредом про "усталость от имперского бремени" наши квази-нацоналисты с изнасилованными западными или еврейскими ценностями мозгами, об этом все время забывают, точнее они верят в одно - в то, что русские это самый слабый, самый трусливый и самый неспособный из живущих в России этносов, которому никогда и никого подчинить себе не удастся. Тоже результат "постмодернизма" и исторического нигилизма, нежелания считаться с русской исторической практикой.
А я вот читаю новую великолепную книгу Валерия Шамбарова "Правда варварской Руси", у него о способности русских подчинять и осоюзивать другие народы совершенно противоположное мнение:
"В литературе до сих пор бытует версия о "завоевании" Сибири. Действительности она не соответствует. Завоевать исключительно силой столь обширные края, населенные различными коренными народами, горстка землепроходцев (на всю Сибирь 2-3 тыс. служилых) никак не могла бы. А уж тем более удержать в повиновении - партизанская война похоронила бы любые отряды. В отличие от западных колонизаторов, русские не обладали здесь военно-техническим превосходством... Сибирские жители были отличными металлургами, у них была многочисленная конница, прекрасное вооружение, у некоторых племен и огнестрельное...
Западной Сибири угрожали постоянные набеги калмыков и "кучумовичей", Восточной - агрессия маньчжуров. Кроме того, среди местных народов обычным делом являлись межплеменные и межродовые войны. А русские выступали защитниками тех, кто соглашался признать подданство царя. Нападения врагов отражали вместе с коренными жителями. И нередко они добровольно вступали в подданство... А подданство ограничивалось уплатой "ясака"...
Ясак был не безвозмездным, он являлся "государевой службой", и сдававшие его получали "государево жалование" тканями, топорами и другими товарами... уплативший ясак получал право продавать излишки мехов по свободной цене, что тоже было небезвыгодно. Права "ясачных" строго охранялись законом. Все воеводы получали царские наказы действовать "ласками, а не жесточью и не правежом", а необъясаченных стараться подчинить миром - "и велети их уговаривати всякою мерою ласкою, чтоб они в винах своих государю добили челом и были под высокой рукою и ясак с себя платили"... Запрещалось и отбирать родовые земли, требовалось "ясачных угодий не имать", селиться только в "порозжих местах", а тех, кто "у ясачных людей угодья пустошает", "сбивати долой" и "бить кнутом нещадно".
Наконец, сказывался и такой фактор, как отсутствие у русских расовой и национальной неприязни. Уважение к местным. Они признавались не "дикарями", а такими же людьми, как и сами русские. Отсюда и ответное отношение. Француз Лайоне писал: "Когда русский мужик... располагается среди финских племен или татар Оби и Енисея, они не принимают его за завоевателя, но как за единокровного брата, вернувшегося на земли отцов... В этом секрет силы России на Востоке". (сс. 104-105)
Беда русских сейчас не в том, что вокруг одна "нерусь" и все нас ненавидят, а в том, что сейчас "мы" оказываемся в положении "местных", а "местные" в положении пришельцев, у которых традиции "уважения к местным" почему-то не наблюдается. И задача не в том, чтобы всех возненавидеть и ото всех отделиться, а в том, чтобы прекратить "сжатие", вернуть отношения в нормальный вид. И для этого оборонительных мер, в духе борьбы с "нелегальной иммиграцией" - мало, необходимо раскрутить воронку обратно, начать легальную эмиграцию русских.
Я поверю в то, что русские вернулись в свое нормальное состояние в тот момент, когда мы начнем сами селиться в Чечне, прикупать дачи в Южной Осетии, а от властей Китая последует первый меморандум о безобразиях русских мигрантов в Маньчжурии.
http://www.pravaya.ru/column/9969