Технология традиции

0
161
Время на чтение 3 минуты
Джеймс Бонд много лет был при смерти. Он просто выпал из времени, и последний символ Британской империи все больше превращался в дорогой, высокотехнологичный, но, в общем-то, никому ненужный, кроме английской королевы, аттракцион.

Джеймс Бонд много лет был при смерти. Он просто выпал из времени и из последнего символа Британской империи все больше превращался в дорогой, высокотехнологичный, но, в общем-то, никому ненужный аттракцион. В последнем фильме с говорящим названием "Умри, но не сейчас" ему уже прямым текстом было сказано, что он безнадежно устарел со своим "мужским шовинизмом" и своеобразным брутальным юмором. По сюжету фильма ему вроде как удалось опровергнуть это утверждение, но, на самом деле, это выглядело неубедительно.

Когда-то, во времена холодной войны, Бонд был для Англии символом имперского могущества. Он с неизменным успехом раз за разом спасал мир, опережая своих нерасторопных коллег из других стран. В его лице Англия представала в образе единственной силы, способной удержать мир от катастрофы, в которую его тащат таинственные подпольные организации и увлеченные глобальным противостоянием СССР и США. Однако времена изменились, в постсоветском мире роль бывшей островной империи стала еще менее значимой, и Джеймс Бонд остался один, никому не нужный, кроме английской королевы, которая, как известно, не пропускает ни одного фильма про агента 007.

Собственно говоря, если бы Бонд просто ушел с экрана, этого не заметила бы даже мировая киноиндустрия, давно уже подыскивавшая ему более современную замену вроде агента "Три икса" или персонажа Тома Круза из "невыполнимых миссий". Однако это означало бы, что Британия окончательно рассталась со своими имперскими воспоминаниями.

В общем, с Джеймсом Бондом надо было что-то делать и на что-то решаться.

За годы своего существования бондиана стала жанром с жесткими законами, с которыми приходится считаться создателям каждого нового фильма об агенте 007. Имеются совершенно определенные критерии того, как должен выглядеть главный злодей, какова должна быть и как должна себя вести "девушка Бонда", и так далее, вплоть до того, когда должно прозвучать заветное "My name is Bond. James Bond".

В новом фильме "Казино Рояль" все эти условия соблюдены с нарочитой точностью, однако это самый революционный фильм из всей бондианы. Знаменитого агента полностью переформатировали, но при этом он все-таки остался собой.

Фильм рассказывает о первом деле знаменитого агента, о том, как Бонд стал Бондом. Некоторые детали биографии знаменитого шпиона зритель узнает впервые. Так, например, выясняется, что Бонд вырос сиротой, а в Оксфорде его не любили более богатые сокурсники и т.д. Можно сколько угодно смеяться над этими и некоторыми другими деталями из дошпионского прошлого Бонда, но факт остается фактом: восприятие его образа зрителем уже изменилось.

Все остальное осталось таким же: красавицы, злодей со шрамом и кровавыми слезами, дорогие машины, навороченные шпионские штучки, только главный герой уже не тот, что раньше. Весь фильм зритель напряженно ждет, когда же вернется тот самый сильный, непобедимый, ни о чем лишнем не думающий Бонд, которого он знал раньше, а его вместо этого погружают в глубины вновь открывшейся личности героя. И когда в финале он, наконец, появляется в знаменитом костюме-тройке с автоматом на плече и произносит заветные слова, перед нами вроде бы прежний Бонд, но в свете наших новых знаний о нем он предстает иным и такого, измененного Бонда хватит, пожалуй, еще фильмов на десять.

Модификация традиционного образа произведена без какого-либо нарушения жестких принципов, по которым всегда делалась бондиана. Традиция не нарушена, но напротив, обогащена новыми красками и смыслами, прежде всего, кстати, за счет обращения к прошлому героя. Бонд остался самим собой, но теперь он уже по-новому вписан в современную действительность, перестав выглядеть непонятно как дожившим до наших дней рудиментом времен холодной войны.

Чем теперь этот новый Бонд станет для своей страны? Скорее всего, тем же, чем был раньше - символом могущества и значительности старой доброй Англии, только уже рефлексирующим, не очень уверенным в себе, символом. Может быть, действительно, для британцев пришло время задуматься о том месте, которое их страна занимает сейчас в мире и что им с этим делать.

Интересно другое. "Казино Рояль" - показательный пример правильной технологии работы с традицией. Настоящая традиция всегда актуальна, если уметь с ней правильно работать. По сути дела, задача ведь не в том, чтобы ничего никогда не менялось. Важно сохранить саму традицию, сообразовав ее с запросами вечно изменяющегося мира. Как известно, все вещи находящиеся во времени неизбежно подвержены постоянным изменениям. Таким образом, и любая традиция не может оставаться с течением времени неизменной во всех своих аспектах, иначе она превращается в сухой набор правил, не связанных с реальной жизнью, и следование ей становится простой стилизацией. Главное в этом процессе изменения традиции не допустить такого ее превращения, при котором она полностью меняет свое содержание, переставая быть сама собой.

http://www.pravaya.ru/column/9951


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Хаськович
Все статьи Илья Хаськович
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15